Урок окружающего мира по теме «Что у нас над головой?»

Технологическая карта урока

по учебнику «Окружающий мир. 1 класс» автор А.А.Плешаков

ФИО: Тупикова Галина Владимировна

Место работы: МОУ СОШ п. Соцземледельский Балашовского района Саратовской области

Должность: учитель начальных классов

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Тема урока: «Что у нас над головой?»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: создать условия для осмысления обучающимися знаний о дневном и ночном небе.

Задачи:

Образовательная: уточнить представления обучающихся о дневном и ночном небе; формировать умение моделировать объекты окружающего мира и проводить над ними наблюдения.

Развивающая:  развивать речь, внимание, логическое мышление, любознательность, наблюдательность, умение делать выводы.

Воспитательная: воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • называть объекты, видимые на дневном и ночном небе;

  • знать форму Солнца, моделировать ее с помощью пластилина;

  • различать на ночном небе созвездие Большая Медведица.

Метапредметные:

  • понимать учебную задачу урока, оценивать ее достижения;

  • наблюдать природные объекты, рассказывать о своих наблюдениях;

  • моделировать объекты окружающего мира.

Личностные:

  • определять мотивы учебной деятельности;

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), атлас-определитель «От земли до неба (А.А. Плешаков), наборы пластилина на партах и счетные палочки; у учителя кубик, тарелка, мяч; электронное приложение к учебнику; слайды с изображение звездного неба.

Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределение к деятельности

На доске изображения Мудрой Черепахи и Муравьишки Вопросика.

— Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто пришел сегодня к нам на урок. Кто это?

— Значит, какой урок сейчас будет?

— Что мы изучаем на уроках окружающего мира?

— Проверьте, все ли готовы к уроку?

Отвечают на вопросы, проверяют готовность к уроку.

Познавательные

(логические)

Познавательные:

Информационные

(поиск и извлечение информации)

Коммуникативные (высказывания детей)

Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала)

2.Актуализация знаний, постановка учебной задачи

— А сейчас отгадайте загадки.

(По мере отгадывания загадок учитель вывешивает на доске изображения предметов, являющихся отгадками)

Кто-то утром не спеша            

Надувает желтый шар,

А как выпустит из рук-

Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе.

(Облака)

Украшал ночную синь серебристый апельсин,

 А прошла неделя только – от него осталась долька.

 (Месяц)

В чёрном небе до зари

 Тускло светят Фонари.

 Фонари — Фонарики

 Меньше, чем комарики. (Звезды)

— Посмотрите на наши отгадки и скажите, что их объединяет?

— Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Давайте откроем учебник на с. 18 и проверим ваши предположения.

— Давайте поставим перед собой учебные задачи, закончите предложения.

— На уроке мы узнаем….

— На уроке мы научимся….

Отгадывают загадки

Высказывают предположения

Читают тему урока.

Участвуют в постановке учебных задач урока.

Познавательные

(информационные)

Коммуникативные (высказывания детей)

Познавательные (умозаключение)

Регулятивные

(принятие цели и постановка задач урока)

Регулятивные (планирование действий)

3. Открытие новых знаний.

— Скажите, какие из названных вами сегодня предметов можно увидеть на небе днем?

— А какие – ночью?

— Давайте подробнее остановимся на Солнце. Кто знает, что такое солнце?

Солнце – самая главная звезда в жизни каждого человека. Это источник света и тепла, без него жизнь на Земле невозможна.

— Посмотрите на предметы у меня на столе (кубик, тарелка, мяч). На что не похоже солнце?

— Поднимите руки те, кто считает, что солнце похоже на тарелку.

-А теперь поднимите руки те, кто считает, что солнце похоже на мяч.

— Давайте обратимся к Мудрой Черепахе.

Демонстрирует слайд с изображением солнца и поясняет, что солнце – это огромный шар.

— Чтобы запомнить, какую форму имеет солнце, давайте изготовим его модель из пластилина. Какого цвета нам понадобится пластилин?

— А теперь посмотрите на свою модель и скажите, чем похожа она на настоящее Солнце и чем отличается?

-Что еще, кроме Солнца, мы можем увидеть на небе днем?

— Я предлагаю вам понаблюдать за облаками. Как вы думаете, одинаково ли будут смотреть на облака художник и ученый? На что будет обращать внимание каждый из них?

— Я предлагаю вам стать учеными-наблюдателями и рассмотреть из окна облака, которые есть на небе сегодня, и определить их форму.

— А сейчас поработаем в рабочей тетради. Откройте стр. 10 задание 1.

— Что нужно сделать? Как вы думаете, какой формы облака сегодня мы наблюдали?

— Ребята, Муравьишка Вопросик интересуется, можно ли наблюдать за Солнцем так же, как за облаками? Почему?

— Вы правы, Солнце – не просто шар, а горячий, раскаленный, пылающий. Свет, который излучает Солнце, очень сильный. Если смотреть на Солнце, то можно повредить глаза. На солнце можно смотреть только через сильно затемнённое стекло. Для этого продаются солнцезащитные очки.

Физминутка

А сейчас мы с вами дети

Полетаем на ракете.

На носочки поднялись,

Руки вверх и потянись.

Один, два, три, четыре

Вот летит ракета ввысь!

— Отдохнули, молодцы!

Солнце и облака мы видим днем, а когда наступает ночь, на небе появляются……

-Молодцы!

Демонстрирует слайды с изображением звездного неба, читает описание звездного неба из атласа-определителя (1-2 абзацы на с. 208)

— Знаете ли вы, что такое созвездие?

— Люди издавна объединили звезды в различные фигуры – созвездия- и дали им названия. Созвездие, которое легче всего найти на небе, называется Большая Медведица. (Чтение учителем легенды о его появлении в атласе-определителе на с. 209)

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы, обосновывают свой выбор.

Самостоятельно выполняют модель Солнца из пластилина.

-Похожа формой и цветом. Отличается размером.

Отвечают на вопрос.

Рассматривают облака, рисуют их на доске.

Выполняют задание.

Высказываются.

Заканчивают предложение словами Луна и звезды.

Рассматривают изображение звездного неба, слушают текст.

Отвечают на вопрос.

Регулятивные

(удержание цели урока)

Коммуникативные

(высказывания детей)

Познавательные

(информационные:

поиск, фиксация, извлечение информации)

Познавательные (моделирование)

Коммуникативные

(взаимодействие)

Регулятивные

(самоконтроль)

Регулятивные (оценка)

Познавательные логические

(умозаключение)

Познавательные логические

(сравнение)

Познавательные логические (причинно-следственные связи)

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

— Откройте стр. 19 учебника и рассмотрите созвездие Большая Медведица.

— Посчитайте, сколько звезд оно объединяет.

— Какой предмет напоминает фигура, образованная звездами.

— А теперь давайте найдем это созвездие на звездном небе.(электронное приложение к учебнику)

Анализируют иллюстрацию в учебнике.

— Ковш.

Несколько учеников по очереди или вместе определяют очертания Большой Медведицы, работая в электронном приложении к учебнику.

Регулятивные

(удержание цели урока)

Познавательные:

информационные

(извлечение, использование, представление информации)

5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

— А теперь поработаем самостоятельно. Откройте стр. 10 в рабочей тетради, выполните задание 2. (читает задание)

— Проверьте себя по учебнику на с. 19

Самооценка.

Самостоятельно соединяют линиями точки, чтобы получился ковш Большой Медведицы.

Проверяют, работая в парах.

Оценивают свою работу.

Регулятивные

(контроль)

Регулятивные (самооценка)

6. Рефлексия

— Вспомните тему нашего урока. Какие задачи поставили?

— Что можно увидеть на небе днем? А ночью?

— Что такое Солнце?

— Что такое созвездие?

— О каком созвездии узнали на уроке?

— Как найти его на небе?

— Чему учились на уроке?

— Что показалось самым интересным?

— О чем захотелось узнать больше?

— Учеными-наблюдателями вы можете быть не только в школе, но и дома. Я предлагаю вам вместе с родителями понаблюдать за созвездием Большой Медведицы и Луной и зафиксировать свои наблюдения в научном дневнике рабочей тетради на стр. 2, 3

Отвечают на вопросы, оценивают результаты своей работы на уроке.

Определяют план совместных со взрослыми наблюдений.

Регулятивные (удержание цели)

Регулятивные (самоконтроль)

Регулятивные (самооценка)

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Личностные (компетентность в поступках и деятельности)

Интересный материал? Поделиться с другими:
Всё для учителя