Цель:
Воспитание у учащихся патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.
Задачи:
1. Расширить кругозор учащихся об исторически значимых событиях Великой Отечественной
2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.
3. Воспитывать уважение к памяти блокадников, погибших , но не сломленных духом.
Оборудование: ноутбук, презентация, видео, рисунки учащихся, подборка книг о Великой Отечественной войне.
Учитель :
Дорогие ребята, уважаемые гости В истории Великой Отечественной войны много знаменательных и легендарных страниц. Но есть в истории Великой Отечественной войны одна из самых её трагических страниц – блокада Ленинграда.
Ведущий 1
Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
Учитель :
Город на Неве оказался в блокаде с 8 сентября 1941 года. Враг был уверен, что голодающие, мерзнущие, нуждающиеся люди в конце концов, сами сдадут город.
Ведущий 2
Голос Родины, голос России
Были годы горя и утрат,
Был в кольце блокады Ленинград.
Учитель:
С первых дней сентября 1941 года в Ленинграде вводятся продовольственные карточки. В городе закрывались столовые. Истекали запасы муки, продолжали снижаться нормы выдачи хлеба.
В октябре 1941года начался голод. С 20 ноября 1941 года рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие по 125 г хлеба в сутки. Крошечный почти невесомый ломтик.
Муки в этом хлебе почти не было, в его состав входили отруби, опилки, целлюлоза. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
Ведущий 2
Блокадники, свидетели беды,
страданьями отмеченные лица…
В Неве так много утекло воды –
но прошлому вовеки не забыться.
Учитель:
Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в невыносимых условиях. Голод и холод делали своё дело. В домах не было воды, люди ходили под обстрелами за водой к реке Неве. Смерть входила во все дома.
Учитель:
Ребята, мы с вами работали над сбором материалов о печальной истории 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.
"Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
"Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
"Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
"Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
"Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
"Савичевы умерли"
"Умерли все"
"Осталась одна Таня"
Умерла Таня Савичева 1 июля 1944 года в эвакуации, куда её удалось вывезти с другими детьми из Ленинграда.
ВЕДУЩИЙ 1 :
Сколько их: кто не дожил, не дошел?
Нет даже лиц.
Синим химическим карандашом
Девять страниц.
Голод блокады писал без затей
Буквы свои.
Девять страниц – только даты смертей
Целой семьи.
Это потом в полевых вещмешках
Их принесут
На просоленных солдатских плечах
В Нюрнбергский суд.
Это потом доверять дневникам
Станут мечты
Девочки в городе, где по утрам
Сводят мосты.
… «Таня одна…» И завыли гудки
Траурный марш.
Ангел тихонько из детской руки
Взял карандаш…
Учитель:
Ночью над Петербургом зажигаются звёзды, среди них звёздочки-души детей блокадного Ленинграда. О чём они могут нам рассказать?
1 ЗВЁЗДОЧКА
Меня звали Зиночка, мне было 6 лет. Очень хотелось кушать. Мама сняла с пальца обручальное кольцо и обменяла его на хлебушек для меня.
2 ЗВЁЗДОЧКА
Меня звали Мила, мне было 5 лет. Отец ушёл на фронт, умерла бабушка. Мама сама голодала, а отдавала мне последние кусочки хлеба.
3 ЗВЁЗДОЧКА
Меня звали Шура, мне было 7 лет. Закончились все продукты, есть было нечего. Мама приготовила бульон из кожаного ремня, но после него по-прежнему очень хотелось кушать.
Учитель:
Оставшиеся в живых дети блокадного Ленинграда не забывали об учёбе.
В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.
Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.
Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром фашистов.
Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.
И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым . 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни
ВЕДУЩИЙ 2
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Берггольц)
Учитель:
Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ — в январе 1943 года прорвать блокаду!
18 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило 27 января 1944 года. В этот день над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта
ВЕДУЩИЙ 1
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…(В. Рождественский)
Подвиг в войне — это не только подвиг на поле боя, но и вера, надежда, мужество, стойкость, героизм, патриотизм простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда.
Мы должны сохранить память о героизме и стойкости наших соотечественников.
Прошу почтить память жертв Ленинградской блокады МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ. (Метроном)
ВЕДУЩИЙ 1
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия невыживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней. ( Татьяна Варламова)
Ребята, Великая Отечественная война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Мы с вами стремимся к миру . Нам жизнь дана на добрые дела. И если каждый передаст частичку своего тепла, мира, спокойствия другому, все будут жить в мире и согласии. В годы блокады многие ленинградцы носили на груди сделанную из жести ласточку как символ надежды и мира. Я вручаю каждому из вас символическую ласточку на память о нашем сегодняшнем мероприятии.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Школа № 116 города Донецка »
Разработка
открытого внеклассного мероприятия
в 5 классе
УРОК-РЕКВИЕМ
«По страницам блокадного Ленинграда»
Подготовила:
учитель истории
Парамонова Е. В.
Донецк-2020