Урок по теме: «Химические свойства спиртов»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока химии (2 часа)

Химические свойства одноатомных спиртов .

Урок открытия новых знаний и построения системы знаний

Класс 10 (профильный)

Никитина Н.Н ,

учитель химии высшей категории, Почетный работник РФ

Цели урока:

  • содержательная:

— оказать, что химические свойства спиртов будут в первую очередь связаны с наличием в их молекуле

функциональной гидроксильной группы;

— убедить учащихся в том, что реакции окисления у спиртов протекают легко;

— совершенствовать знания о конкуренции двух процессов нуклеофильного замещения и элиминирования;

— расширение понятий о типах химических реакций : этерификации, дегидратации, одновременно протекающей

реакции дегидрирования и дегидратации.

  • деятельностная (формирование умений новых способов действий):

  • формировать у обучающихся умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать

  • основания и критерии для сравнения свойств веществ, устанавливать причинно-следственные связи, строить

логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,

  • формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией,

  • формировать у обучающихся умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности по ее решению,

  • формировать у обучающихся способность владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности,

  • формировать у обучающихся способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к

преодолению препятствий.

Задачи:

  • обеспечить взаимодействие школы и семьи в процессе образовательной деятельности,

  • обеспечить использование системы приемов организации образовательной деятельности обучающихся с разными

источниками информации

Содержание учебного материала: прогнозирование реакционной способности спиртов, химические свойства спиртов: кислотно-основные свойства ( реакции нуклеофильного замещения). Окисление спиртов (в кислой и нейтральной среде), реакции отщепления (элиминирования): дегидратация ( правило Зайцева).Реакция дегидрирования и дегидратации ( реакция С.В.Лебедева). Реакция этерификации.

Дидактическое сопровождение урока:

ЦОР – одноатомные спирты — строение, химические свойства. Тест. Проектор. Набор реактивов и лабораторного оборудования для демонстрационных и лабораторных опытов. Таблица — спирты – строение молекулы. Опорные конспект, тестовые задания, дополнительная информация – раздаточный материал для учащихся.

Ход урока

Действия учеников

УУД, Планируемые результаты

Мотивационный

Особенности строение молекулы спирта и предполагаемые свойства спиртов.

Краткий экскурс в историю .

Анализ новой информации о спиртах.

Теоретическое обоснование возможных свойств спиртов.

Информационные сообщения учащихся.

Обобщение уже сформированных знаний, новые знания.

Постановка цели

Формировать умения прогнозировать химические свойства нового класса веществ, работать с источниками информации ( учебник , опорный конспект, ЦОР – схема), аргументировать суждения по изучаемому вопросу .Подтвердить прогноз экспериментально. Сделать вывод .

Учащиеся самостоятельно выбирают из предложенного текста информацию, которая могла послужить отправной в изучении химических свойств одноатомных спиртов .

Поиск и выделение информации, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей.

Оперирование знаниями и способами деятельности

в стандартных и нестандартных ситуациях

Демонстрация и обсуждение опытов, ответы на вопросы, выдвижение гипотез.

  • Опыт1. Растворение этанола в воде.

  • Вопрос: Этанол горит, в результате реакции образуется… Продолжите утверждение.

  • Опыт: Взаимодействие этанола с индикатором- универсальным зеленым.

  • . Вопрос – измениться окраска индикатора?

Лекция:

  • гипотеза – для одноатомных спиртов возможны реакции отщепления (элиминирования)

и нуклеофильного замещения.

  • введение новых терминов

— алкоголяты

— абсолютный спирт

— реакция этерификации

  • Спирты могут взаимодействовать с сильным

окислителями – раствором

КМnО4,

а так же нагретым СuО

  • введение новых терминов

— карбонильные соединения

— альтернативное топливо

— метаболизм

  • . Вопрос – возможны ли реакция одновременного дегидрирования дегидратации?

  • Введение новых терминов

— реакция Лебедева С.В.

— Правило Зайцева

Эвристическая беседа, выдвигают идеи и экспериментально воспроизводят:

  • наблюдают за демонстрацией опыта, делают вывод.

  • Проводят лабораторный опыт – поджигают в фарфоровой чашке этанол.

  • отвечают на вопрос.

Выдвигают идеи, экспериментально проверяют . Демонстрационный эксперимент ( взаимодействие этанола с металлическим натрием).

Учащиеся выполняют лабораторный опыт – взаимодействие этанола с гидроксидом натрия (добавляя индикатор фенолфталеин)

Выдвигают идеи, экспериментально проверяют – демонстрационный эксперимент.

Учащиеся предлагают варианты механизм реакции этерификации.

Знакомятся с новым материалом.

Учащиеся выполняют лабораторный опыт – взаимодействие этанола с предварительно нагретой медной спиралью (СuО).

Учащиеся выдвигают свои суждения.

Использование наглядных моделей, предвосхищение результата, выдвижение гипотез и их обоснование.

Вывод: этанол хорошо растворяется в воде.

Вывод: Этанол горит – в результате образуется углекислый газ и вода.

( в состав молекулы входит углерод, водород и кислород).

Этанол горит с выделением теплоты, значит, его можно использовать как альтернативное топливо.

Предположение — изменения окраски индикатора , так как в этаноле есть гидроксильная группа, но…

Вывод: окраска индикатора не изменилась– у этанола слабые кислотные и основные свойства.

Вывод: Спирты проявляют кислотные свойства

Вывод : окраска не изменилась, кислотные свойства у спиртов слабее, чем у воды.

Вывод: в результате реакции этерификации образуются сложные эфиры.

Вывод: спирты окисляются до карбонильных соединений (первичные спирты до альдегидов и далее до карбоновых кислот). Изменение цвета спи ралли после опыта и появление характерного запаха.

Вывод : возможны внутримолекулярная и межмолекулярная дегидратация. В первом случае образуется простой эфир, а во втором сложный эфир.

Конкуренция двух процессов: элиминирования и нуклеофильного замещения.

Подведение итогов и формулирование выводов

Подведение итогов урока:

Предельные одноатомные спирты – химически активные вещества. Их активность обусловлена в первую очередь наличием гидроксильной группы ОН. Для спиртов характерны кислотно-основные свойства. Реакции окисления ( в различных условиях). Реакции дегидратации. Одновременного дегидрирования и дегидратации.

Домашнее задание с открытым ответом.
Обсудите на форуме: http://old.internet-school.ru/demo/530732?page=7
Этиловый и метиловый спирты прекрасно горят и используются в некоторых странах в качестве горючего, целесообразно ли это? А что может препятствовать широкому применению этанола и метанола в этом качестве?

Альтернативное домашнее задание:

  • составить цепочку химических превращений от предельных углеводородов до альдегидов;

  • подготовить тест для одноклассников: химические свойства спиртов;

  • опережающие задание – разработать опорный конспект по теме: Многоатомные спирты.

Анализируют и обобщают пройденный материал.

Обучающиеся работают с интернет ресурсами

Обучающиеся самостоятельно выбирают домашнее задание и выполняют его.

Общий вывод: Предельные одноатомные спирты химически активные вещества. Можно использовать как альтернативное топливо. Губительного влияют на организм человека.

Ответ на поставленный вопрос обсуждают на форуме и готовят для обсуждения в классе.

Подготовка альтернативных заданий по данной теме для одноклассников , (работа в группах ) –взаимопроверка

На следующий урок

Рефлексия

Обсуждение результатов урока, ответы на вопросы:

Что Вас сегодня удивило на уроке?

Что Вы открыли на уроке?

Чему Вы научились сегодня?

Чем Вам это может помочь?

В какой части урока Вы работал лучше всего?

Что помогло Вам включиться в работу?

Что Вам на уроке показалось трудным?

Обсуждают и анализируют свою работу на уроке

Самостоятельная оценка итогов урока, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Используемая литература:

1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. М.: Дрофа, 2006 г.

2.Интернет — Телешкола — химия. Спирты.

3.Коллекция Секреты химического мастерства СГТУ. Энгельский технологический институт.

4. Настольная книга учителя. Химия 10 класс О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. — М.: Дрофа; 2009. — 480 с.

5. Химия 10 класс – профильный уровень О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М.: Олма; 2010.

6.. ЦОР. Интернет- ресурсы.

Интересный материал? Поделиться с другими:
Всё для учителя