Тема: «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны»

География 8 класс — Поурочные разработки

Полезные ископаемы России

Цель урока:

— сформировать у учащихся представления о связи минеральных ресурсов с геологической историей, глубинным строением и рельефом;

— обобщить материалы, полученные в курсе 6 класса;

— выявить причинно-следственные связи разнообразия полезных ископаемых на территории нашей страны.

Оборудование: физическая карта России, тектоническая карта России.

Интерактивная карта «Тектоника и минеральные ресурсы России» И-8кл-4.

И.к. — «Строение земной коры и полезные ископаемые» И-7кл-17.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Связь геологической истории с тектоническим строением. Доказать на примерах.

2. Связь геологической истории с составом горных пород, полезных ископаемых.

3. Связь геологической истории с рельефом.

Интерактивная карта «Тектоника и минеральные ресурсы России» И-8кл-4.

И.к. — «Строение земной коры и полезные ископаемые» И-7кл-17.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Связь геологической истории с тектоническим строением. Доказать на примерах.

2. Связь геологической истории с составом горных пород, полезных ископаемых.

3. Связь геологической истории с рельефом.

III. Изучение нового материала.

Объяснение нового материала начинается с выяснения следующих вопросов:

1. Какими полезными ископаемыми богата Евразия?

2. Чем объяснить различие в размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения?

3. Дать определение понятиям «минерал», «горная порода».

III. Изучение нового материала.

Объяснение нового материала начинается с выяснения следующих вопросов:

1. Какими полезными ископаемыми богата Евразия?

2. Чем объяснить различие в размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения?

3. Дать определение понятиям «минерал», «горная порода».

Далее идет рассказ о минеральных ресурсах, особенностях их формирования (рис. 156, стр. 43), размещения по территории страны, экологических проблемах, связанных с их добычей.

Связь между историей района и составом горных пород существует. Если на новейшем этапе своего геологического развития район развивался как складчатая область, то соответственно в нем формируются мощные толщи базальтов, туфов, а также морские отложения — известняки, глинистые сланцы, широко распространены и метаморфические; породы — мрамор, кварцит.

В областях складчато-глыбовых гор широко распространены магматические горные породы (Забайкалье, Саяны, Урал).

На платформах преобладают осадочные породы — мел, гипсы, соли. Эти горные породы имеют меньшую мощность и горизонтальное залегание.

Среди полезных ископаемых выделяют горючие, рудные (металлические), нерудные (неметаллические). По условиям образования выделяются магматические, осадочные и метаморфические. К магматическим относится большая часть металлических п/и, к осадочным — преимущественно неметаллические и горючие, а к метаморфическим — металлические, и неметаллические ( мрамор, кварцит, графит).

Знание связей геологической истории и условий образования п/и геологического строения и размещения их в различных районах позволяет целенаправленно, на научной основе вести их поиск и разведку.

В России выявлены крупные запасы угля, солей, природного газа торфа, марганцевых руд, никеля, бокситов, ртути.

Все эти полезные ископаемые образуют минерально-сырьевую базу страны. Для минерально-сырьевых ресурсов страны характерны следующие черты:

• огромное их количество;

• крайняя неравномерность размещения;

• большое различие в условиях эксплуатации;

• возможность частичной компенсации истощенных месторождений п/и путем разведки и освоения новых месторождений.

Более детально мы будем рассматривать п/и при изучении крупных районов России.

При разработке пол/иск возникают противоречия: чем больше мы добываем, тем меньше их остается. Что же делать?

Задачи эти определены:

1. Необходимо не снимать «сливки», а извлекать п/и из недр как можно полнее. В настоящее время удается извлечь половину разрабатываемой нефти, а остальное остается в нефтеносных пластах.

2. Следует повысить комплексность переработки. В природе практически нет чистых химических элементов. Необходимо добиваться извлечения не только основного компонента, но и попутных.

3. Необходимо повысить глубину переработки природного сырья. Из добытой нефти в настоящее время перерабатывается около половины. Получающийся остаток — мазут — сжигается в топках. При переработке руд меди около трети ее выбрасывается в отвал.

Таким образом, основным направлением использования п/и на ближайшие годы должно стать не увеличение объема их добычи, а более экономное и рациональное использование.

IV. Закрепление материала.

Полезные ископаемые России

Платформ

Осадочные пи в чехлах

Складчатых областей

Рудные пи

Платформ

Рудные пи на щитах

уголь

Тунгусский

Ленский

Южно-Якутский

Кузнецкий

Канско-Ачинский

Печорский

Подмосковный

Железные руды

Зап.Саяны

Урал

Железные руды

КМА

Юж. Якутия

Нефть

газ

Центр. часть Зап. Сибири

Полиметалл. руды

Вос. Саяны

Кавказ

Апатиты

Кольский п-ов

нефть

Самотлор

золото

Нагорья Сев. Забайкалья

газ

Уренгой

Ямбург

Ртуть

Алтай

Хром

Платина

Никель

Медь

Урал

Олово

вольфрам

Сев. Вост. Сибирь

Дал. Восток

Ученики анализируют карту полезных ископаемых России (стр. 44-45, рис. 16).

Работа в к/к

По карте учебника определить местонахождение крупнейших месторождений п/и и нанести их на к/к.

V. Домашнее задание: § 7, стр. 42, выполнить схему «Образование рудных полезных ископаемых» в тетради.

Интересный материал? Поделиться с другими:
Всё для учителя