Танец сквозь века

Танец  сквозь века

Танец

сквозь века

Танец   — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец  — древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные  па ( фр.   pas  — «шаг») ведут происхождение от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются ритм  — относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок  — сочетание движений в композиции; динамика  — варьирование размаха и напряжённости движений; техника  — степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук.

Танец имеет разные средства выразительности:

гармонические движения и позы,

пластика и мимика,

динамика — «варьирование размаха и напряжённости движений»,

темп и ритм движения,

пространственный рисунок, композиция.

костюм и реквизит.

Большое значение имеет техника — «степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций».

Направления и стили танца

Направления

и стили танца

Ритуальный танец Ритуальные танцы, танцы-посвящения, поклонения, подношения, благодарения и молитвы – существовали в древности по всей территории планеты. Самые древние из них очень просты, они выражают собой вечные архетипы мироздания: круг, квадрат, спираль, линию, точку.   Сначала они были частью древних обрядов , их движения имели  ритуальный  смысл: на языке танца первобытные люди общались со своими древними богами. Люди просили у своих богов удачной охоты или обильного урожая. Часто движения таких танцев подражали трудовым движениям, разыгрывались целые «сцены» охоты или сбора урожая.

Ритуальный танец

Ритуальные танцы, танцы-посвящения, поклонения, подношения, благодарения и молитвы – существовали в древности по всей территории планеты. Самые древние из них очень просты, они выражают собой вечные архетипы мироздания: круг, квадрат, спираль, линию, точку. 

Сначала они были частью древних обрядов , их движения имели  ритуальный  смысл: на языке танца первобытные люди общались со своими древними богами. Люди просили у своих богов удачной охоты или обильного урожая. Часто движения таких танцев подражали трудовым движениям, разыгрывались целые «сцены» охоты или сбора урожая.

Народный танец

Из древних обрядовых танцев произошли  народные танцы , которые служили для весёлого времяпрепровождения и утратили свой ритуальный смысл. Но следы древних танцев в них сохранились. Например, почти в каждой стране есть свои хороводы . Их главный признак — движение по  кругу . Когда-то в глубокой древности такое движение имело магический, ритуальный смысл: круг — символ солнца .

У каждого народа — свои танцы . В них отражаются особенности разных народов. У всех народов есть и быстрые, стремительные танцы, и медленные, плавные. Но при этом южным, более темпераментным народам свойственны более стремительные, зажигательные танцы. Например, грузинская  лезгинка  или итальянская  тарантелла . У северных народов преобладают более сдержанные танцы, соответствующие их спокойному темпераменту.

В очень больших странах, таких, как Россия, у жителей южных областей и у северян могут быть совсем разные танцы, с разными названиями.

Но есть танцы, известные во всех областях страны.

К  русским  народным танцам, распространённым  по всей России , можно отнести трепаккамаринскуюхоровод .

Трепак и камаринская — быстрые, весёлые танцы. Подобные танцы есть и у других народов: украинский  гопак , шотландский  стрэтспей , норвежские  халлинг и  спрингданс

Исторические танцы Средневековый танец это импровизированное действо. Народ любил хороводы, но устойчивых правил танца не существовало. Танец был принятой формой ухаживания; их исполнители сопровождали танец пением; движения были самыми простыми. Обычно танец возглавляла одна пара, к ней присоединялись другие, медленно двигаясь по кругу. В эпоху позднего Средневековья проявляется различие между придворным парным танцем и деревенским групповым танцем.

Исторические танцы

Средневековый танец это импровизированное действо. Народ любил хороводы, но устойчивых правил танца не существовало. Танец был принятой формой ухаживания; их исполнители сопровождали танец пением; движения были самыми простыми. Обычно танец возглавляла одна пара, к ней присоединялись другие, медленно двигаясь по кругу.

В эпоху позднего Средневековья проявляется различие между придворным парным танцем и деревенским групповым танцем.

Средневековье

Средневековье

Эпоха Средневековья – это, наверное, самый насыщенный разнообразными хореографическими видами период. Из наиболее ярких можно выделить:

Сальтарелло – один из самых динамичных и энергичных итальянских танцев, который исполняется в основном в трехдольном темпе.

Мореска или мориско – пантомимический средневековый танец, исполняющийся в гротескных одеяниях с колокольчиками на щиколотках несколькими танцовщиками под музыкальное сопровождение, с экзотическими тембрами и пунктирными ритмами.

Жига – хореографическая композиция с английскими корнями, зародившаяся в 16 столетии.

Павана – двудольный танец, представляющий собой своеобразное величавое и довольно медленное шествие. Именно с этой хореографической композиции начинался любой бал в 16-17 веке. 

Гальярда – одна из самых веселых плясок Средневековья, а именно 16-17 века. Исполняется в трехдольном размере со снижающимся темпом. Это был один из любимейших танцев 17-го столетия в Европе.

Чакона – танец 16-18 века, пришедший в Испанию из Вест-Индии. 

Кароль – танец, представляющий собой круговую хореографическую композицию, участники которой, держась за руки, создавали разнообразные фигуры под аккомпанемент песен.

Аллеманда

Аллеманда

Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения

Хореография эпохи Возрождения отличалась простотой и состояла в основном из ходьбы под музыку, хлопков, небольших прискоков. В придворном обществе появляется учитель танцев – преподаватель изящных манер. С особым вниманием относились к исполнению реверансов и поклонов. Они были не только придворным приветствием, но и танцевальными фигурами, которые придавали бальной хореографии черты торжественного величия. Но такое однообразие изрядно поднадоело, и в хореографии начала появляться пластика, а танец становился более утонченным, грациозным и сложным. Эта эволюция поспособствовала возникновению такого вида хореографии, как балет.

Бас-данс . Этот танец являлся одним из самых распространенных в придворных празднествах. Его даже нарекли «королем» танцев. Бас-данс представлял собой очень плавную хореографическую постановку в спокойном темпе, без прыжков. К тому же, этот танец очень хорошо подходил придворным дамам и кавалерам в тяжелых одеяниях. Благодаря сурово-торжественному характеру бас-данс использовался в качестве первого танца в церемонии открытия бала.

Не менее популярным был мориско . Это танец очень долго был неотъемлемым атрибутом любого торжественного праздника в эпоху Возрождения. Данная хореографическая композиция могла исполняться как сольно, так и в группах, но только мужчинами. Все участники действа облачались в маскарадные костюмы и маски, а на ноги привязывались специальные колокольчики.  Сарабанда. В этом танце каждый выбирает себе даму, к которой неравнодушен. Музыка дает сигнал, и двое влюбленных исполняют танец благородный и мерный.  Жига – английский танец, распространенный в XVI в.

Не менее популярным был мориско . Это танец очень долго был неотъемлемым атрибутом любого торжественного праздника в эпоху Возрождения. Данная хореографическая композиция могла исполняться как сольно, так и в группах, но только мужчинами. Все участники действа облачались в маскарадные костюмы и маски, а на ноги привязывались специальные колокольчики.

Сарабанда. В этом танце каждый выбирает себе даму, к которой неравнодушен. Музыка дает сигнал, и двое влюбленных исполняют танец благородный и мерный.

Жига – английский танец, распространенный в XVI в.

Эпоха Барокко

Эпоха Барокко

В эпоху Барокко главенствуют парные бальные танцы: бурре, паспье, ригодон, гавот и менуэт ( от фр. menu — маленький, точнее — pas menu — короткий шаг) , движения и музыка которых отличаются стремлением к строгой красоте форм, ясности, элегантности и изысканности выражения. Но к середине 18 столетия парные танцы уступают место массовым, в первую очередь полонезу и контрдансу.  Полоне́з  — польский — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале  балов , подчёркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца — ¾. Барочный танец был построен на постоянном общении партнеров, которое характеризовалось некой театральностью. Балетный спектакль превращается в самостоятельный театральный жанр.

В эпоху Барокко главенствуют парные бальные танцы: бурре, паспье, ригодон, гавот и менуэт ( от фр. menu — маленький, точнее — pas menu — короткий шаг) , движения и музыка которых отличаются стремлением к строгой красоте форм, ясности, элегантности и изысканности выражения. Но к середине 18 столетия парные танцы уступают место массовым, в первую очередь полонезу и контрдансу. 

Полоне́з  — польский — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале  балов , подчёркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца — ¾.

Барочный танец был построен на постоянном общении партнеров, которое характеризовалось некой театральностью. Балетный спектакль превращается в самостоятельный театральный жанр.

Бальные танцы Бальные танцы появились в  XV веке  в  Италии , а несколько позже, в  XVII веке , распространились по  всей Европе . В  России  балы и бальные танцы появились в начале  XVIII века , во время правления Петра I. Если  народные танцы  были  в каждой стране свои , особые, то  одни и те же бальные танцы  были известны  всей Европе .

Бальные танцы

Бальные танцы появились в  XV веке  в  Италии , а несколько позже, в  XVII веке , распространились по  всей Европе . В  России  балы и бальные танцы появились в начале  XVIII века , во время правления Петра I.

Если  народные танцы  были  в каждой стране свои , особые, то  одни и те же бальные танцы  были известны  всей Европе .

Вальс

Вальс

При слове «Вальс» положено снимать шляпу, поскольку вальс король танцев. В недалеком прошлом его танцевал весь мир. Это был главный танец на танцевальных вечерах. Увлечение вальсом сравнивали с эпидемией холеры. В XVII столетии вальс был народным танцем в австрийских и баварских деревеньках, и лишь в начале XIX века был представлен на балах Англии. Тогда он считался вульгарным, поскольку это был первый бальный танец, где танцор мог так близко к себе держать свою партнершу. В к концу 18 века вальс танцует уже вся Европа. С тех пор вальс принимал много разных форм, но каждую из них объединяет неповторимая элегантность и романтическое настроение. Особенностью вальса является музыкальный размер в три четверти и замедленный темп (до тридцати тактов в минуту).

При слове «Вальс» положено снимать шляпу, поскольку вальс король танцев. В недалеком прошлом его танцевал весь мир. Это был главный танец на танцевальных вечерах. Увлечение вальсом сравнивали с эпидемией холеры. В XVII столетии вальс был народным танцем в австрийских и баварских деревеньках, и лишь в начале XIX века был представлен на балах Англии. Тогда он считался вульгарным, поскольку это был первый бальный танец, где танцор мог так близко к себе держать свою партнершу.

В к концу 18 века вальс танцует уже вся Европа. С тех пор вальс принимал много разных форм, но каждую из них объединяет неповторимая элегантность и романтическое настроение. Особенностью вальса является музыкальный размер в три четверти и замедленный темп (до тридцати тактов в минуту).

Танго Танго – бальный танец, родившийся в Аргентине в конце XIX века.  Особенностью танго является размашистый шаг на всю стопу, что отличает его от классического «перетекания» с пятки на носок. Характер танца - напористый, страстный. 

Танго

Танго – бальный танец, родившийся в Аргентине в конце XIX века.  Особенностью танго является размашистый шаг на всю стопу, что отличает его от классического «перетекания» с пятки на носок. Характер танца — напористый, страстный. 

Фокстрот  Главная особенность фокстрота – это чередование быстрых и медленных ритмов, но обязательно плавность и легкость шагов, которая должна вызывать впечатление, будто танцоры порхают над залом.

Фокстрот

Главная особенность фокстрота – это чередование быстрых и медленных ритмов, но обязательно плавность и легкость шагов, которая должна вызывать впечатление, будто танцоры порхают над залом.

Самба  Этот бальный танец считается национальным танцем Бразилии. Мир начал открывать для себя самбу с 1905 года. Самба имеет множество разновидностей, например, самба, которую танцуют на бразильских карнавалах, и бальный танец с тем же названием – это не одно и то же.

Самба

Этот бальный танец считается национальным танцем Бразилии. Мир начал открывать для себя самбу с 1905 года. Самба имеет множество разновидностей, например, самба, которую танцуют на бразильских карнавалах, и бальный танец с тем же названием – это не одно и то же.

Ча-ча-ча  Название этого танца является отсылкой к звукам, которые издают ногами танцоры, танцуя под ритм маракас. Танец эволюционировал из румбы и танца мамбо. Мамбо был широко распространен в США, но под его быструю музыку было очень сложно танцевать, поэтому кубинский композитор Энрике Джорин сделал музыку медленнее – так и родился танец ча-ча-ча.

Ча-ча-ча

Название этого танца является отсылкой к звукам, которые издают ногами танцоры, танцуя под ритм маракас. Танец эволюционировал из румбы и танца мамбо. Мамбо был широко распространен в США, но под его быструю музыку было очень сложно танцевать, поэтому кубинский композитор Энрике Джорин сделал музыку медленнее – так и родился танец ча-ча-ча.

Румба  Румба возникла одновременно и как музыкальный жанр, и как танцевальный стиль, корни которого уходят в Африку. Румба – очень ритмичный и сложный танец, породивший множество других стилей танцев, в том числе и сальсу . Раньше этот латиноамериканский танец считался слишком вульгарным из-за своих раскованных движений. Его до сих пор называют танцем любви. Настроение танца может меняться во время его исполнения — от размеренного до агрессивного.

Румба

Румба возникла одновременно и как музыкальный жанр, и как танцевальный стиль, корни которого уходят в Африку. Румба – очень ритмичный и сложный танец, породивший множество других стилей танцев, в том числе и сальсу . Раньше этот латиноамериканский танец считался слишком вульгарным из-за своих раскованных движений. Его до сих пор называют танцем любви. Настроение танца может меняться во время его исполнения — от размеренного до агрессивного.

Пасодобль  С испанского означает «два шага», что определяет его маршевую природу. Это мощный и ритмичный танец, для которого характерны прямая спина, взгляд из-под бровей и драматические позы.  Этот испанский народный танец был вдохновлен корридой: мужчина неизменно изображает укротителя-матадора, а женщина играет роль его плаща или быка. 

Пасодобль

С испанского означает «два шага», что определяет его маршевую природу. Это мощный и ритмичный танец, для которого характерны прямая спина, взгляд из-под бровей и драматические позы.  Этот испанский народный танец был вдохновлен корридой: мужчина неизменно изображает укротителя-матадора, а женщина играет роль его плаща или быка. 

Джайв  Джайв зародился в афроамериканских клубах в начале 40-х годов. Само слово «jive» означает «вводящую в заблуждение болтовню» – популярное сленговое словечко среди афроамериканцев того времени. Военнослужащие США принесли танец в Англию во время Второй мировой войны. Характерной чертой джайва является быстрый темп танца, благодаря которому движения выходят пружинистыми.

Джайв

Джайв зародился в афроамериканских клубах в начале 40-х годов. Само слово «jive» означает «вводящую в заблуждение болтовню» – популярное сленговое словечко среди афроамериканцев того времени. Военнослужащие США принесли танец в Англию во время Второй мировой войны. Характерной чертой джайва является быстрый темп танца, благодаря которому движения выходят пружинистыми.

Балет Балет  (от  итал .   ballare  — танцевать) — так называются сопровождаемые музыкой театральные представления, в которых действующие лица посредством мимических движений и танцев выражают различные характеры, мысли и страсти. Балет является  сценическим танцем , то есть он предназначен для зрителей. Балет принадлежит к разряду пластических искусств, основные элементы которого: танцы,  пластика  и  мимика . Начало балета теряется в глубокой древности. Тогда балет не имел самостоятельного значения, а являлся  интермедией  в драматических зрелищах. С падением Рима балетное искусство замирает на тысячу лет и возрождается только к концу XV и началу XVI веков в Италии. Когда во Франции появилась  опера , то балет вошёл в её состав. Самостоятелен балет стал только в 17в. И стал называться Классический балет.

Балет

Балет  (от  итал .   ballare  — танцевать) — так называются сопровождаемые музыкой театральные представления, в которых действующие лица посредством мимических движений и танцев выражают различные характеры, мысли и страсти. Балет является  сценическим танцем , то есть он предназначен для зрителей. Балет принадлежит к разряду пластических искусств, основные элементы которого: танцы,  пластика  и  мимика . Начало балета теряется в глубокой древности. Тогда балет не имел самостоятельного значения, а являлся  интермедией  в драматических зрелищах. С падением Рима балетное искусство замирает на тысячу лет и возрождается только к концу XV и началу XVI веков в Италии. Когда во Франции появилась  опера , то балет вошёл в её состав. Самостоятелен балет стал только в 17в. И стал называться Классический балет.

Современный танец Это танцевальные стили, популярные в настоящее время, отвечающие актуальным веяниям в музыке. Эти танцы могут быть созданы 60, 40, 10 лет назад, но благодаря динамичности развития, остаются востребованы в кругах танцоров и сегодня.

Современный танец

Это танцевальные стили, популярные в настоящее время, отвечающие актуальным веяниям в музыке. Эти танцы могут быть созданы 60, 40, 10 лет назад, но благодаря динамичности развития, остаются востребованы в кругах танцоров и сегодня.

Джаз - танец  Своё начало он берёт в конце 19 века. Джаз-танец имеет свои течения, которые отличаются как танцевальными приёмами, так и манерой исполнения. Это степ, фанк, соул, бродвей-джаз, классический джаз, афро-джаз, стрит, фристайл и многие другие виды.  Джаз-танец, особенно стрит-джаз, сыграл важную роль в развитии современного хореографического искусства и стал прародителем танцев-однодневок и  молодежных танцевальных направлений, таких как буги-вуги, брейк, рэп, хаус.

Джаз — танец

Своё начало он берёт в конце 19 века. Джаз-танец имеет свои течения, которые отличаются как танцевальными приёмами, так и манерой исполнения. Это степ, фанк, соул, бродвей-джаз, классический джаз, афро-джаз, стрит, фристайл и многие другие виды.

Джаз-танец, особенно стрит-джаз, сыграл важную роль в развитии современного хореографического искусства и стал прародителем танцев-однодневок и  молодежных танцевальных направлений, таких как буги-вуги, брейк, рэп, хаус.

Модерн и Джаз - модерн   Одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в кон. 19 – нач. 20 вв. в США и Германии.  Это свободная от условностей хореография. Сейчас труппы танца модерн выступают по всему миру. Наиболее известные из отечественных представителей – балет Аллы Духовой.

Модерн

и Джаз — модерн

Одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в кон. 19 – нач. 20 вв. в США и Германии.  Это свободная от условностей хореография. Сейчас труппы танца модерн выступают по всему миру. Наиболее известные из отечественных представителей – балет Аллы Духовой.

XX – XXI век Клубные танцы

XX – XXI век

Клубные танцы

Клубные танцы (Club – dance) Это темпераментная, яркая и невероятная смесь разнообразных современных стилей позволяющая выразить себя в движении. У всех, как говорится, «на слуху» название видов танцев этого направления: Тектоник или electro dance. Jazz-Funk (джаз-фанк). House (хаус). Jumpstyle (джампстайл). Melbourne shuffle (шаффл). Waacking (вакинг). Go-Go (клубное Гоу). Square dance (сквэр данс). DnBstep. Ragga (рагга) и многие другие. Невозможно перечислить все виды танцев. Список названий современных стилей и направлений постоянно изменяется и дополняется. Сегодня танцы - это не только пластичное искусство, но и довольно распространенный вид спорта.

Клубные танцы (Club – dance)

Это темпераментная, яркая и невероятная смесь разнообразных современных стилей позволяющая выразить себя в движении. У всех, как говорится, «на слуху» название видов танцев этого направления: Тектоник или electro dance. Jazz-Funk (джаз-фанк). House (хаус). Jumpstyle (джампстайл). Melbourne shuffle (шаффл). Waacking (вакинг). Go-Go (клубное Гоу). Square dance (сквэр данс). DnBstep. Ragga (рагга) и многие другие. Невозможно перечислить все виды танцев. Список названий современных стилей и направлений постоянно изменяется и дополняется. Сегодня танцы — это не только пластичное искусство, но и довольно распространенный вид спорта.

XX – XXI век Уличные танцы

XX – XXI век

Уличные танцы

Хип-хоп и Krump, поппинг и локкинг, брейк-данс и C-walk – все это название видов танцев, «рожденных» не на сценических площадках и в хореографических студиях, а на улицах и во дворах мегаполисов, дискотеках и клубах. В большинстве своем они базируются на хип-хопе. В уличном стиле исполнитель не ограничен какой-либо формой и может смело импровизировать и экспериментировать, создавая индивидуальный и неповторимый рисунок движений, а также взаимодействовать как с другими танцорами, так и с публикой. В «чистом» виде встречаются они крайне редко, да и по большей части стали исполняться в клубах, а не на улицах, из-за чего часто попадают в категорию клубных. Вот наиболее популярные и распространенные направления: Нью-стайл (NewStyle). Krump – сокращение от Kingdom Radically Uplifted Mighty Praise, означающее «Империя Абсолютной Силы Духовной Похвалы». Локинг (Locking). Поппинг (Popping). LA-Style. Crip walk (C-walk). R&B. Брейк-данс. Хип-хоп (Hip-Hop).

Хип-хоп и Krump, поппинг и локкинг, брейк-данс и C-walk – все это название видов танцев, «рожденных» не на сценических площадках и в хореографических студиях, а на улицах и во дворах мегаполисов, дискотеках и клубах. В большинстве своем они базируются на хип-хопе. В уличном стиле исполнитель не ограничен какой-либо формой и может смело импровизировать и экспериментировать, создавая индивидуальный и неповторимый рисунок движений, а также взаимодействовать как с другими танцорами, так и с публикой. В «чистом» виде встречаются они крайне редко, да и по большей части стали исполняться в клубах, а не на улицах, из-за чего часто попадают в категорию клубных. Вот наиболее популярные и распространенные направления: Нью-стайл (NewStyle). Krump – сокращение от Kingdom Radically Uplifted Mighty Praise, означающее «Империя Абсолютной Силы Духовной Похвалы». Локинг (Locking). Поппинг (Popping). LA-Style. Crip walk (C-walk). R&B. Брейк-данс. Хип-хоп (Hip-Hop).

Брейк - данс

Брейк — данс

Вопросы:

Вопросы:

  • Какие танцы вы знаете?
  • Какие танцы танцевали ваши бабушки?
  • Какой танец считается «королём танцев»?

Тест «Танцы» Какой танец звучит? Мазурка  Вальс Танго

Тест «Танцы»

Какой танец звучит?

Мазурка

Вальс Танго

Интересный материал? Поделиться с другими:
Всё для учителя