Внеклассное мероприятие «Русский танец — частица души и сердца»

Сценарный план

Внеклассного мероприятия

«Русский танец – частица русской души и сердца»

Время проведения: Место проведения:

11.02.2019 г. в 16.30 МБУ ДО ДШИ №8

Начало: в 16.30

На экране заставка «Русский танец»

Ведущая:

— Русский танец – частица русской души и сердца.

— Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа.

— Русский танец — это не что иное, как проявление чувств, в художественной форме, передавая ощущения красоты жизни, отображая трудовые процессы, давая выход жизненной энергии.

  • Видео №1 (Государственный ансамбль танца и пляски «Кубанская казачья вольница» — от начала до 3.30 мин.)

/Сразу как закончилось видео. История возникновения Русского народного танца/

Ведущая продолжает:

— Русский танец, как вид русского традиционного искусства имеет свою многовековую историю.

— Условия жизни всегда были нелёгкими и много сил приходилось проявлять в ежедневном, напряжённом труде.

— Но наступали праздники, и здесь душа русского человека открывалась нараспашку.

— Удивительно праздничные наряды, грандиозные по своей многолюдности и величавости хороводы, мелодичные песни, зажигательные танцы – всё это было уникально и ни на кого не похоже: ведь создавалось это в течение многих тысячелетий.

— Ещё в дохристианский период, в V-VII веках, на характер танца, налагались языческие религиозные представления.

— Обожествляя Солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни и другие предметы, славяне поклонялись им. Весь окружающий мир воспринимался ими в конкретных одушевленных образах.

— На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую, по их понятию, из множества могучих существ – богов и духов.

Эти обряды сопровождались играми, хороводами, игрищными плясками, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями.

В VIII-IX веках складывается первое древнерусское государство — Киевская Русь.

— Принятие христианства способствует развитию культуры; возводятся храмы, развивается письменность.

— В этот период появляются скоморохи, в лице которых популяризируется русский народный танец, и зарождаются его сценические формы.

— Среди участников обрядов, игрищ постепенно выделялись люди, лучше других пляшущие, поющие, играющие на различных инструментах, знатоки шуток, поговорок и присказок – появились мастера-исполнители. В народе их называли «плясец», «плясальщик», «игрец», «ломака», «сопельник», «дудочник». Так возникали родоначальники будущих славянских скоморохов.

— Скоморохи сыграли большую роль в развитии, совершенствовании русского народного танца. Впервые слово «скоморох» появляется в летописи «Повесть временных лет» 1068 год.

— Фреска южной башни киевского Софийского собора воспроизводит сцены представления скоморохов (1113 год). По сути дела, они являлись первыми профессиональными исполнителями русской пляски.

— Скоморохи не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли ее рисунок, лексику, совершенствовали технику исполнения, сочиняли отдельные движения, а иногда целые пляски, вносили яркий игровой элемент в их исполнения.

— «Не учи плясать скомороха» — говорили в народе.

— Однако в средние века усиливающееся влияние православной церкви негативно сказывается на народном искусстве, видя в народных песнях и танцах пережитки язычества.

— Это привело к тому, что в XVII веке, под влиянием церкви, царь Алексей Михайлович издаёт указы о преследовании скоморохов.

— Но даже эти указы царя не могли уже искоренить творческий гений русского народа, так ярко и публично «растиражированного» скоморошеским движением. — И уже к концу этого столетия на Руси складываются основные песенные жанры и формируется русская народная хореография.

— Теперь поговорим о богатстве и многообразии русского народного танца.

— Есть несколько форм русского танца. /Формы русского танца/

  1. Пляска

Тип: Сольная

Парная

Групповая

Групповая парная

Массовая

Массовая парная

  1. Перепляс

  2. Хоровод

Тип: Сюжетный

Бессюжетный

  1. Кадриль

  2. Лансье (разновидность кадрили)

  3. Кадрильная пляска

  • Видео № 2 («Топотуха» в исполнении ансамбля «Берёзка» — от 2.50 мин до 6.13 )

/Сразу как закончилось видео/

Ведущая продолжает:

— Пляски не возникали ниоткуда. Они отражали восприятие человеком мира.

— Так появлялись пляски, в которых отражались характерные черты животных, птиц, рыб.

— Пляски, в которых показывалась какая-то черта человека – положительная или отрицательная.

— Пляски, в которых отражалась природа – деревья, реки, озёра. Пляски, в которых отражались трудовые процессы. Пляски, в которых отражались магические символы: (круг – солнце, полумесяц – луна, восьмёрка – вечное движение, ворота) и т.д.

  • Видео № 3 («Прялица» в исполнении ансамбля «Берёзка» — 2.40мин)

/Сразу как закончилось видео/

Ведущая продолжает:

— Первые слова о русских народных плясках появились в 907 г., когда Вещий Олег отмечал в Киеве победу над греками.

— На том торжестве для гостей выступало шестнадцать танцоров, которые были наряжены в медведей и 4 медведя, которые были наряжены в танцоров.

— По окончании обеда в соответствии с повелением Олега медведей должны были отпустить на все 4 стороны, а тех, кто танцевал – казнить.

— Как было определено позднее, последовательный князь посчитал, что танцоры – послы Северян, которые ему задолжали сотни шкур куницы.

  • Видео №3 («Сибирская сюита» в исполнении ансамбля «Берёзка» пляски с медведями — с 7.16 до 12.02 мин)

/Сразу как закончилось видео/

Ведущая продолжает:

— Особый ряд занимают воинские пляски, такие как воинские пляски запорожских, донских, кубанских, уральских казаков, которое до сих пор сохраняют дух, силу, отвагу, лихость – качества, воспитанные за многие столетия в борьбе за жизнь.

— Интересна история присядки.

Эта пляска была распространена по всей Руси.  

 — Изначально техника присядки существовала в двух проявлениях:

1. Как способ боя.

2. Как боевой танец.    

— Способы боя в присядку были широко распространены среди всадников и применялись пехотинцами в столкновениях с конницей.

История названия этого танца в присядку. /О Петре Присядке/

В 1113 году жил каменщик Петро Присядка. Он вытачивал изделия, находясь на корточках. Каждый день под вечер после работы он шел на Крещатик и, выпив вина с калачом, начинал подскакивать, тем самым делая разминку для затекших на целый день ног.

Владимир Мономах, проезжал в вечернее время со свитой по улицам Киева. Ему сразу бросился в глаза странный танец. Мономах показал митрополиту Никифору танцующего парня. Спустя пару дней Петро исполнял пляску для самого Мономаха ежедневно – на завтрак, на обед и на ужин.

— Плясать, как Присядка, либо Под-Присядку уже совсем скоро стало модным в городе.

— Полные скоморохи начинали худеть и учились плясать «В Присядку», изучая и иные элементы русского танца, изламывая собственные ноги о неровные тротуары.

  • Видео №4 /Танец казаков в исполнении ансамбля танца Сибири им. Годенко/

/Сразу как закончилось видео/

Ведущая продолжает:

— Хоровод

— Первым русским танцем считается хоровод — танец по кругу. Круг в хороводе символизировал в древности Солнце – бога Ярила.

— Считалось, что такие движения по кругу с пением песен задобрят бога Солнца и принесут хорошие урожаи.

— Сегодня это лишь исторический факт религии язычества древних славян, который не несёт уже своей смысловой нагрузки в исполнении хороводных (круговых) танцев.

— Игрища были приурочены к календарным языческим праздникам:

Семик – праздник, связанный с весенними земледельческими работами – посевом;

Обжинки, спожинки – с окончанием жатвы, сбор урожая;

Осенины – проводы лета и встреча осени;

Коляда – зимний праздник;

Радуница, русалии – зимне- летние праздники в память об умерших или поминовение умерших;

Ярилин день – праздник солнца – Ярилы;

  • Видео №5 (Хоровод «Берёзка» — 5.52 мин)

/Сразу как закончилось видео/

Ведущая продолжает: / Кадриль/

XVIII век – эпоха, связанная с именем Петра I – блестящего реформатора своего времени, с появлением нового государства – Российской Империи.

— Это и эпоха видоизменения русского народного танцевального искусства.

— Танец приобретает более светский характер. При дворе становятся популярными европейские танцы:

французская кадриль, менуэт, полонез, лансье и др.

— И в народе танец не только сохраняется, но и приобретает новые формы.

— Так, в результате западных салонных танцев в русском быту появляются кадриль, полька, лансье и другие.

— Попадая в деревню, они коренным образом изменяются, приобретая типично русские местные черты, манеру и характер исполнения.

  • Видео № 6 («Старинная городская кадриль» в исп. Ансамбля Игоря Моисеева – сначала до 6.20 мин)

/Сразу как закончилось видео/

Ведущая продолжает: / Народно – сценический танец /

— Выход русского народного танца на большую сцену происходит во втором

десятилетии XX века.

— Это период начала мощного развития русского народного

творчества всех его видов и жанров.

— Появляются учебные заведения по профессиональной подготовке преподавателей всех видов искусств, в том числе и хореографического искусства.

— Открываются учебные заведения непосредственно для профессиональной подготовки танцоров. По всей территории России начинают создаваться, как любительские, так и профессиональные танцевальные коллективы.

— Русский танец приобретает массовый характер в своей сценической форме. И сейчас Россия, одна из немногих стран мира, в которой по сей день продолжает существовать государственная система профессиональной подготовки преподавателей танца.

— На сегодняшний день существует немало коллективов народно – сценического танца, которыми страна гордится:

  • Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Александровича Моисеева;

  • Государственный академический русский народный хор имени

М. Пятницкого и его танцевальный коллектив Татьяны Алексеевны Устиновой;

  • Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени Надежды Сергеевны Надеждиной;

  • Красноярский академический ансамбль танца Сибири имени Михаила Семёновича Годенко.

— Русский народный танец в каждом регионе отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения сложившихся ярких и замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с четким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить все, что нас окружает: природа, труд, быт, народное художественное творчество.

Почти в каждом крупном городе России есть свой хореографический профессиональный коллектив. Есть такой и в нашем городе с 2015 года.

  • Государственный Ульяновский ансамбль песни и танца «ВОЛГА», руководитель Владимир Андреевич Ионов

  • Видео №7 (Плясовая в исп. Ансамбля народного танца «Волга» — с 2.00 до 4.21 мин.)

/Сразу как закончилось видео/

Ведущая продолжает: /Манера исполнения/

— Русские народные танцы имеют ряд характерных особенностей.

— Русский народный танец на разных территориях России исполняется по-разному.

— На Севере — величаво, степенно, горделиво.

— В Центральной части — то лирично, задушевно, то весело и игриво.

— На Юге манера исполнения танца задорная, озорная, удалая.

— Однако, несмотря на различия в характере исполнения танцев в той или иной местности, существуют общие черты русского народного танца, обусловленные в не­малой степени национальным характером народа:

поэтич­ность, лиризм, сила, широта, ловкость, удаль, виртуозность движения, простота, скромность и в то же время большое чувство собственного достоинства в манере исполнения.

— Мужской танец отличают необыкновенная жизнерадостность, юмор, размах, уважительное отношение к партнерам.

— Для женского танца характерны плавность, задушевность, женст­венность, благородство, несмотря на то, что иногда он испол­няется живо и задорно.

  • Видео №8 ( Хореографическая композиция «Лето» в исп. Ансамбля Игоря Моисеева – с 0.49 до конца)

Ведущая продолжает:

На этом мы сегодня заканчиваем.

— И по сей день Русский танец продолжает развиваться.

— И завоёвывает сердца людей по всему миру.

7

Интересный материал? Поделиться с другими:
Всё для учителя