Северный Казахстан

Тема: Северный Казахстан

Цели урока:

Показать роль района в развитии экономики

Изучить влияние природных ресурсов на развитие и размещение экономики.

Сформировать представление о населении района

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

Географический диктант:

  1. Основной отраслью специализации района является … отрасль (нефтегазодобывающая)

  2. Впишите областные центры района:

Актюбинская область – (Актобе)

Атырауская область – (Атырау)

Мангистауская область – (Актау)

Западно-Казахстанская область – (Уральск)

  1. Крупным морским портом является г. … (Актау)

  2. Вспомогательная отрасль в Западном экономическом районе… (рыбоперерабатывающая)

  3. Завод по производству рентгеновской аппаратуры находится в … (Актюбинске)

  4. Основной отраслью специализации Мангистауской области является… промышленность (нефтегазовая и нефтехимическая)

  5. Не действующая на сегодняшний атомная станция находится в городе …. (Актау)

  6. На реке … развито судоходство (Урал)

III. Изучение нового материала

Северный экономический район вытянут с запада на восток вдоль северной границы нашей республики. Определим состав района и отметим области на контурной карте..

Задание: пользуясь текстом учебника и картой атласа, составьте визитную карточку экономического района.

Работа с картой:

— Какая область Северного района имеет общую границу только с Россией и не граничит с другими экономическими районами Казахстана?

— Какие области Северного района, не имеют общей границы с Восточным, Центральным и Западным экономическими районами?

— Какой экономический район не граничит с Северным Казахстаном?

Задание:

— Оцените ЭГП и природные условия Северного Казахстана, определите отличительные черты ЭГП и сделайте вывод. На самостоятельную оценку 5 минут.

1. Благоприятные природные условия (равнинная поверхность)

2. Климат суровый. Жаркое и сухое лето, холодная и малоснежная зима. Осадков 300-430 мм, уменьшается с севера на юг. Выпадают в основном летом. Толщина снежного покрова от 40 см. к югу уменьшается.

3. Почвы плодородные – чернозёмные, серые лесные, лугово-степные и каштановые. Благоприятны для земледелия.

4. Выгодное окраинное и приграничное ЭГП. Граничит с Россией и практически всеми регионами Казахстана.

5. Проходят крупнейшие транспортные магистрали.

Вывод: Район имеет выгодное ЭГП.

— Определим природные ресурсы Северного экономического района:

Задание:

Работая с картами атласа и текстом учебника. Дайте оценку минеральным, агроклиматическим, земельным и водным ресурсам района. Сделайте вывод.

Учащиеся могут выбрать вид работы:

  1. Работа по контурной карте.

По карте района учащиеся определяют, что в Северном Казахстане:

  1. Минеральные ресурсы:

А) добыча угля (Экибастузский, Майкубенский, Убаганский бассейны)

Б) железная руда (Костанайский бассейн. В том числе Лисаковское месторождение) – 83% от всей республики

В) золото (Васильевское, Жолымбет, Бестобе, Акбеит – Акмолинская обл., Майкаин – Павлодарская область)

Г) бокситы (Амангельдинское , Краснооктябрьское месторождение)

Д) медь (Бозшакольское месторождение)

Е) асбест (Житикара)

Ж) Поваренная соль (Коряковское, Таволжан, Калкаман)

З) титановые руды (Обуховское месторождение)

И) строительные материалы – камень. Глина, кварцевый песок, огнеупорные глины, известняк.

2. Агроклиматические и земельные ресурсы (условие для развития АПК)

А) сельскохозяйственные угодья – 90% от земельного фонда района (61% — пастбища, пашни – 31%).

3. Водные ресурсы:

  • Район обеспечен достаточно

  • Крупные реки – Ишим, Тобол

  • Водохранилища: Сергеевское (S=117 км²), Верхнетобольское (S=87,4 км²).

  • 13 000 озёр. Крупные: Кушмурун, Сарыкопа (Костанайская обл.), Тенгиз и Коргалжын (Акмолинская обл.), Селеты, Бурабай, Щучье.

  • Подземные водопроводы: Ишимский, Булаевский, Пресновский

  1. Заполнение таблицы

Природный ресурс

Отрасль специализации

Промышленные центры

Железная руда

Чёрная металлургия

Бокситы

Цвеная металлургия

Поваренная соль, нефть

Химическая промышленность

Колонка «Промышленные центры» заполняется на следующем уроке по теме «Хозяйство Северного Казахстана»

  1. Логическая опорная схема

Вывод: природные ресурсы разнообразны и помогают развивать в районе:

  • АПК

  • Чёрную металлургию

  • Нефтеперерабатывающую

  • Цветную металлургию

Население:

Задание:

— Самостоятельно прочитать текст о населении региона. (с. 125) и составить визитную карточку населения региона.

  • 24% от общей численности страны

  • Средняя плотность – 6,3 чел/км² (2 место в республике)

  • Большая часть населения сосредоточена в Костанайской области (76%)

  • Преобладает городское население – 58%.

  • Экономически активное население – 91,5%

  • Уровень безработицы – 98,5% от ЭАН

  • Этносы: казахи, украинцы, русские, белорусы, поляки и т.д.

Закрепление:

— Назовите основные черты ЭГП региона?

— Оцените природные условия региона для жизни людей и развития экономики района.

— Назовите преобладающий этнос региона. С чем это связано?

— Назовите основную сферу занятости населения. С чем это связано?

Домашнее задание: §27.

Опережающее задание: группе учащихся подготовить сообщения «Проблемы региона», «Города региона»

Интересный материал? Поделиться с другими:
Всё для учителя