Урок математики в 5 классе.
«Квадрат и куб числа»
Задачи урока:
-
Отработка приемов вычислений квадратов и кубов чисел, закрепление умений выполнять вычисления, зная порядок выполнения действий, если в выражении есть квадраты и кубы чисел.
-
Развитие логического мышления, познавательной активности, творческих способностей.
-
Воспитание самостоятельности, интереса к предмету.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок теоретических, практических и самостоятельных работ
Оборудование:
Печатные бланки, карточки, таблицы, карточки для устного счета, компьютер.
Урок проводится в компьютерном классе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
Учитель: сегодня на уроке мы должны закрепить, что называется квадратом числа, кубом числа, порядок выполнения действий, если в числовое выражение входят квадраты и кубы чисел. Выполним тест (Презентация). Познакомимся с биографией русского математика Андрея Николаевича Колмогорова (Презентация).
III. Актуализация знаний учащихся
1. Фронтальная работа (Презентация)
Работа проводится с целью повторения теоретического материала.
– Что называется квадратом числа?
– Как обозначается квадрат числа?
– Назовите ответ.
а . а = а2 |
5 . 5 = 52 |
– Что называется кубом числа?
– Как обозначается куб числа?
– Назови ответ.
с . с . с = с3 |
2 . 2 . 2 = 23 |
– Назовите порядок действий в выражении не содержащих квадрат и куб числа.
– Назовите порядок действий в выражении содержащие квадрат и куб числа.
2. Работа устно:
12 + 23 |
52 |
22 |
IV. Самостоятельная работа
Тестирование (Презентация ).
Тест. Квадрат и куб числа
1. Что означает вычислить квадрат числа?
-
Найти суму
-
Найти разность
-
Найти произведение
2. В каком порядке выполняются действия, если в них содержится квадрат числа?
-
По порядку слева на право
-
Квадрат вычисляют до выполнения других действий
-
Сложение потом квадрат
3. Что означает вычислить куб числа?
-
Найти произведение
-
Найти сумму
-
Найти частное
4. Вычисли 72.
-
14
-
49
-
9
5. Вычисли 53.
-
15
-
8
-
125
6. Назови корень уравнения у • у = 81.
-
9
-
3
-
27
7. Найдите значение выражения 42 + 32
-
14
-
25
-
49
8. Найдите значение выражения 23 + 33.
-
35
-
15
-
125
9. Найдите значение выражения (5 + 4)2
-
31
-
81
-
18
10. Найдите значение выражения (7 – 4)3
-
9
-
23
-
27
На повторение
А) № 629. Решите задачу с помощью уравнения: Три девочки собрали на берегу моря 35 ракушек. Галя нашла в 4 раза больше, чем Маша, а Лена – в 2 раза больше, чем Маша. Сколько ракушек нашла каждая девочка?
(ответ: 5,10 и 20 ракушек).
Б)№ 668
а) Найдите квадраты чисел: 2,5,7,8,10,20.
22=4
52=25
72=49
82=64
102=100
202=400
б) Найдите кубы чисел: 2,3,5,10,30
23=8
33=27
53=125
103=1000
303=270
V. Индивидуальная работа по карточкам
I уровень
-
92 + 31
-
100 – 72
-
102 – 82
-
8 + (9 – 5)3
-
122 : 6
II уровень
-
802 – 56
-
82 • 95 – 712
-
(187 – 87)3
III уровень
-
172 + 862 – 56 • 127
2. 1000000 – (159 – 59)3
VI. Дополнительный материал
Один из учеников приготовил доклад о выдающемся советском математике академике Андрее Николаевиче Колмогорове.
Дополнительное задание.
1)Упростите выражение:
А) 11а – а – 21 (Ответ: 10 а – 21)
Б) 11у + у + 3 (Ответ: 12у + 3);
2)Найдите значение выражения:
а) у3 – 2, при у = 6. (Ответ:214).
б) х2 + 5, при х = 11(Ответ: 126)
VII. Подведение итогов урока:
Каков порядок действий: а) 160 + 37 – 20 + 52.
«Быстро сообрази».
Найдите математический термин из четырех букв, который служит окончанием слов:
Пери…, диа…, мано…
Домашнее задание: повторить правило с.137–138, № 650, индивидуальные карточки на 2 уровня.
Рефлексия: выберите каждый для себя поговорку или пословицу зеркала настроения
Поговорки зеркала настроения:
-
Смелость города берет
-
Всякому овощу свое время.
-
Без труда не вытащишь рыбки из пруда.
-
Через тернии к звездам.
-
Учись обучая.
-
Ах, как я устал от этой суеты.
Пословицы:
-
Кто говорит, тот сеет, кто слушает – собирает.
-
Умную речь хорошо и слушать.
-
Много дыму, да мало пылу
Ученье лучшебогатства