Уроки развития речи. Изложение
Цель уроков: развивать умение учеников письменно излагать прочитанный и услышанный текст; развивать творческие способности учеников, умение высказывать собственную точку зрения на прочитанное.
Методические приемы: обсуждение плана, самостоятельная работа.
Ход уроков
I. Обсуждение планов изложения
Примерный план:
1. Язык — самая большая ценность народа.
2. Язык — показатель культуры человека.
3. Русский язык — один из совершеннейших языков мира.
4. Язык как отражение национального характера.
5. Память языка.
II. Чтение текста учителем
III. Написание изложения и его продолжения
Высказать свое отношение к утверждениям д.С. Лихачева.
Примерное продолжение текста
Дмитрий Сергеевич Лихачев пишет о русском языке с любовью и уважением. Нельзя не согласиться, что язык является самой большой ценностью народа. Человек, плохо знающий свой родной язык, неинтересен, обделен чем-то важным, необходимым. Тот, кто хорошо владеет языком, всегда находит благодарных слушателей, привлекает к себе людей, он успешен, чем бы ни занимался в жизни.
Меткое слово, вовремя сказанное, может помочь человеку преодолеть уныние, рассмешить, поднять настроение или заставить задуматься. То есть слово действует на чувства человека, на его поведение. Лихачев утверждает, что в языке народа сказывается его национальный характер. Судя хотя бы по русским пословицам, можно убедиться, что национальный характер русского народа разнообразен, богат, противоречив.
Признанная во всем мире великая русская литература — это, действительно, языковая память народа, лучшие образцы его речи. И это утверждение Лихачева мне кажется верным и несомненным.
Домашнее задание
Самостоятельно изучить § 18; подобрать примеры приложений; упр. 179.