СОВЕТЫ родителям «Как научить ребенка учиться»

СОВЕТЫ родителям

«Как научить ребенка учиться»

Младший школьник: как важно быть самостоятельным (Семья и школа, № 11-12, 2001)

[14.01.2002]

Очень часто родители думают, что помогать ребенку учиться — значит выполнять вместе с ним домашние задания, заставлять (это слово употреблено не случайно!) его читать, писать, прорабатывать страницы учебника. Но, не зря же домашняя работа называется самостоятельной! То есть ребенок должен выполнять ее сам, без участия взрослых. Давайте зададим родителям вопрос: “Какая работа — классная или домашняя — должна быть выполнена лучше?” Значительное большинство ответят: “Домашняя”. Но на самом деле это не так: если ребенок действительно работает сам, задание, как правило, бывает выполнено хуже; именно это как раз и свидетельствует о самостоятельности школьника.

Нужна ли школьнику самостоятельность и что это такое?

Этот вопрос может удивить читателя. Ведь известно, что в школе ребенок все должен делать сам: раздеваться, одеваться, готовить рабочее место, следовать установленному порядку.

Действительно, самостоятельность — пожалуй, одно из главных качеств человека. И чем раньше наши дети научатся быть самостоятельными, тем легче им будет учиться. Учиться — учить себя. Как это возможно без самостоятельности?

Самостоятельные действия ребенок начинает предпринимать очень рано, в первые годы своей жизни. Знаменитый кризис трех лет связан именно с возрастающей самостоятельностью ребенка (“Я — сам!” — главные слова этой поры).

Так значит, если мы будем поддерживать попытки детей быть самостоятельными, научим ребенка себя обслуживать, организовывать свое свободное время (в рамках возрастных возможностей), то тем самым мы обеспечим и его самостоятельность как ученика? Но ведь почти каждый родитель припомнит множество примеров: в быту ребенок вполне самостоятелен, его действия не требуют вмешательства взрослого, а в школе — растерян, несобран, ждет на каждом шагу указаний… В чем же дело?

Ответ на этот вопрос достаточно прост: житейская и учебная самостоятельность — разные явления. Поэтому нам с вами задолго до школы нужно развивать не просто самостоятельность, но именно ту, что связана с познавательной деятельностью ребенка. Как это делать? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте разберемся в том, что же такое учебная самостоятельность.

Это качество включает умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры на побуждение и помощь извне (“Делай вот это…”, “Делай вот так…”). Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению (“Я хочу это сделать…”, “Мне нужно это сделать…”, “Мне интересно это сделать…”), проявлять инициативу (“Я хочу попробовать сделать это по-другому”) и творчество (“Мне хочется сделать это по-своему”). Обратите внимание, какие качества выходят здесь на первый план: инициатива, предвидение, творчество. Для формирования такой самостоятельности и нужны специальные усилия взрослых.

“Неважно, сколько человек поднял, а важно, как он при этом напрягся”

Этими словами Марины Цветаевой можно определить значение активного, инициативного отношения человека к любой деятельности. Волевое усилие необходимо для любых самостоятельных действий; но оно доставляет радость, приносит эмоциональное благополучие только в том случае, если осознано, то есть принято человеком как важный элемент его деятельности. К сожалению, довольно распространено иное: самостоятельность пытаются воспитать на агрессии, приказе, жестком требовании взрослого. Самостоятельному действию ребенка обычно предшествует авторитарное замечание кого-нибудь из членов семьи: “Опять не убрал свои вещи!”, “Сколько тебе раз говорить, садись за уроки!”, “Покажи, что тебе сегодня задали”, “Дай-ка, я проверю, все ли ты сделал правильно”…

А как правильно? Вот несколько простых советов.

Совет первый. Предоставьте ребенку его права. Помните, что он имеет право на одиночество (хоть иногда!), на выбор по собственному желанию занятия, времяпрепровождения, друзей и сотоварищей его деятельности. Ребенок имеет право распоряжаться своим временем и собой. Предоставили ли вы вашему сыну или дочери право не только принимать помощь от других, но и по собственному побуждению оказывать свою помощь? Или, может быть, любая инициатива ваших детей наказуема (“Кто тебя об этом просил?”).

И, наконец, имеет ли право ваш ребенок на свое мнение, на свои самостоятельные действия, которые не согласованы с вами? Или вам не приходит в голову привлечь его к общему семейному разговору, вы не спрашиваете его совета, а, наоборот, частенько говорите: “Не слушай разговоры взрослых”, “Это тебя не касается”. И чтобы заняться чем-то, он обязательно должен спросить вашего разрешения (“Можно, я?..”).

Совет второй. Чтобы ваш ребенок стал самостоятельным, а главное, почувствовал необходимость быть таковым, передайте ему часть своей ответственности за его дела и за общие семейные проблемы. Перестаньте постоянно опекать его, откажитесь от “инструктивной” педагогики, когда вы предугадываете каждый его шаг.

Давайте, к примеру, заглянем всего на пару часов в семью Павлика, ученика третьего класса. Он находится дома один. За два часа мальчик поговорил с мамой по телефону пять раз. В первый раз она спросила: “Ты пришел?” (как будто это и так не ясно!) и закрыл ли он замок на два оборота; во второй — напомнила о том, что он должен съесть на обед, в третий — выяснила, не забыл ли выпить сок и чем занимается, в четвертый — предложила сесть за уроки, а в пятый — поинтересовалась, что он уже сделал и какие задания еще не выполнены.

А теперь представим себе, что за два часа даже очень близкий нам человек пять раз отрывает нас от дел (пусть даже, с его точки зрения, и не очень важных). Какова будет наша реакция? Скорее всего мы скажем: “Что ты все время меня дергаешь? Да знаю я все, что хочешь ты сказать!” Или совсем невежливо: “Может быть, ты отстанешь от меня?” Но ребенок так сказать вам не может, хотя в душе и протестует. Если стиль вашего воспитания не меняется с годами, то ребенок начинает к нему привыкать и уже сам перестает стремиться к самостоятельности, ждет инструкции, напоминания. Более того, он позволяет себе тут же забыть эту инструкцию, отмахнуться от требования взрослого (все равно еще раз напомнят!), начинает приспосабливаться, лукавить, оправдываться. К тому же он перестает и отвечать за свои поступки и перекладывает вину на взрослого: “Мне так сказала мама (учительница, бабушка…)”

Вот почему так важно формировать у на ребенка умение организовывать свою деятельность, предвидеть необходимые действия и в соответствии с ситуацией корректировать их:

“Расскажи мне, что ты будешь делать, когда придешь из школы. Что ты будешь делать сначала, а что потом?”

“Ты разогреваешь обед, а в это время звонит телефон. Что ты сделаешь?”

“Кто-то звонит в дверь. О чем ты спросишь? Что ответишь?”

“Перед уходом на прогулку проверишь ли ты, не горит ли плита, включены ли электроприборы? Зачем ты это сделаешь?”

“Если у тебя будут затруднения с уроками, выполни сначала то, что получается легко. Позвони однокласснику, спроси, как выполнил задание он. Вечером можешь посоветоваться со мной”.

Совет третий. Для формирования учебной самостоятельности очень важны следующие умения: школьник должен, во-первых, отчетливо представлять, как выполнять задание, знать точную последовательность производимых действий (что нужно сделать сначала, что потом, чем закончить, как записать); во-вторых, уметь контролировать свои действия и соотносить их с образцом (эталоном) и, в третьих, хотеть проявить при выполнении задания творчество, оригинальность.

Ваше общение с ребенком по поводу домашних заданий и должно касаться этих умений. Например, в классе дети приступили к новому типу математических задач. Предложите сыну (дочери) проговорить алгоритм их выполнения, записать его в виде схемы (рисунка, таблички). Попробуйте решить задачу сами и попросите ребенка оценить вашу работу. Предложите подумать, нельзя ли решить эту задачу другим способом. Какой из предложенных вариантов решения является более рациональным?

Совет четвертый. Хвалите ребенка за любую инициативу, которая показывает его положительное отношение к учебным занятиям: красиво оформленная тетрадь, привлечение дополнительной литературы, новый способ решения математической задачи и т. п. Старайтесь, чтобы ваша оценка была позитивной, но объективной. Дети хорошо чувствуют ее несправедливость, но вместе с тем быстро привыкают к тому, что их захваливают. Поэтому, похвалив за положительные моменты работы, вместе с ребенком проанализируйте причины неудач. Если вы будете делать это часто, то постепенно школьник научится сам себя контролировать и оценивать.

Совет пятый. Один из важных путей формирования самостоятельности младшего школьника — выполнение им поручений и обязанностей.

Воспользуйтесь таким приемом: вместе с ребенком составьте список дел, которые он должен выполнять сам, красиво оформите лист и поместите его на видное место — над письменным столом, у кровати. В таком списке могут быть представлены, к примеру, следующие обязанности школьника: вечером подготовить портфель; проверить по расписанию уроков, все ли задания выполнены; навести порядок на письменном столе; перед уроком рисования проверить, заточены ли карандаши; не забыть взять сменную обувь и физкультурную форму и т. п.

А теперь поговорим о других важных качествах, которые необходимы школьнику для успешной учебы. Выполнение ребенком школьных обязанностей связано не только с его самостоятельностью, но и с умением быть внимательным и хорошо запоминать.

Обратим внимание на внимание!

Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: “Ты невнимательный”, “Почему у тебя нет внимания?”, “Твои беды от невнимания” и т. п. В чем же дело?

Признаем: младшие школьники — люди невнимательные, особенно в первые два года учения. Они легко и быстро отвлекаются, не могут сосредоточиться, мгновенно забывают то, что им только что сказали, по невнимательности допускают нелепые ошибки, неожиданно задумываются над посторонним. Мы сердимся на ребят, бросаем им упреки, наказываем (и в школе и дома), но все остается по-прежнему. А проходит — с годами, постепенно и почти неожиданно для нас.

Давайте будем терпеливыми и запомним: недостаточное развитие внимания — особенность младшего школьника. Внимание — это умение человека сосредоточиться на чем-то одном, отвлечься от других раздражителей, стараться не замечать их. Если заглянуть в это время в кору больших полушарий, то можно заметить, что там горит один очаг — это нервное возбуждение называют доминантой. Какое-то время наличие доминанты удерживает внимание человека, он сосредоточен и не замечает других раздражителей. Но проходит время, и очаг гаснет, возбуждение сменяется торможением. Чем младше ребенок, тем быстрее происходит эта смена — как в ту, так и в другую сторону. Все это и создает трудности в образовании устойчивого и сильного очага возбуждения, который поддерживает внимание.

Есть и еще одна особенность внимания младшего школьника: оно непроизвольно, то есть любой раздражитель, даже не очень сильный, может прервать сосредоточенность, нарушить внимание, переключить его на другой объект. Вот школьник спокойно сидит за столом и выполняет домашние задания. Вдруг зазвонил телефон, мама взяла трубку и начала с кем-то разговаривать. Тут же ребенок отвлекся от своей деятельности, стал прислушиваться, встал из-за стола, подошел к маме, спросил, кто звонит, потом сел за стол и попытался сосредоточиться, но внимание не возвращается, он даже не сразу вспомнил, чем занимался…

Так что же, нет никакого выхода? Нельзя рассчитывать на то, что младший школьник будет внимателен, сосредоточен, не будет по каждому поводу отвлекаться? Не будем отчаиваться! У детей этого возраста можно воспитать произвольное внимание, то есть умение и желание достигать сосредоточенность на чем-то усилием воли.

Во-первых, пытайтесь, особенно в первые годы обучения в школе, устранять лишние раздражители: если ребенок делает уроки, не включайте телевизор или радио, не разговаривайте громко по телефону, не отвлекайте детей не относящимися к делу разговорами.

Во-вторых, необходимо приучать ребенка преодолевать трудности, связанные с использованием внимания. Например, в первые дни учения целесообразно все убирать с письменного стола ребенка, чтобы ничто не отвлекало его от работы, но постепенно какие-то “раздражители” можно специально оставлять на столе: необходимость сосредоточиться на главном в этот момент деле будет развивать умение “не замечать” ненужные для его выполнения предметы. Например, можно оставить на столе интересную книгу, которую ребенок читает вечерами, любимую игрушку, коробку красок или альбом…

В-третьих, в воспитании внимания большую роль играет отношение человека к деятельности, которой он должен заниматься, интерес к ней. Создать такой интерес, поддержать его — ваша задача. Обязательно полюбопытствуйте, какие уроки сегодня задали, проанализируйте вместе с ребенком условия учебной задачи, попросите вспомнить, какие похожие задачи решали в классе, рассмотрите в учебнике рисунки. Используйте и шутку, и соревнование, и совместную деятельность. Напомните поговорку: “Кончил дело — гуляй смело”; внимательное и сосредоточенное выполнение задания сократит время на подготовку уроков и даст возможность быстрее начать играть, смотреть телевизор или читать интересную книгу.

В-четвертых, помните об особенностях внимания младшего школьника и дайте ему возможность вовремя отдохнуть, переключиться на другую деятельность, сделать паузу перед новым занятием, которое потребует большого внимания.

Еще несколько слов о тех качествах внимания, которые характерны для младшего школьника. Здесь необходимо сказать об объеме, устойчивости и концентрации внимания. Взрослый человек может одновременно удержать взглядом примерно половину объектов (из 10 — 15), которые он разглядывал 10 секунд; объем внимания взрослого довольно высок, хотя это качество весьма индивидуально и зависит от многих условий.

А вот объем внимания младшего школьника значительно меньше. Более того, ребенок часто путает похожие объекты (схожие по написанию буквы, цифры, схожие по форме предметы и т. п.). Путь устранения этого — тренировка зрительного внимания, упражнения на сравнение объектов, задания на поиск изменений, которые произошли в расположении предметов, в рисунках.

Об устойчивости, вернее неустойчивости, внимания младшего школьника мы уже говорили. Рассеянность — характерная черта детей этого возраста, это явление естественное. Однако психологи называют ряд причин, которые усиливают это качество младших школьников. Среди них — быстрое утомление. Замечена зависимость снижения внимания от утомления. Значит, чтобы восстановить сосредоточенность, нужно устранить причину, мешающую этому, — снять утомляемость.

А ведь часто именно мы, взрослые, создаем условия для устойчивой усталости ребенка. Какова нагрузка вашего ребенка, сколько часов в день он занят уроками, достаточно ли гуляет, двигается, спит, правильно ли питается? Стремление многих родителей дать самое лучшее образование, нагрузить младшего школьника дополнительными занятиями после школьных уроков, записать его в различные кружки и секции, ведет к тому, что организм ребенка не справляется с нагрузкой. А накапливающееся утомление оборачивается расстройствами здоровья и психического состояния нашего малыша.

Что нужно помнить о памяти?

Без памяти человек не смог бы существовать. Отсутствие умения запечатлевать информацию и восстанавливать ее при необходимости обеспечивает возможность развития ребенка любого возраста, его обучения, присвоения опыта, накопленного человечеством.

Память, как и внимание, может быть непроизвольной и произвольной.

Психологические исследования позволили установить, что у младшего школьника, особенно у 6 — 8-летнего ребенка, преобладает непроизвольное запоминание. Это связано с яркостью, неожиданностью воспринимаемого объекта, особенностью деятельности, в процессе которой идет запоминание. Например, дети легко запоминают в игре, в предметной деятельности. Вместе с тем правильно организованная учебная деятельность способствует развитию произвольности запоминания. Именно поэтому в годы начального обучения происходит перестройка памяти, непроизвольное запечатление начинает постепенно уступать место произвольному.

Какие же условия будут способствовать развитию памяти?

1. Для младшего школьника еще очень большую роль играет чувственное восприятие. Чтобы лучше запомнить, нужно больше увидеть. Например, второкласснику нужно запомнить, какие живые существа называются насекомыми. Предложите ему нарисовать тех насекомых, которых он хорошо знает, рассмотрите рисунки незнакомых животных, соотнесите их с названиями, вырежьте, наклейте, подпишите сделанные картинки. Если это невозможно, попытайтесь вместе с ребенком изобразить их на отдельном листе бумаги, то есть создайте вместе наглядное пособие, которое поможет ему запомнить новый материал.

Большая проблема создается порой с заучиванием таблицы сложения (умножения). И здесь можно использовать наглядный материал. Например, рядом с каждым примером изобразить фигурки птиц, животных, смешных человечков. Можно раскрасить и повесить в разных местах комнаты разноцветные листы с таблицей сложения или умножения.

2. Другое условие заключено в пословице “Повторение — мать учения”. Однако увлекаться механическим заучиванием правил, текстов или определений не только не полезно, но и в определенной мере вредно: механическая память имеет свойство подводить нас. Повторение должно быть разнообразным, всегда чуть-чуть неожиданным и новым, нести долю занимательности и целесообразной практической деятельности. Например, ученик долго и нудно учит стихотворение: ходит по комнате, закрыв глаза, повторяет одну фразу за другой. А если поставить перед ним цель: ты — артист, скоро концерт, нужно срочно выучить стихотворение. Или: давай на каждое четверостишие придумаем рисунок. Будем рисовать и повторять строчки. А если повторять под музыку? Как видите, от вашего творчества, дорогие родители, многое зависит!

3. Третье условие — осознанность запоминания. У младшего школьника есть такая особенность: если связать отдельные слова, которые необходимо запомнить, в смысловые единицы, то запоминание идет значительно быстрее и оказывается более прочным. Установление смысловых связей в материале, который нужно запомнить, — путь воспитания произвольной памяти. Это может быть подробный план текста, разбивка его на смысловые куски и определение названия каждого; это может быть подбор соответствующих иллюстраций в определенной последовательности, соответствующей логике запоминаемого материала. Наконец, это может быть построение ряда ассоциаций, которые потом помогут вспомнить нужное.

Большое значение для развития памяти имеет умение ребенка построить алгоритм выполнения задания, то есть последовательную цепочку действий, которые надо выполнить: что сделать вначале, что затем, как проверить, чем закончить.

Если вы помогаете школьнику выполнить задание на запоминание, проверьте, все ли слова ему знакомы. Часто бывает так: незнание смысла всего лишь нескольких слов задерживает процесс запоминания, мешает ему, часть информации остается за гранью памяти, и ребенок не может четко изложить свои мысли.

4. И еще одно важное условие. Постарайтесь развить у ребенка способность все делать заранее. Это особенно важно для развития памяти. Дело в том, что от заучивания материала до его воспроизведения должно пройти определенное время (этот период называют скрытым, латентным). В это время память производит работу: материал раскладывается по полочкам, группируется, просеивается. Именно поэтому так важно учить не все сразу, а небольшими частями, постепенно, часто возвращаясь и повторяя уже выученное. Это относится к заучиванию стихотворений, правил, таблиц. Такие задания в школе даются на достаточно длительное время, и можно рационально организовать процесс запоминания.

То есть лучший способ запоминания — не концентрированный, когда заучивание идет без перерыва, а распределенное во времени, с перерывами в несколько часов или даже дней, когда чередуются повторения и воспроизведения.

Вот и получается, что ваша помощь ребенку в учебе будет состоять в том, что вы будете способствовать развитию его самостоятельности, внимания и памяти.

Наталья Федоровна Виноградова, член-корреспондент Российской Академии образования, доктор педагогических наук, профессор. Заведует Центром начальной школы Института общего среднего образования Российской Академии образования

Интересный материал? Поделиться с другими:
Всё для учителя