ВОЕННО-СПОРТИВНАЯ ИГРА "ЗАРНИЦА" КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ФОРМ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Орлов О.А.,
преподаватель-организатор ОБЖ МАОУ «Молчановская СОШ № 2»
Действенность военно-патриотического воспитания находится в прямой зависимости от единства учебной и внеучебной работы, организации разнообразной военно-патриотической деятельности, повышения уровня руководства военно-патриотическим воспитанием обучающихся в целом.
В Молчановской средней школе № 2 с 2004-2005 учебного года в качестве одной из основных форм военно-патриотического воспитания была принята военно-спортивная игра "Зарница". Началу игры предшествовала большая подготовительная работа. Пришлось затратить немало усилий на редактирование Положения игры "Зарница" 60-80-х годов для применения в нынешних условиях в конкретной школе.
Командующим игры согласился быть подполковник запаса, бывший военный комиссар Молчановского района. В состав Совета консультантов удалось пригласить капитана второго ранга запаса. Эти два бывших опытных кадровых офицера составили ядро командования школьной игрой. Оперативное управление игрой взял на себя капитан в отставке.
После детального обсуждения на Совете консультантов, руководством школы, в штабе игры директор школы утвердил Положение о военно-патриотической игре "Зарница" Молчановской средней школы № 2, в котором определены цели и содержание игры, участники игры, состав школьного штаба юнармейского батальона и совета консультантов, подготовка юнармейцев в составе отряда и по специальностям, ритуалы, форма одежды, знаки различия.
Целями игры обозначены:
-
активное и глубокое изучение боевых и трудовых традиций российского народа и его Вооруженных Сил, дальнейшее совершенствование военно-патриотической и спортивно-массовой работы в школе; воспитание школьников в духе готовности к защите Родины;
-
воспитание ответственного отношения к учебе, общественной и трудовой активности, формирование высоких нравственных качеств: инициативы и самодеятельности, сознательной дисциплины, товарищества и дружбы, коллективизма, воли, смелости, находчивости, выносливости;
-
изучение основ военного дела, способствующих в дальнейшем освоению программы Основ безопасности жизнедеятельности в старших классах, овладение приёмами защиты от оружия массового поражения;
-
активная подготовка и сдача норм и требований физической культуры, участие в детских спортивных играх, легкоатлетических, лыжных, и других соревнованиях;
-
изучение правил дорожного движения и противопожарной безопасности, освоение навыков оказания первой медицинской помощи при травмах, ранениях, ожогах; подготовка к участию в военно-спортивной игре «Рубеж».
При ограниченном финансировании школы немало трудностей пришлось преодолеть при создании материально-технической основы обучения юнармейцев по специальностям. Для тренировок стрелков "всем миром" собрали девять пневматических винтовок и бинокль для осмотра мишеней. Разведчикам приобрели 15 жидкостных компасов. Связистов обучали азбуке Морзе на базе кабинета физики, а телефонный узел выделил телефонный кабель и телефонные аппараты для прокладки полевых телефонных линий. Повара занимались в школьном кабинете домоводства. Центральная районная больница обеспечила всем необходимым, вплоть до носилок и санитарных сумок и занятия, и соревнования санитаров-юнармейцев. Столярная мастерская Дорожного управления изготовила атрибуты для тренировок и соревнований юных инспекторов движения. Юные пожарные тренировались на базе Молчановской пожарной части: изучали материальную часть пожарных машин, учились пользоваться пожарными рукавами, огнетушителями, брандспойтами и подручными противопожарными средствами. Редакторов боевых листков снабдили фломастерами и бланками боевых листков. На средства спонсоров приобрели ткань и сшили юнармейцам пилотки, к которым прикрепили эмблемы юнармейских специальностей.
Но самая большая сложность заключалась в том, чтобы сделать строевые занятия и занятия по специальностям систематическими. Школьники, не привыкшие к систематическому труду, выбыли из игры, но зато остальные дошли до конца и овладели основами юнармейских специальностей.
В первый год по итогам занятий проведены три соревнования: 1) в честь Дня Защитника Отечества; 2) по окончании зимнего периода обучения; 3) финал игры в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.
В начале каждого учебного года директор школы своим приказом формирует юнармейский батальон, назначает его штаб во главе с его начальником, командующего игрой "Зарница" и командира батальона. В игре «3арница» участвуют коллективы учащихся 5-8-х классов. Юнармейские отряды организуются из школьников одного класса. Рекомендуется в составе отряда иметь три отделения по 7-10 юнармейцев в каждом. Юнармейский отряд состоит из: командира отряда, его заместителя, командиров отделений, флагового, разведчиков, стрелков, санитаров, связистов, пожарных, инспекторов движения, редактора боевого листка.
В содержание игры входят мероприятия военно-патриотического и военно-спортивного xаpaктepa, состоящие из соревнований между отделениями и отрядами, соревнований по юнармейским специальностям, эстафет, конкурсов, викторин, туристских и краеведческих пoxoдов, игр и занятий на местности, знакомства с историей и уставами Вооруженных Сил, задачами гражданской обороны.
В течение учебного года предусмотрены соревнования юнармейцев в составе отряда, соревнования по юнармейским специальностям, игры на местности и финал игры для подведения итогов юнармейского учебного года.
В составе отряда юнармейцы осваивают строевую, физическую подготовку, принимают участие в патриотических мероприятиях и мероприятиях гражданской обороны.
На всех этапах игры особое внимание следует обращать на четкую организацию и точное соблюдение юнармейцами и руководителями игры установленных правил и мер безопасности.
Юнармейцы готовятся по следующим специальностям: разведчик, стрелок, связист, санитар, инспектор движения, пожарный, редактор боевого листка, командир отряда.
В батальоне итоги игры между отрядами подводятся штабом в два этапа: к Дню Защитника Отечества; и к Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Игры на местности проводятся, как правило, в конце марта с целью отработать действия отряда по юнармейским специальностям и подвести итог определенному юнармейскому учебному периоду (зимний, весенний), определить лучший отряд в батальоне.
Ежегодно в мае проводится финал, в ходе которого определяются лучшие юнармейские отряды. Отряд-победитель направляется для участия в районном финале.
По итогам районного финала «Зарницы» отряд юнармейцев школы участвовал в Областных финалах игры в 2006, 2007, 2008, 2009, 2012, 2014 годах. Систематическая подготовка по специальностям позволила отряду стать в разные годы призёром в туристической эстафете, стрелковом поединке, победителем в боевом развёртывании.
Результаты работы убедили нас в правильности выбора в нашей школе в качестве одной из основных форм военно-патриотического воспитания военно-спортивную игру "Зарница".
4