Создание условий для работы учащихся дивиантного поведения или учащихся имеющих проблемы развития.
Основной целью работы с учащимися дивиантного поведения или учащихся имеющих проблемы развития являются создание условий для амплификации развития: амплификация обозначает обогащение, расширение и углубление тех сторон развития, которые специфичны для школьного периода, а мы говорим о детях имеющих проблемы в развитии, значит для этих детей.
Способы амплификации потенциала развития – это многообразные виды деятельности ребенка. К ним относится:
Учение
Конструирование
Элементарные разновидности труда
Общение
Игра
Предметные манипуляции
Различные формы художетсвенно-эстетической деятельности.
Опираясь на свой многолетний педагогический опыт работы учителя – предметника в своей работе учитываю:
— возрастные особенности учащегося
— его индивидуальные возможности
— использую дифференцированный подход к каждому ученику
— создаю ситуацию успеха, атмосферу взаимопонимания и сотрудничесива
— формирую адекватную самооценку ученика
— стимулирую учеников к самостоятельному выполнению задания без боязни ошибиться.
Учащиеся дивиантного поведения или учащихся имеющих проблемы в развитии требуют особых условий. Но в первую очередь я знакомлюсь с социальным паспортом семьи, в какой семье растет ребенок, условия развития – многодетная семья, малоимущая, полная или нет.
Для ученика создаю условия в которых он чувствует себя:
— спокойно
— уверенно
— защищенно.
Особая роль отводится в адаптационный период, где ребенок знакомится
— с классом,
— рабочим местом,
— с новым образовательным учреждением
— как правильно организовано рабочее место
— стол, принадлежности для рисования
— правильные удобные инструменты подбираются в соответствии с работой и возможностями ученика.
Пример: Беряков Артем и Чудновский Владислав. Для этих учеников организовывается рабочее место и этому я уделяю большое внимание.
Принадлежности для рисования: краски – минимум 10-12 цветов, не больше, 1 карандаш, 1 ластик, кисти – 3 шт (мелкая, средняя, крупная), 1 салфетка, 1 непроливайка.
Спецодежда: фартук, нарукавники.
Принадлежности находятся с правой стороны стола, чтобы ребенок брал и работал правой рукой.
На уроке использую учебные элементы:
— поэтапное рисование;
— небольшой объем работы по силам ребенка.
Особая роль отводится мне – педагогу. Я должна больше внимания уделять этому ученику, чем остальным, быть тактичным, доброжелательным.
Хороший контакт учитель – ученик, в этом залог хорошей работы. Только в спокойной обстановке, сотрудничестве с педагогом ученик выполнит работу. Для ученика с дивиантным поведением важен объем работы, небольшой, вся работа разделена на этапы рисования и только в процессе работы я корректирую, дополняю элементы если вижу что работа выполняется в полном объеме. Когда учащийся выполнил этапы, я знакомлю, объясняю последующие. Контролирую выполнение работы этим учеником. На перемене учащийся может перекусить, посетить туалет и просто отдохнуть. Выполняем гимнастику для рук, глаз, очень часто дети сами показывают упражнения. Если осталось 4-5 мин до окончания занятия, я использую различные игры, загадки, кроссворды. После окончания занятия ребенок самостоятельно убирает рабочее место, складываем сам принадлежности, вытирает стол и я сопровождаю его вылить воду, а затем сопровождаю в раздевалку и передаю воспитателю.
А сейчас я представляю работы учащихся, имеющих проблемы развития.
Данная группа ребят относительно быстро вошли в учебный процесс по программе «Акварельки», быстро освоились в образовательном пространстве, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Понимают задачу, которую перед ним ставит педагог, старательно выполняют задание, заинтересованы в получении хороших результатов. Они знакомы с едиными педагогическими требованиями, у них закладываются правильные поведенческие нормы и показывают хороший уровень сосредоточенности, поддержания внимания на учебной задаче. Ребята имеют хорошую мотивацию учебной деятельности, проявляют любознательность и интерес к рисованию.