Сценарный план
Внеклассного мероприятия
«Русский танец – частица русской души и сердца»
Время проведения: Место проведения:
11.02.2019 г. в 16.30 МБУ ДО ДШИ №8
Начало: в 16.30
На экране заставка «Русский танец»
Ведущая:
— Русский танец – частица русской души и сердца.
— Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа.
— Русский танец — это не что иное, как проявление чувств, в художественной форме, передавая ощущения красоты жизни, отображая трудовые процессы, давая выход жизненной энергии.
-
Видео №1 (Государственный ансамбль танца и пляски «Кубанская казачья вольница» — от начала до 3.30 мин.)
/Сразу как закончилось видео. История возникновения Русского народного танца/
Ведущая продолжает:
— Русский танец, как вид русского традиционного искусства имеет свою многовековую историю.
— Условия жизни всегда были нелёгкими и много сил приходилось проявлять в ежедневном, напряжённом труде.
— Но наступали праздники, и здесь душа русского человека открывалась нараспашку.
— Удивительно праздничные наряды, грандиозные по своей многолюдности и величавости хороводы, мелодичные песни, зажигательные танцы – всё это было уникально и ни на кого не похоже: ведь создавалось это в течение многих тысячелетий.
— Ещё в дохристианский период, в V-VII веках, на характер танца, налагались языческие религиозные представления.
— Обожествляя Солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни и другие предметы, славяне поклонялись им. Весь окружающий мир воспринимался ими в конкретных одушевленных образах.
— На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую, по их понятию, из множества могучих существ – богов и духов.
Эти обряды сопровождались играми, хороводами, игрищными плясками, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями.
В VIII-IX веках складывается первое древнерусское государство — Киевская Русь.
— Принятие христианства способствует развитию культуры; возводятся храмы, развивается письменность.
— В этот период появляются скоморохи, в лице которых популяризируется русский народный танец, и зарождаются его сценические формы.
— Среди участников обрядов, игрищ постепенно выделялись люди, лучше других пляшущие, поющие, играющие на различных инструментах, знатоки шуток, поговорок и присказок – появились мастера-исполнители. В народе их называли «плясец», «плясальщик», «игрец», «ломака», «сопельник», «дудочник». Так возникали родоначальники будущих славянских скоморохов.
— Скоморохи сыграли большую роль в развитии, совершенствовании русского народного танца. Впервые слово «скоморох» появляется в летописи «Повесть временных лет» 1068 год.
— Фреска южной башни киевского Софийского собора воспроизводит сцены представления скоморохов (1113 год). По сути дела, они являлись первыми профессиональными исполнителями русской пляски.
— Скоморохи не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли ее рисунок, лексику, совершенствовали технику исполнения, сочиняли отдельные движения, а иногда целые пляски, вносили яркий игровой элемент в их исполнения.
— «Не учи плясать скомороха» — говорили в народе.
— Однако в средние века усиливающееся влияние православной церкви негативно сказывается на народном искусстве, видя в народных песнях и танцах пережитки язычества.
— Это привело к тому, что в XVII веке, под влиянием церкви, царь Алексей Михайлович издаёт указы о преследовании скоморохов.
— Но даже эти указы царя не могли уже искоренить творческий гений русского народа, так ярко и публично «растиражированного» скоморошеским движением. — И уже к концу этого столетия на Руси складываются основные песенные жанры и формируется русская народная хореография.
— Теперь поговорим о богатстве и многообразии русского народного танца.
— Есть несколько форм русского танца. /Формы русского танца/
-
Пляска
Тип: Сольная
Парная
Групповая
Групповая парная
Массовая
Массовая парная
-
Перепляс
-
Хоровод
Тип: Сюжетный
Бессюжетный
-
Кадриль
-
Лансье (разновидность кадрили)
-
Кадрильная пляска
-
Видео № 2 («Топотуха» в исполнении ансамбля «Берёзка» — от 2.50 мин до 6.13 )
/Сразу как закончилось видео/
Ведущая продолжает:
— Пляски не возникали ниоткуда. Они отражали восприятие человеком мира.
— Так появлялись пляски, в которых отражались характерные черты животных, птиц, рыб.
— Пляски, в которых показывалась какая-то черта человека – положительная или отрицательная.
— Пляски, в которых отражалась природа – деревья, реки, озёра. Пляски, в которых отражались трудовые процессы. Пляски, в которых отражались магические символы: (круг – солнце, полумесяц – луна, восьмёрка – вечное движение, ворота) и т.д.
-
Видео № 3 («Прялица» в исполнении ансамбля «Берёзка» — 2.40мин)
/Сразу как закончилось видео/
Ведущая продолжает:
— Первые слова о русских народных плясках появились в 907 г., когда Вещий Олег отмечал в Киеве победу над греками.
— На том торжестве для гостей выступало шестнадцать танцоров, которые были наряжены в медведей и 4 медведя, которые были наряжены в танцоров.
— По окончании обеда в соответствии с повелением Олега медведей должны были отпустить на все 4 стороны, а тех, кто танцевал – казнить.
— Как было определено позднее, последовательный князь посчитал, что танцоры – послы Северян, которые ему задолжали сотни шкур куницы.
-
Видео №3 («Сибирская сюита» в исполнении ансамбля «Берёзка» пляски с медведями — с 7.16 до 12.02 мин)
/Сразу как закончилось видео/
Ведущая продолжает:
— Особый ряд занимают воинские пляски, такие как воинские пляски запорожских, донских, кубанских, уральских казаков, которое до сих пор сохраняют дух, силу, отвагу, лихость – качества, воспитанные за многие столетия в борьбе за жизнь.
— Интересна история присядки.
— Эта пляска была распространена по всей Руси.
— Изначально техника присядки существовала в двух проявлениях:
1. Как способ боя.
2. Как боевой танец.
— Способы боя в присядку были широко распространены среди всадников и применялись пехотинцами в столкновениях с конницей.
— История названия этого танца в присядку. /О Петре Присядке/
В 1113 году жил каменщик Петро Присядка. Он вытачивал изделия, находясь на корточках. Каждый день под вечер после работы он шел на Крещатик и, выпив вина с калачом, начинал подскакивать, тем самым делая разминку для затекших на целый день ног.
Владимир Мономах, проезжал в вечернее время со свитой по улицам Киева. Ему сразу бросился в глаза странный танец. Мономах показал митрополиту Никифору танцующего парня. Спустя пару дней Петро исполнял пляску для самого Мономаха ежедневно – на завтрак, на обед и на ужин.
— Плясать, как Присядка, либо Под-Присядку уже совсем скоро стало модным в городе.
— Полные скоморохи начинали худеть и учились плясать «В Присядку», изучая и иные элементы русского танца, изламывая собственные ноги о неровные тротуары.
-
Видео №4 /Танец казаков в исполнении ансамбля танца Сибири им. Годенко/
/Сразу как закончилось видео/
Ведущая продолжает:
— Хоровод
— Первым русским танцем считается хоровод — танец по кругу. Круг в хороводе символизировал в древности Солнце – бога Ярила.
— Считалось, что такие движения по кругу с пением песен задобрят бога Солнца и принесут хорошие урожаи.
— Сегодня это лишь исторический факт религии язычества древних славян, который не несёт уже своей смысловой нагрузки в исполнении хороводных (круговых) танцев.
— Игрища были приурочены к календарным языческим праздникам:
Семик – праздник, связанный с весенними земледельческими работами – посевом;
Обжинки, спожинки – с окончанием жатвы, сбор урожая;
Осенины – проводы лета и встреча осени;
Коляда – зимний праздник;
Радуница, русалии – зимне- летние праздники в память об умерших или поминовение умерших;
Ярилин день – праздник солнца – Ярилы;
-
Видео №5 (Хоровод «Берёзка» — 5.52 мин)
/Сразу как закончилось видео/
Ведущая продолжает: / Кадриль/
— XVIII век – эпоха, связанная с именем Петра I – блестящего реформатора своего времени, с появлением нового государства – Российской Империи.
— Это и эпоха видоизменения русского народного танцевального искусства.
— Танец приобретает более светский характер. При дворе становятся популярными европейские танцы:
французская кадриль, менуэт, полонез, лансье и др.
— И в народе танец не только сохраняется, но и приобретает новые формы.
— Так, в результате западных салонных танцев в русском быту появляются кадриль, полька, лансье и другие.
— Попадая в деревню, они коренным образом изменяются, приобретая типично русские местные черты, манеру и характер исполнения.
-
Видео № 6 («Старинная городская кадриль» в исп. Ансамбля Игоря Моисеева – сначала до 6.20 мин)
/Сразу как закончилось видео/
Ведущая продолжает: / Народно – сценический танец /
— Выход русского народного танца на большую сцену происходит во втором
десятилетии XX века.
— Это период начала мощного развития русского народного
творчества всех его видов и жанров.
— Появляются учебные заведения по профессиональной подготовке преподавателей всех видов искусств, в том числе и хореографического искусства.
— Открываются учебные заведения непосредственно для профессиональной подготовки танцоров. По всей территории России начинают создаваться, как любительские, так и профессиональные танцевальные коллективы.
— Русский танец приобретает массовый характер в своей сценической форме. И сейчас Россия, одна из немногих стран мира, в которой по сей день продолжает существовать государственная система профессиональной подготовки преподавателей танца.
— На сегодняшний день существует немало коллективов народно – сценического танца, которыми страна гордится:
-
Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Александровича Моисеева;
-
Государственный академический русский народный хор имени
М. Пятницкого и его танцевальный коллектив Татьяны Алексеевны Устиновой;
-
Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени Надежды Сергеевны Надеждиной;
-
Красноярский академический ансамбль танца Сибири имени Михаила Семёновича Годенко.
— Русский народный танец в каждом регионе отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения сложившихся ярких и замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с четким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить все, что нас окружает: природа, труд, быт, народное художественное творчество.
Почти в каждом крупном городе России есть свой хореографический профессиональный коллектив. Есть такой и в нашем городе с 2015 года.
-
Государственный Ульяновский ансамбль песни и танца «ВОЛГА», руководитель Владимир Андреевич Ионов
-
Видео №7 (Плясовая в исп. Ансамбля народного танца «Волга» — с 2.00 до 4.21 мин.)
/Сразу как закончилось видео/
Ведущая продолжает: /Манера исполнения/
— Русские народные танцы имеют ряд характерных особенностей.
— Русский народный танец на разных территориях России исполняется по-разному.
— На Севере — величаво, степенно, горделиво.
— В Центральной части — то лирично, задушевно, то весело и игриво.
— На Юге манера исполнения танца задорная, озорная, удалая.
— Однако, несмотря на различия в характере исполнения танцев в той или иной местности, существуют общие черты русского народного танца, обусловленные в немалой степени национальным характером народа:
поэтичность, лиризм, сила, широта, ловкость, удаль, виртуозность движения, простота, скромность и в то же время большое чувство собственного достоинства в манере исполнения.
— Мужской танец отличают необыкновенная жизнерадостность, юмор, размах, уважительное отношение к партнерам.
— Для женского танца характерны плавность, задушевность, женственность, благородство, несмотря на то, что иногда он исполняется живо и задорно.
-
Видео №8 ( Хореографическая композиция «Лето» в исп. Ансамбля Игоря Моисеева – с 0.49 до конца)
Ведущая продолжает:
— На этом мы сегодня заканчиваем.
— И по сей день Русский танец продолжает развиваться.
— И завоёвывает сердца людей по всему миру.
7