Технологическая карта урока
Тема урока: Государство и общество.
Цели для ученика: Познакомиться с особенностями правления князя Ярослава Мудрого Научиться давать краткую характеристику внешне- и внутреполитических событий. Закрепить навыки сравнительного анализа и характеристики.
|
Цели для учителя: Образовательные— рассказать о второй усобице на Руси после смерти Владимира; охарактеризовать основные направления политики Ярослава Мудрого; определить почему правление этого князя характеризуется как начало расцвета древнерусского государства. Развивающие – закрепить знание исторических дат, понятий, терминов; закрепить навыки сравнительного и анализа и характеристики деятельности личности; выработать алгоритм создания характеристики внешне- и внутреполитических событий. Воспитательные— воспитание патриотизма и гордости за свою страну. |
|||||
Тип урока: комбинированный |
Форма урока: урок наработки новых знаний и умений |
|||||
Опорные понятия, термины: Полюдье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси — ежегодный объезд князя с дружиной подвластных земель, с целью сбора дани и кормления. Характерной чертой полюдья был ненормированный характер. Продолжалось с ноября по апрель. Пого́ст — административно-территориальная единица на Руси, ассоциировалась с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем. Вира — штраф за убийство свободного мужчины |
Новые понятия: Во́тчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. «люди» — основная часть свободного населения – крестьяне –общинники. «муж» -полноправный участник народного собрания, воин, глава семьи; полноправный, лично свободный человек Смерд —зависимый крестьянин. Если после его смерти у него не оставалось незамужних дочерей, имущество смерда наследовал князь. Холопство могло быть полным или закупным. Полное— пожизненный раб. Обрабатывали пашнювотчинника Закуп — человек, взявший купу — долг, и ставший долговым рабом до тех пор, пока не отдаст или не отработает долг. Рядович — лицо, поступившее на службу и ставшее зависимым по «ряду», то есть договору. |
|||||
Формы контроля: Исторический диктант /проверка дат/, работа с понятийным аппаратом, составление краткой характеристики личности, события и т.д.
|
Домашнее задание: § 9. 1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3» Стр. 70. Задание № 1 /письменно/ 2 уровень /проблемный/- «хор» — «4» Дать краткую характеристику социально-национального деления населения Руси. 3 уровень /поисковый/ — «отл»-«5» Составить таблицу: «Современники» /по пройденному материалу/ |
|||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД |
Результат взаимодействия (сотрудничества) |
|
I. 3 мин
|
Организационный момент: Добрый день, ребята! Мы продолжаем изучать историю формирования Русского государства. Сегодня на уроке нам предстоит закрепить понятийный аппарат, сформировать представление о социальной структуре древнерусского общества. Познакомиться с политической деятельностью князя Ярослава Мудрого. Запишите число и тему урока. |
Записывают в тетрадь дату и тему урока |
беседа |
Формирование навыков постановки цели для начала деятельности |
Совместно с учащимися сформулирована тема урока. Созданы предпосылки для самостоятельного создания алгоритма /плана/ изучения темы. |
|
II. 5-7 мин
|
Проверка домашнего задания: Охарактеризуйте и покажите на исторической карте Древнерусское государство к началу правленеия Владимира Святославича. Расскажите о внешней политике князя Владимира. Покажите на карте направления основных походов. Как вы полагаете, почему с именем князя Владимира связано большинство русских былин? Расскажите о первой попытке религиозной реформы князя Владимира. Почему вообще возникла идея создания единого пантеона богов? Расскажите о причинах выбора новой веры. Как это происходило? Крещение Руси: методы и значение. |
Составление краткой характеристики+ работа с картой
Устный анализ изученного материала+ примеры
Рассказ учащегося Рассказ + работа со схемой |
Беседа, индивидуальная работа по карточкам; Работа со схемой; Работа с источником Сравнительный анализ |
Навык отбора информации, формулирования ответа, построения вывода, объяснения материала, сравнительный анализ; систематизация |
Контроль знаний учащихся, самоконтроль учащихся, выявление затруднений, коррекция знаний |
|
III. 3 мин |
Актуализация опорных знаний: Что сделал князь Ярослав Мудрый для процветания государства? |
Индивидуальная, групповая и коллективная работа по ходу урока; |
Решение учебных и проблемных задач |
Формирование навыка аргументации и поиска доказательств |
Отсроченный ответ на вопрос |
|
IV. 3 мин
|
Постановка учебных задач и целей. Составить схему «+ и – деятельности Ярослава Мудрого» |
Отсроченный ответ на вопрос Индивидуальная работа |
Составление конспекта – схемы урока |
Формирование навыка составления опорного конспекта, |
самоконтроль успешности деятельности учащихся;
|
|
V. 20 мин |
Изучение нового материала: Организация управления государством Полюдье: система налогообложения Первые княжеские усобицы: причины и результаты Правление князя Ярослава Мудрого Община и вотчина в Древней Руси Социальная структура общества. Русская правда. |
Проблемный диалог Работа с исторической картой и источником / «Повесть временных лет» Составление харакеристик личности и деятельности Составление схемы Работа с историческим источником |
Работа с исторической картой и историческим источником, дополнительной литературой |
Развитие навыков поиска информации в различных видах источников Составление характеристики деятельности правителя |
Отработка ранее полученных навыков |
|
VI. 5 мин
|
Первичное закрепление: Объясните, почему князь Ярослав Владимирович получил прозвище «Мудрый». В русский народ увидел его особенную мудрость? |
Анализируют изученный материал и составляют характеристику по образцу |
Индивидуальная работа |
краткая сравнительная характеристика |
Самоконтроль успешности деятельности учащихся |
|
VII. 5 мин |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону: Выполнить в приложении задания теста |
Выполняют тест в формате ЕГЭ |
Индивидуальная работа |
Тестирование |
Контроль знаний учащихся для выявления затруднений |
|
VIII. 3 мин |
Рефлексия: Кроссворд составляется командно. Каждая команда переходит от стола к столу, добавляя в кроссворд по одному слову. |
Составьте кроссворд из исторических понятий, пройденных на уроке |
Групповая работа |
Развитие памяти |
Представление кроссворда |
|
IX. 3 мин. |
Домашнее задание: 1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3»
2 уровень /проблемный/- «хор» — «4»
3 уровень /поисковый/ — «отл»-«5» |
§ 9. Стр. 70. Задание № 1 /письменно/ Дать краткую характеристику социально-национального деления населения Руси. Составить таблицу: «Современники» /по пройденному материалу/ |
|
|
|