Технологическая карта урока
по учебнику «Окружающий мир. 1 класс» автор А.А.Плешаков
ФИО: Тупикова Галина Владимировна Место работы: МОУ СОШ п. Соцземледельский Балашовского района Саратовской области Должность: учитель начальных классов Предмет: окружающий мир Класс: 1 |
Тема урока: «Что у нас над головой?»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: создать условия для осмысления обучающимися знаний о дневном и ночном небе.
Задачи:
Образовательная: уточнить представления обучающихся о дневном и ночном небе; формировать умение моделировать объекты окружающего мира и проводить над ними наблюдения.
Развивающая: развивать речь, внимание, логическое мышление, любознательность, наблюдательность, умение делать выводы.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
называть объекты, видимые на дневном и ночном небе;
знать форму Солнца, моделировать ее с помощью пластилина;
различать на ночном небе созвездие Большая Медведица.
Метапредметные:
понимать учебную задачу урока, оценивать ее достижения;
наблюдать природные объекты, рассказывать о своих наблюдениях;
моделировать объекты окружающего мира.
Личностные:
определять мотивы учебной деятельности;
принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), атлас-определитель «От земли до неба (А.А. Плешаков), наборы пластилина на партах и счетные палочки; у учителя кубик, тарелка, мяч; электронное приложение к учебнику; слайды с изображение звездного неба.
Содержание урока
Этапы урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Самоопределение к деятельности
|
На доске изображения Мудрой Черепахи и Муравьишки Вопросика. — Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто пришел сегодня к нам на урок. Кто это? — Значит, какой урок сейчас будет? — Что мы изучаем на уроках окружающего мира? — Проверьте, все ли готовы к уроку? |
Отвечают на вопросы, проверяют готовность к уроку.
|
Познавательные (логические)
Познавательные: Информационные (поиск и извлечение информации)
Коммуникативные (высказывания детей)
Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала) |
2.Актуализация знаний, постановка учебной задачи
|
— А сейчас отгадайте загадки. (По мере отгадывания загадок учитель вывешивает на доске изображения предметов, являющихся отгадками) Кто-то утром не спеша Надувает желтый шар, А как выпустит из рук- Станет вдруг светло вокруг. (Солнце) Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака) Украшал ночную синь серебристый апельсин, А прошла неделя только – от него осталась долька. (Месяц) В чёрном небе до зари Тускло светят Фонари. Фонари — Фонарики Меньше, чем комарики. (Звезды) — Посмотрите на наши отгадки и скажите, что их объединяет? — Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? -Давайте откроем учебник на с. 18 и проверим ваши предположения. — Давайте поставим перед собой учебные задачи, закончите предложения. — На уроке мы узнаем…. — На уроке мы научимся….
|
Отгадывают загадки Высказывают предположения Читают тему урока. Участвуют в постановке учебных задач урока. |
Познавательные (информационные)
Коммуникативные (высказывания детей) Познавательные (умозаключение)
Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)
Регулятивные (планирование действий) |
3. Открытие новых знаний.
|
— Скажите, какие из названных вами сегодня предметов можно увидеть на небе днем? — А какие – ночью? — Давайте подробнее остановимся на Солнце. Кто знает, что такое солнце? Солнце – самая главная звезда в жизни каждого человека. Это источник света и тепла, без него жизнь на Земле невозможна.
— Посмотрите на предметы у меня на столе (кубик, тарелка, мяч). На что не похоже солнце? — Поднимите руки те, кто считает, что солнце похоже на тарелку. -А теперь поднимите руки те, кто считает, что солнце похоже на мяч. — Давайте обратимся к Мудрой Черепахе. Демонстрирует слайд с изображением солнца и поясняет, что солнце – это огромный шар. — Чтобы запомнить, какую форму имеет солнце, давайте изготовим его модель из пластилина. Какого цвета нам понадобится пластилин? — А теперь посмотрите на свою модель и скажите, чем похожа она на настоящее Солнце и чем отличается?
-Что еще, кроме Солнца, мы можем увидеть на небе днем? — Я предлагаю вам понаблюдать за облаками. Как вы думаете, одинаково ли будут смотреть на облака художник и ученый? На что будет обращать внимание каждый из них? — Я предлагаю вам стать учеными-наблюдателями и рассмотреть из окна облака, которые есть на небе сегодня, и определить их форму. — А сейчас поработаем в рабочей тетради. Откройте стр. 10 задание 1. — Что нужно сделать? Как вы думаете, какой формы облака сегодня мы наблюдали? — Ребята, Муравьишка Вопросик интересуется, можно ли наблюдать за Солнцем так же, как за облаками? Почему? — Вы правы, Солнце – не просто шар, а горячий, раскаленный, пылающий. Свет, который излучает Солнце, очень сильный. Если смотреть на Солнце, то можно повредить глаза. На солнце можно смотреть только через сильно затемнённое стекло. Для этого продаются солнцезащитные очки. Физминутка А сейчас мы с вами дети Полетаем на ракете. На носочки поднялись, Руки вверх и потянись. Один, два, три, четыре Вот летит ракета ввысь! — Отдохнули, молодцы! — Солнце и облака мы видим днем, а когда наступает ночь, на небе появляются…… -Молодцы! Демонстрирует слайды с изображением звездного неба, читает описание звездного неба из атласа-определителя (1-2 абзацы на с. 208) — Знаете ли вы, что такое созвездие? — Люди издавна объединили звезды в различные фигуры – созвездия- и дали им названия. Созвездие, которое легче всего найти на небе, называется Большая Медведица. (Чтение учителем легенды о его появлении в атласе-определителе на с. 209)
|
Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы, обосновывают свой выбор.
Самостоятельно выполняют модель Солнца из пластилина.
-Похожа формой и цветом. Отличается размером.
Отвечают на вопрос.
Рассматривают облака, рисуют их на доске. Выполняют задание. Высказываются. Заканчивают предложение словами Луна и звезды. Рассматривают изображение звездного неба, слушают текст. Отвечают на вопрос. |
Регулятивные (удержание цели урока)
Коммуникативные (высказывания детей)
Познавательные (информационные: поиск, фиксация, извлечение информации)
Познавательные (моделирование)
Коммуникативные (взаимодействие)
Регулятивные (самоконтроль) Регулятивные (оценка)
Познавательные логические (умозаключение)
Познавательные логические (сравнение)
Познавательные логические (причинно-следственные связи) |
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
— Откройте стр. 19 учебника и рассмотрите созвездие Большая Медведица. — Посчитайте, сколько звезд оно объединяет. — Какой предмет напоминает фигура, образованная звездами. — А теперь давайте найдем это созвездие на звездном небе.(электронное приложение к учебнику) |
— Анализируют иллюстрацию в учебнике.
— Ковш. Несколько учеников по очереди или вместе определяют очертания Большой Медведицы, работая в электронном приложении к учебнику. |
Регулятивные (удержание цели урока)
Познавательные: информационные (извлечение, использование, представление информации)
|
5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. |
— А теперь поработаем самостоятельно. Откройте стр. 10 в рабочей тетради, выполните задание 2. (читает задание) — Проверьте себя по учебнику на с. 19 Самооценка. |
Самостоятельно соединяют линиями точки, чтобы получился ковш Большой Медведицы. Проверяют, работая в парах.
Оценивают свою работу. |
Регулятивные (контроль) Регулятивные (самооценка)
|
6. Рефлексия
|
— Вспомните тему нашего урока. Какие задачи поставили? — Что можно увидеть на небе днем? А ночью? — Что такое Солнце? — Что такое созвездие? — О каком созвездии узнали на уроке? — Как найти его на небе? — Чему учились на уроке? — Что показалось самым интересным? — О чем захотелось узнать больше? — Учеными-наблюдателями вы можете быть не только в школе, но и дома. Я предлагаю вам вместе с родителями понаблюдать за созвездием Большой Медведицы и Луной и зафиксировать свои наблюдения в научном дневнике рабочей тетради на стр. 2, 3
—
|
Отвечают на вопросы, оценивают результаты своей работы на уроке.
Определяют план совместных со взрослыми наблюдений. |
Регулятивные (удержание цели)
Регулятивные (самоконтроль)
Регулятивные (самооценка)
Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
Личностные (компетентность в поступках и деятельности)
|