Сценарий открытого урока в 4 «С» классе
ТЕМА урока: « ВСТРЕЧА ВЕСНЫ»
Педагог – НИКОЛЮК Т.М. — МАОУ «СОШ № 120» Г. ПЕРМЬ
Учитель: — Ожила вокруг природа,
Пробудилась ото сна
С голубого небосвода
С солнцем к нам пришла …
Дети: ВЕСНА!!!
Учитель: Ребята , назовите пожалуйста приметы весны.
Дети: Тает снег, набухают почки, прилетают птицы из теплых
стран, становится длиннее день, расцветают первые
цветы- подснежники…
Учитель: Ребята , давайте вместе с вами рассмотрим
картины русских художников и увидим, как они видели это
время года.
( Слайд №1, картины художников)
Учитель: Многие русские композиторы музыкальными звуками
воспевали красоту пробуждающей весны.
Послушаем замечательное произведение
П.И. Чайковского « АПРЕЛЬ» ( Слайд №2)
Учитель: На Руси весну встречали несколько раз. Первый раз в конце
февраля или в начале марта. Устраивали гулянья, ходили в
гости…
О каком празднике идет речь?
Дети: Это праздник МАСЛЕНИЦА!
( Слайд № 3 , картинки масленичных гуляний ) — рассказывают:
На масленичной неделе катаются на санях со снежных гор, разъезжают на тройках коней, угощаются блинами, прыгают через горящие костры, чтобы жар огня уничтожал в душе человека зло, холод, недоброе… Сжигают соломенное чучело- символ торжества над стужей и холодом. В последний день Масленицы, в воскресенье, просят друг у друга прощения за обиды.
Учитель: Второй раз весну встречали в конце марта. Считалось , что с
этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и
холод уходить. Прилетают первые птицы – жаворонки, грачи,
скворцы, ласточки и другие птицы. В русском народе
считалось, что птицы приносят на своих крыльях теплую
весну.
( Слайд №4, пение жаворонка)
Учитель: На Руси всегда серьезно относились к прекрасному времени,
красавице ВЕСНЕ. Весну всегда ждали, встречали, закликали,
гукали. Чтобы пришла она с теплом, доброй погодкой,
с хлебом, с богатым урожаем.
Весну по народным представлениям нужно пригласить.
Дети исполняют заклички:
1.« Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким
С дождями, ливнями.
С хлебами обильными»
2.Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
3.Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
4.Жаворонушки, прилетите,
Красавицу весну принесите.
Принесите весну на своем хвосту,
На сохе, на бороне, на овсяном снопе.
5.Ты птица — жаворонок,
Твой голос тонок – звонок.
Неси, неси на волю
Весну, весну в подоле.
6.Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
7.Солнышко выгляни,
Красное высвети
К нам на нивку иди,
Ладить косы и серпы.
8.Жаворонки, жавороночки!
Приносите нам Весну – красну.
Солнышко, тепло гнездышко!
Учитель: В старину на Руси еще и распевали заклички
( Слайд №5, пение заклички)
Учитель: Сегодня веснянки – заклички сохранились в качестве детских
песен
Исполнение песни « Веснянка»
Учитель: Праздник встречи весны проводили у обрядового деревца,
которое украшали лентами, бумажными цветами и
птичками. Обрядовое дерево находилось там, где кликали
весну. Мы с вами тоже сегодня будем украшать « весеннее
деревцо»
Мастер класс ( изготовление птичек из картона и гофрированной бумаги на фоне песни « Весенняя капель»)
Учитель: Прежде чем вешать на дерево свое украшение, нужно
загадать желание и оно обязательно исполнится.
Украшение « весеннего деревца»