География 8 класс — Поурочные разработки
Полезные ископаемы России
Цель урока:
— сформировать у учащихся представления о связи минеральных ресурсов с геологической историей, глубинным строением и рельефом;
— обобщить материалы, полученные в курсе 6 класса;
— выявить причинно-следственные связи разнообразия полезных ископаемых на территории нашей страны.
Оборудование: физическая карта России, тектоническая карта России.
Интерактивная карта «Тектоника и минеральные ресурсы России» И-8кл-4.
И.к. — «Строение земной коры и полезные ископаемые» И-7кл-17.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Связь геологической истории с тектоническим строением. Доказать на примерах.
2. Связь геологической истории с составом горных пород, полезных ископаемых.
3. Связь геологической истории с рельефом.
Интерактивная карта «Тектоника и минеральные ресурсы России» И-8кл-4.
И.к. — «Строение земной коры и полезные ископаемые» И-7кл-17.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Связь геологической истории с тектоническим строением. Доказать на примерах.
2. Связь геологической истории с составом горных пород, полезных ископаемых.
3. Связь геологической истории с рельефом.
III. Изучение нового материала.
Объяснение нового материала начинается с выяснения следующих вопросов:
1. Какими полезными ископаемыми богата Евразия?
2. Чем объяснить различие в размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения?
3. Дать определение понятиям «минерал», «горная порода».
III. Изучение нового материала.
Объяснение нового материала начинается с выяснения следующих вопросов:
1. Какими полезными ископаемыми богата Евразия?
2. Чем объяснить различие в размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения?
3. Дать определение понятиям «минерал», «горная порода».
Далее идет рассказ о минеральных ресурсах, особенностях их формирования (рис. 156, стр. 43), размещения по территории страны, экологических проблемах, связанных с их добычей.
Связь между историей района и составом горных пород существует. Если на новейшем этапе своего геологического развития район развивался как складчатая область, то соответственно в нем формируются мощные толщи базальтов, туфов, а также морские отложения — известняки, глинистые сланцы, широко распространены и метаморфические; породы — мрамор, кварцит.
В областях складчато-глыбовых гор широко распространены магматические горные породы (Забайкалье, Саяны, Урал).
На платформах преобладают осадочные породы — мел, гипсы, соли. Эти горные породы имеют меньшую мощность и горизонтальное залегание.
Среди полезных ископаемых выделяют горючие, рудные (металлические), нерудные (неметаллические). По условиям образования выделяются магматические, осадочные и метаморфические. К магматическим относится большая часть металлических п/и, к осадочным — преимущественно неметаллические и горючие, а к метаморфическим — металлические, и неметаллические ( мрамор, кварцит, графит).
Знание связей геологической истории и условий образования п/и геологического строения и размещения их в различных районах позволяет целенаправленно, на научной основе вести их поиск и разведку.
В России выявлены крупные запасы угля, солей, природного газа торфа, марганцевых руд, никеля, бокситов, ртути.
Все эти полезные ископаемые образуют минерально-сырьевую базу страны. Для минерально-сырьевых ресурсов страны характерны следующие черты:
• огромное их количество;
• крайняя неравномерность размещения;
• большое различие в условиях эксплуатации;
• возможность частичной компенсации истощенных месторождений п/и путем разведки и освоения новых месторождений.
Более детально мы будем рассматривать п/и при изучении крупных районов России.
При разработке пол/иск возникают противоречия: чем больше мы добываем, тем меньше их остается. Что же делать?
Задачи эти определены:
1. Необходимо не снимать «сливки», а извлекать п/и из недр как можно полнее. В настоящее время удается извлечь половину разрабатываемой нефти, а остальное остается в нефтеносных пластах.
2. Следует повысить комплексность переработки. В природе практически нет чистых химических элементов. Необходимо добиваться извлечения не только основного компонента, но и попутных.
3. Необходимо повысить глубину переработки природного сырья. Из добытой нефти в настоящее время перерабатывается около половины. Получающийся остаток — мазут — сжигается в топках. При переработке руд меди около трети ее выбрасывается в отвал.
Таким образом, основным направлением использования п/и на ближайшие годы должно стать не увеличение объема их добычи, а более экономное и рациональное использование.
IV. Закрепление материала.
Полезные ископаемые России |
|||||
Платформ Осадочные пи в чехлах |
Складчатых областей Рудные пи |
Платформ Рудные пи на щитах |
|||
уголь |
Тунгусский Ленский Южно-Якутский Кузнецкий Канско-Ачинский Печорский Подмосковный |
Железные руды |
Зап.Саяны Урал |
Железные руды |
КМА Юж. Якутия |
Нефть газ |
Центр. часть Зап. Сибири |
Полиметалл. руды |
Вос. Саяны Кавказ |
Апатиты |
Кольский п-ов |
нефть |
Самотлор |
золото |
Нагорья Сев. Забайкалья |
|
|
газ |
Уренгой Ямбург |
Ртуть |
Алтай |
|
|
|
|
Хром Платина Никель Медь |
Урал |
|
|
|
|
Олово вольфрам |
Сев. Вост. Сибирь Дал. Восток |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ученики анализируют карту полезных ископаемых России (стр. 44-45, рис. 16).
Работа в к/к
По карте учебника определить местонахождение крупнейших месторождений п/и и нанести их на к/к.
V. Домашнее задание: § 7, стр. 42, выполнить схему «Образование рудных полезных ископаемых» в тетради.