Тема урока: А.С. Пушкин «Капитанская дочка » 8 класс

Урок литературы в 8 классе.

Тема: Изображение народной войны и её вождя.

Последний день в Белогорской крепости. (по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Цель урока: анализ произведения (главы XXII)

Образовательные задачи: показать роль детали в раскрытии темы, выяснить, как изменился характер Гринева, его взгляды на жизнь под влиянием « сильного и благого потрясения».

Развивающие задачи: развить внимание учащихся к художественному слову, создать условия для развития литературно-творческих способностей учащихся.

Воспитательные задачи: нравственное воспитание.

Методы и приемы обучения: применение стратегий «Развития критического мышления».

Ход урока.

1.Побуждение.

1. Работа в группах. Оценочные листы в каждой группе.

-У вас на столах — цветные карточки, каким цветом вы могли обозначить «жизнь Гринёва накануне грозных событий». Почему? (Обосновать ответ. Смотри «Приложение»).

-Какой цвет, по — вашему, соответствует жизни Гринёва в период грозных событий? (обосновать ответ)

Цель нашего урока: выяснить, как изменился характер Гринёва, его взгляды на жизнь под влиянием «сильного» и благого потрясения (благое — по Далю — доброе, хорошее, полезное, служащие для нашего счастья).

Гринёва захватили и потрясли события, связанные с борьбой за освобождение любимой девушки и встречи с мятежником Пугачёвым.

2. Кластер. Обсуждение в группах. Выступают представители группы.

доброта самостоятельность благородство великодушие своеволие

ограниченность умственных интеллектов мягкость совестливость

Правление различных

сторон характера Петра Гринёва

умение прощать нравственная стойкость сочувствие к Пугачёву легкомыслие

готовность на смерть, подвиг самообладание сила характера самоотверженность

чувствительность далёк от правового светского общества

-Личность рассказчика до начала Пугачёвского восстания. (Один цвет)

-Изменение внутреннего мира рассказчика после падения Бело горской крепости. (второй цвет)

3. Осмысление. Анализ XІ-ΧІІ глав.

Работа по карточкам. У каждой группы свои вопросы. ( Смотри «Приложение»).

Вывод: Пугачёв представляется и автору, и рассказчику как личность сложная, человек с неспокойной душой.

4. «Да» и «Нет». Работа с группами.

Фигура восстания была настолько необыкновенна, а душа рассказчика была так подготовлена к восприятию впечатлений действительности, что он невольно потянулся к Пугачёву и увидел и понял в нём то, что не видели и не понимали, ослеплённые невинностью люди правительственного лагеря.

Пугачёв

Положительные Отрицательные

Смелый, мужественный, Злодей,

защитник сирот, самозванец

щадит Гринёва, Савельича, жесток

освобождает Машу,

добр к простым людям

5. Закончить предложение.

  • Гринёва привлекает в Пугачёве…

  • Пугачёва в Гринёве привлекает…

6. Интервью.

Каждая группа обсуждает ответ своего героя (Пугачёв, Гринёв, Швабрин, Маша).

Вопрос к Пугачёву: Как ты отнесся к тому, что Гринёв был неискренним? Почему не наказал Гринёва?

Вопрос к Гринёву: Почему ты не радовался победе над уничтоженным врагов — Швабриным?

Вопрос к Швабрину: Почему перешёл на сторону Пугачёва? Что сейчас ты испытываешь?

Вопрос к Маше: Ты храбрая девушка? Почему замуж не пошла за Швабрина? За что не его ненавидишь?

7. Слово о зависти. (1 представитель от группы.) Словарь Даля-«зависть».

8. Вопрос для всех: С какими подлыми поступками Швабрина мы сталкивались на протяжении повести?

9. Возвращаемся к кластеру, добавляем третьим цветом, что не написали.

Вывод: К сожалению, Гринёву ещё не придётся встретиться со Швабриным. Не последней оказались и встречи с Пугачёвым. Испытания Гринёва продолжаются.

10. Домашнее задание: эссе «В каких поступках раскаивался Гринёв, какими мог бы гордится?»

Приложение к уроку

  1. Обозначение цвета:

Красный-активность, страсть, стремление покорять.

Серый — умственные способности, интеллект.

Тёмно — синий — вера, религия.

Чёрный — таинственность, чувствительность.

Голубой — романтичность, цвет мечты, чувство безопасности, цвет чувств.

Жёлтый — любовь, сердце.

Коричневый — скромность, суровость, твёрдость, солидарность.

Фиолетовый — вольность, нетрадиционность.

Белый — вера, воображения, покой, тишина.

Светло-зелёный — ощущение значимости семейных уз.

2. Вопросы для анализа.

1

  1. Как отнёсся генерал к просьбе Гринева о спасении дочери Миронова?(10 гл. конец)

  2. На что решился Гринев: Как быть? Нарушать воинский долг или долг перед любимой девушкой? (словарь Даля «Долг» посмотреть).

  3. Гринев и Савельич в дороге. Почему Гринева схватили?

2.

  1. Описание «дворца» Пугачёва. Доказать, что это дворец мужицкого царя.

  2. Соратники Пугачёва — Белобородов и Хлопуша (портрет, отношения друг к другу и схваченному офицеру).

3.

  1. Диалог Гринева и Пугачёва. Какие тайны открывает Пугачёв Гриневу?

  2. Какие советы даёт Гринев Пугачёву? Как отразилось в этих советах его отношение к Пугачёву? Как это характеризует рассказчика?

4.

  1. Кульминация – калмыцкая сказка, называют притчей (словарь Ожегова, посмотреть значение слова «притча»). Какое иносказание скрыто в ней?

  2. Как вы оцениваете Гринева на притчу?

Интересный материал? Поделиться с другими:
Всё для учителя