Урок искусства в 9 классе.
Тема: Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Цели на уроке:
познакомить с искусством дизайна, историей возникновения и развития, направлениями в дизайнерском искусстве, сформировать представление о значении дизайна в жизни современного общества, воспитывать эстетический вкус.
Задачи урока:
-понимание дизайна как техники художественного проектирования и конструирования различных изделий;
-приобретение первичных представлений о стилях «классицизм», «модерн», «арт-деко», «минимализм», «хай-тек», «китч», «этно» в дизайне интерьера и архитектуре.
Формирование УУД:
личностные – понимание смысла творческих поисков дизайнеров в разработке эстетических ценностей предметов быта;
познавательные – расширение круга впечатлений о функциях дизайна в современной культуре;
коммуникативные – умение отстаивать собственную точку зрения в процессе оценки дизайнерских решений, обоснование выбора собственных художественных предпочтений;
регулятивные – планирование результатов творческой деятельности при выполнении мини-проектов (с. 155),
информационные – умение находить в справочной литературе, Интернете значение новых понятий по учебной теме, подбирать зрительный ряд.
Форма урока: изучение нового материала.
Методы: метод проекта.
Оформление урока:
-презентации;
-таблички с названиями проектных бюро;
-листы А3;
-карандаши (простые, цветные);
-линейки.
Сценарий урока.
-
Организационный момент:
— приветствие, создание позитивного настроя на творческую работу.
2. Повторение пройденного материала.
а) архитектура современного города;
б) направления в современной архитектуре.
3. Введение в новую тему.
У: Каждый город имеет свое лицо и все большую роль в этом играют дизайнеры. Само слово дизайн появилось на рубеже 19 – 20-х веков.
Дизайн ( от англ. – проект, замысел, чертеж, рисунок) – термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности.
Дизайнеры – это художники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий, начиная от самой серьезной техники до упаковки продуктов. На каждом производстве дизайнеры стараются придать разным изделиям эстетическую ценность. Существуют разные стили в дизайне и в архитектуре: классицизм, модерн, минимализм, хай-тек, китч, этно – это далеко не полный перечень стилей, существующих в дизайне интерьера и архитектуре.
— Сегодня мы познакомимся с разными стилями дизайна, узнаем отличительные особенности каждого стиля (сообщение делают учащиеся с небольшими проезентациями):
Стиль модерн в дизайне интерьера рубежа XXI — XX веков. Как известно, Стиль модерн в дизайне интерьера возник на рубеже веков, когда технический прогресс в конце XIX в. привнес в Западную Европу новые тенденции в искусстве и архитектуре, возникшие в противовес рационализму XIX в. Это отказ от смешения исторических стилей (эклектики) и поиск современных декоративных форм. Любой новый стиль появляется постепенно из предшествующих стилей, ведь перед человечеством всегда стоят новые задачи, появляются новые конструкции и строительные материалы, а это требует изменения устаревших форм. Популярный стиль модерн в дизайне интерьера имеет черты: трактовка поверхности, плоскости, фактуры, определенная ритмика движения форм, орнаментальный декор и собственная иконосфера. В вещах модерна — вазах, канделябрах, пепельницах, чернильницах, пресс-папье и календарях появляется фигурка женщины, которую можно увидеть в иллюстрациях О. Бердслея, в живописи Г. Климта, в скульптурах О. Родена. Льющаяся вода, и близкие ей образы – символ движения, живого, текучести жизни и изменчивости. С образом женщины связаны грезы, получившие метафизические или мистические черты. Стиль модерн в дизайне интерьера, в архитектуре и искусстве по логике символизм делал все невидимое видимым.
Новый художественный стиль модерн (от фр. «современный», «новейший») имел разные названия в разных странах: «Ар нуво» («art nouveau» — «новое искусство») – в Англии, Бельгии, Франции. «Югендстиль» («jugendstil» — «молодой») – в Германии (получивший название от мюнхенского журнала «Югент», вышедшего в 1896 г. «Сецессион» («sezessionstil» — «уход») – в Австро-Венгрии. «Либерти» («liberty» — «свободный») – в Италии. «Модерниссмо» («modernismo») – в Испании.
Арт деко от французского Art Deco по названию выставки 1925 года в Париже «Art Decoration» — «Декоративное искусство» — зародился в Париже в период между первой и второй мировыми войнами. Двадцатые годы — время поисков и экспериментов в области архитектуры и искусства бытовой вещи в их неразделимой общности. До 1960 годов стиль Арт деко не считался самостоятельным. Его истоки естественным образом уходят в стиль Ар нуво — модерн. Арт деко отчасти продолжил традиции Ар нуво, вместе с тем на него оказали влияние кубизм, американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино — и самолетостроения.
Дизайн Арт деко являлся основой почти всех домашних интерьеров в 20-30-х годах. Простота и геометричность стиля интерьера открыли эпоху массового производства мебели, сделав ее доступной.
Стиль Арт деко сознательно ориентирован на прошлое, стремится к роскоши, и воплощается в сочетании экзотического и примитивного искусств. Арт деко современно и необычно сочетает в интерьере восточные мотивы, элементы старины, совершенно разные материалы вместе с новыми шедеврами искусства первой половины ХХ века, особое предпочтение отдавая кубизму.
Для интерьеров в Арт деко характерны прямые или же ломано-изогнутые линии, четкость и графичность форм. От других стилей интерьера его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, солнц, а также скругленные углы, строгие вертикальные линии, «отступающие» формы. Из материалов используются ткани, стекло, бронза, керамика, ковры в кубических узорах. Кроме того, хорошо подходят веера, фонтаны, подиумы, кованые решетки. Также уместна светлая древесина, кожа, мрамор, стекло и хромирование для всех видов домашнего оборудования.
Минимализм в дизайне интерьера это моделирование пространства и освещения с использованием только необходимых предметов мебели, оборудования и т.д. а так же простых геометрических форм в отделке помещения. Наибольшее значение в минимализме в интерьере играет правильно спланированное пространство. Главным отличаем от других стилей – наличие мягкого, рассеянного освещения, ощущение простора, минимум внутренних перегородок, большое количество и площадь окон. Задача минимализма в интерьере – это максимально соединение жилого пространства с окружающим миром.
Основная идея минимализма в интерьере это функциональность. Многопрофильность мебели, оборудования, освещения позволяет избавиться от лишних предметов и освободить пространство для воздуха
Хай-тек (от англ. Hi-Tech — высокая технология) — это стиль, который появился в конце ХХ века в Великобритании, а потом стал очень популярным во многих странах. Его основателем можно назвать Норманна Фостера. Основными чертами этого стиля являются практичность, геометричность, максимально функциональное использование всего пространства и довольно сдержанный декор.
Хай-тек характеризуется большим количеством прямых линий, обилием стеклянных, металлических и пластиковых деталей. Часто используются различные перегородки, которые могут изменять планировку помещения. Этот стиль идеально подходит для просторных помещений, которые разделяются на различные функциональные зоны с помощью перегородок или дверей из небьющегося стекла. Прозрачные двери-купе довольно удобны и функциональны, потому что позволяют отлично экономить пространство. Хай-тек имеет практический смысл, но все-таки подобный дизайн помогает более рационально обустроить помещение, убирая лишние элементы. Данный стиль приносит в интерьер максимум света и пространства, при этом акцент делается на форме и фактуре архитектурных деталей и предметов интерьера, а не на цветовой гамме.
Китч (нем. кitsch), китч — стиль в дизайне и архитектуре, явление массовой культуры, синоним псевдоискусства, с акцентом на эпатаже и экстравагантности, крикливости и броскости в ущерб привычным эстетическим ценностям. Кричащая вульгарность, отказ от правил, стремление выделиться любой ценой — все это интерьерный китч.
Китч вырос из течений постмодернизма, игры в антидизайн, протестных течений в интерьерной моде. Стиль китч – самый спорный и неоднозначно воспринимаемый в дизайне интерьера.
Природа китча и его зарождение связаны с повторением и переосмыслением сложившихся классических образов. Но, как часто бывает, при повторении происходит перебор: другой материал, масштаб, среда и т.д. Самые дорогие материалы, подчеркнутая экологичность, смесь ретро и фантазий о нем. Среди кричащей цветовой гаммы от розового до ядовито-зеленого и фиолетового лидирует агрессивный красный цвет.
Основной идеей стиля была насмешка и отрицание истории и художественных традиций, вкуса и стилей. Принципом выбора становилась откровенная безвкусица, несочетаемость цветов и предметов интерьера.
Для китча характерно присутствие в интерьере элементов разных стилей (кантри и классики), цветовая дисгармония, многочисленные аксессуары, увлечение ширпотребом. Интерьер в стиле китч — всегда вызов – нарочитой тягой к роскоши, внешней «красивости», или, наоборот, отрицанием эстетики.
Китч может породить богатство (псевдо-роскошь) или нищета. Но это всегда желание обратить на себя внимание, выделиться за счет интерьера.
Псевдо-роскошный китч узнаваем по поддельным предметам роскоши, отделочным материалам, имитирующим натуральные, по общему стремлению придать интерьеру вид класса люкс, желанию собрать в одном помещении «всё лучшее сразу».
Стиль китч присутствует и у известных дизайнеров интерьера, как ирония над массовой культурой и неумением отличить красивое от модного, тонкая насмешка над самим понятием стиля и провокация для коллег.
Этно стиль — это возвращение к индейским, индийским, бушменским, арабским, африканским и подобным традиционно национальным элементам в дизайне интерьера. Стиль этника ярко эклектичен. Циновки, скульптуры, ковры, шкуры, чучела животных, предметы культа, утратившие свою функциональность, становятся декоративными украшениями, деталями интерьера. Актуальны косички, стекляшки и бусинки, бахрома, блеск и металлические нити в тканях, ткани-хамелеоны, кожа, мех.
Цвета, узоры, мебель, ткани и украшения, увиденные в разных странах или промелькнувшие в книгах и журналах, рождают богатство дизайнерских идей. Этнический стиль — не воспроизведение конкретного образа, а интерпретация и адаптация притягательных или пробуждающих воспоминания элементов иной культуры. Один или два хорошо подобранных предмета — простые неглазурованные кувшины или табурет из африканской деревни могут положить начало привлекательному и оригинальному дизайн проекту. Используйте богатую палитру экзотических цветов — от горячих сальсовых оттенков Мексики до пряных тонов жженой умбры, коричного и терракотового цветов Северной Африки.
Зачастую понятие этнический стиль ассоциируется с экзотикой. Многие ошибочно считают, что сюда можно отнести лишь африканские статуэтки, японские ширмы или узбекские сюзане (крупные настенные вышитые панно), однако подобное мнение ошибочно.
Этнический стиль в интерьере подразумевает создание обстановки с использованием национального колорита, характерного для традиций того или иного народа, той или иной культуры. Поэтому, скажем, средиземноморский дизайн с его сочными красками, обилием смальты и керамики, блестящими золочеными аксессуарами и ткаными драпировками в той же мере можно назвать этническим, что и японский минимализм или скандинавскую естественность, немецкий прагматизм или индийскую «сказку».
Взаимосвязанными в 20 веке оказались искусство и мода. Модельеры не раз использовали в своих моделях мотивы большого искусства. В то же время и мода диктовала художникам некоторые идеи. Сальвадлр Дали разработал для итальянского Дома моды проекты женских шляпок в виде туфли. Декораторам и художникам по костюмам представилась возможность реализовать свои самые смелые творческие замыслы при создании сценических костюмов для персонажей опер и балетов.
Ландша́фтный диза́йн — искусство, находящееся на стыке трёх направлений: с одной стороны, архитектуры, строительства и проектирования(инженерный аспект), с другой стороны, ботаники и растениеводства (биологический аспект) и, с третьей стороны, в ландшафтном дизайне используются сведения из истории(особенно из истории культуры) и философии[1]. Кроме того, ландшафтным дизайном называют практические действия по озеленению и благоустройству территорий.
В отличие от садоводства и огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность (повышение урожайности садово-огородных культур), ландшафтный дизайн — более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей. Стилей в ландшафтном дизайне более 200, но активно используются 19. Сегодня мы рассмотрим классический стиль.
Этот стиль называется еще регулярным, потому что он в основном опирается на понятие симметрии, базируется на устойчивых, проверенных временем канонах классического искусства. Он является аналогом того, что мы имеем в виду, когда говорим о классическом стиле в интерьере квартиры. Главное в классическом стиле ландшафтного дизайна – четкие, геометрические формы: и клумб, и газонов, и линий дорожек. Лучше всего этот стиль будет смотреться на участках большого размера – от 15 соток. Классический стиль ландшафтного дизайна подойдет вам, если ваш участок имеет правильную геометрическую форму и не слишком затенен. За таким садом нужен тщательный уход.
4. Работа над проектами.
У: Сегодня и вы станете дизайнерами. В классе будут работать пять дизайнерских бюро, каждое выберет свой стиль в котором и будут созданы ваши проекты. Предлагаю создать дизайнерские проекты по оформлению школьной площадки, спортивного зала, спортивной площадки во дворе школы, рекреаций гимназии и ландшафтный проект пришкольных территорий. При этом важно помнить о главных принципах дизайна:
-
Функциональность.
-
Эстетичность.
-
Экологичность.
-
Экономичность.
-
Гармоничность.
( Класс разбит на пять групп – дизайнерских бюро, каждая из которых представляет свой проект.)
Представление дизайнерских проектов.
5. Итог урока.
У: Вы представили красивые, современные, функциональные проекты, которые непременно найдут свое воплощение в жизни. Может быть кто-то из вас выберет такую замечательную профессию – делать окружающий мир красивым.
Спасибо за работу.
Музыка
Урок № 13
Тема урока: Марш деревянных солдатиков.
(тип – получение новых знаний, форма – комбинированный).
Цели деятельности учителя: показать многогранность жанров музыки, сформировать представление о маршевой музыке, разнообразии маршей, создать условия для свободных высказываний.
Задачи:
1) развивать умение внимательно слушать музыку. умение анализировать музыкальные произведения, рассуждать, обобщать, делать выводы, развивать речь.
2) способствовать воспитанию самостоятельности, дисциплинированности, умению работать в коллективе.
Планируемые результаты: научаться слушать музыкальные произведения, анализировать, различать по содержанию, получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности.
Метапредметные:
-познавательные – внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют. Делают выводы, самостоятельно решают творческую задачу;
— коммуникативные – осваивают диалоговую форму общения;
— регулятивные – принимают цели и задачи своей деятельности, исправляют ошибки с помощью учителя;
— личностные – оценивают результаты своей деятельности.
Музыкальный материал: С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».
Парадный марш.
М. Блантер. Футбольный марш.
П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков.
Песня «Новогодний хоровод».
Оформление: портрет С. Прокофьева, П. Чайковского, видеофильм.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Самоопределение. Мотивация учебной деятельности. На начало урока звучит маршевая музыка. -Ребята, сейчас мы отправимся в поход. Мы шагаем, мы шагаем По полям, по лугам, По тропинкам, по дорожкам… Не устали наши ножки? — А если шагать под музыку . нам будет легче идти? -Как называется музыка под которую шагают? — Где вы слышали марши?
2. Актуализация опорных знаний.
Ритмический диктант. 1.На счет «раз, два» — хлопаем в ладоши, на счет «три, четыре» — ударяем в барабан. 2. На счет « раз, два, три, четыре» — хлопаем в ладоши. 3. Н счет «раз, два, три, четыре» — шагаем, на четыре счета – делаем паузу.
Слушание музыки.
— Сейчас мы прослушаем марш композитора С. Прокофьева. — Напомните мне. Кого называют композитором?
— Посмотрите на портрет композитора С. Прокофьева. Он написал много музыки для детей. Перед слушанием музыки вы должны сосредоточиться, сесть ровно. Звучит марш.
— Какой характер у этой музыке? ( Бодрый, четкий, громкий.) — На каком инструменте исполняется марш? (На фортепиано.) — Повторите вслух имя и фамилию композитора. Слушаем марш еще раз и выполняем движения.
3.Знакомство с новым материалом.
В музыке существует много разных маршей – военный, под который шагают на параде, спортивный, который звучит на стадионе, торжественный марш, который звучит при встрече очень важных гостей. Звучит «Встречный марш» С. Чернецкого. — Какой характер у марша? (Торжественный, громкий). Звучит «Спортивный марш» М. Блантера. — Какой характер у этого марша? (Энергичный. Подвижный.)
4. Игровой момент «Кукольный парад».
Представьте себе, что перед вами проходит парад, но в нем участвуют игрушечные солдатики. Вот и музыка, которую вы услышите называется «Марш деревянных солдатиков»
Повторите все вместе название этого произведения. Показ портрета композитора П. Чайковского. — Мы тоже будем принимать участие в параде, маршировать и играть на барабанах.
— Какой характер у марша? (Звонкий, веселый, игрушечный). — Отхлопайте ритм марша под слова:
В детском мы альбоме, У игрушек в доме, Звонкий марш нас радостно встречал. Посмотрите как шагают солдатики под музыку этого марша.
Видеофильм.
-На прошлом уроке мы выполняли движение под эту музыку. Звучит фрагмент «Новогоднего хоровода». -Это маршевая музыка? (Хороводная.) -Правильно. Шаг спокойный, более мягкий, потому, что это песня. -Сейчас мы повторим песню «Новогодний хоровод», но перед пением нужно подготовить свой голос.
Дыхательная гимнастика.
Ли-ли-ли, ли-ли-ли, Утром в школу мы пришли. -Повторите эти слова четко, негромко. -Пропойте их на одном звуке.
Повторение текста 1 куплета. Исполнение всем классом. Повторение текста 2 куплета Исполнение по рядам. Повторение текста 3 куплета. Индивидуальное повторение.
Исполнение песни от начала до конца всем вместе. Рефлексия. -Что нам надо было сделать на уроке? -Выполнили мы эту задачу? -С какой музыкой мы сегодня встретились? (Марш, песня.) -Какой композитор сочинил эту музыку? (С. Прокофьев.) -Какие маши еще приходили к нам сегодня? (Парадный, военный, спортивный.) -Как называется кукольный марш? («Марш деревянных солдатиков».) -Кто написал этот марш? (П. Чайковский.)
5. Итог урока. 6. Выход из класса под музыку марша.
|
Настрой на учебную деятельность.
Внимательно слушают задание. Выполняют задание по рядам.
Слушают, отвечают на вопросы.
Проговаривают имя и фамилию композитора
Настраиваются на знакомство с новым материалом.
Внимательно слушают, выполняют игровые движения, проговаривают вместе имя и фамилию композитора
Отвечают на вопросы
Повторяют текст в ритме марша.
Внимательно смотрят, отвечают на вопросы.
Проговаривание и пропевание всем вместе и по рядам.
Коллективная, групповая и индивидуальная работа.
Отвечают на вопросы, оценивают работу на уроке. |
Познавательные: создавать условия для формирования устойчивого интереса к музыке.
Регулятивные: принимают цели и задачи урока. Выбирают средства реализации этих целей.
Коммуникативные: выполняют задание по рядам.
Регулятивные: проговаривают вслух имя и фамилию композитора.
Личностные: внимательно слушают, запоминают.
Познавательные: проводят сравнение между разными маршами.
Регулятивные: слушают друг друга при проговаривании текста.
Личностные: оценивают свою работу на уроке. |