«Роль искусства в сближении народов»

План — конспект урока по искусству в 8 классе

«Роль искусства в сближении народов»

Цель урока: Показать значение искусства как составной части духовной культуры на примере музыки.

Литературный эпиграф к уроку: «Все виды искусства служат главному искусству- искусству жить на Земле» Б.Брехт.

Задачи урока:

  • Дать понятие о функциях искусства

  • Создать условия для формирования мыслительных операций: сравнивать и выделять главное, обобщать, доказывать.

  • Формировать эмоциональное отношение к произведениям искусства.

  • Воспитывать учащихся в духе толерантного отношения к культуре и искусству разных народов

Демонстрационный материал:

Музыкальный ряд :

  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент 1 части),

  • симфония № 5 (фрагмент 1 части),

  • С. Валиди «Джаз Моннары» (песня в исполнении татарского ансамбля «Ляйсан»).

Изобразительный ряд:

  • Портрет П.И.Чайковского

  • Портрет Л.Бетховена

  • Портрет Ю.Фучика

  • Таблички с названиями функций искусства

Тип урока: урок получения новых знаний.

I Организационный момент.

Проверка готовности.

II. Введение в тему урока.

Учитель:- Мы много говорили о том, что искусство изображает жизнь во всех ее проявлениях: и природу, и чувства, исторические события, характер людей и т.д. Но роль искусства не только в этом, т.к. искусство выполняет еще ряд функций, без которых наша жизнь была бы неполной. Значит значение искусства более глубокое.

Функция – значение, роль – это слово из уроков математики и физики, но оказывается оно «работает» в искусстве. Давайте подумаем, что же дает нам искусство, как изменяет и влияет на нашу жизнь, на окружающую действительность.

(Диалог учителя и учащихся, который приводит к следующим выводам):

  • Искусство украшает нашу жизнь (эстетическая функция): картины художников, настенные панно, украшение и оформление зданий и улиц;

  • Искусство дает новые знания, новые сведения из книг, из кино, из театральных спектаклей (познавательная функция);

  • Искусство учит поступать правильно, показывает положительных и отрицательных героев, хочется либо подражать, либо осуждать (воспитательная функция);

  • Искусство формирует взгляд на мир, отношение к жизни, к обществу, учит любить Родину (мировоззренческая функция);

(Если эти ответы не будут сразу получены, то учитель должен помочь, привести к этим ответам).

Учитель: — Картинами художников с мировым именем любуются во многих странах, знаменитые скульптурные композиции известны во всем мире, языком танца можно рассказать людям одной страны о жизни другого народа.

Красота не только спасает мир, но и объединяет людей в стремлении познать эту красоту. Есть такое понятие – «обмен искусством», которое служит объединению народов, их сближению и, в конечном итоге, способствует сохранению мира на Земле. Поэтому важной является ещё одна функция искусства – интегративная, которую мы разберём на примере древнего искусства – музыки.

Из всех видов искусства только музыке подвластно то, что не дано другим видам искусства – воздействовать на души людей.

Чтобы сочинять музыку, нужно знать законы музыки, нотную грамоту. Для того, чтобы слушать и понимать музыку, не нужно знать язык композитора, написавшего ее. Кем бы по национальности не был композитор, он разговаривает на всем нам понятном языке души. Поэтому мы, сегодня будем говорить об интегративной функции музыки, значении которой очень велико.

«Интегративная функция музыки».

Вопрос: Как вы понимаете смысл этого выражения? (ответы учащихся)

Учитель: Но говорить, что музыка сближает народы, формирует дружеские отношения между странами – это слишком мало и неполно. Мы живем в очень сложном мире, где много национальностей, людей с различным цветом кожи и разных религиозных верований, поэтому именно сегодня музыка помогает решать еще одну проблему взаимоотношений между людьми. Поэтому в течение урока рядом с названием темы должен появиться еще один вывод, который вы сделаете самостоятельно.

III. Постановка проблемы:

Всему миру известно имя чешского писателя и журналиста, неутомимого борца против фашизма Ю. Фучика, казненного гитлеровцами во время Второй мировой войны. Дневниковые записи чудом сохранились, в них он писал о том, что в фашистском застенке антифашисты поддерживали друг друга и боролись с фашизмом даже в заточении.

Вот одна из записей: «Сегодня 1 Мая 1943 года… Утренний привет из соседней камеры: оттуда выстукивают два такта из Бетховена…»

Что это за два такта из Бетховена? Предлагаю послушать не только два такта, а небольшой фрагмент этого произведения.

(звучит фрагмент 1-й части 5-й симфонии Л.В. Бетховена)

Это начало 5-й симфонии великого немецкого композитора. Девизом всей его жизни было: «Побеждает тот, кто сражается». Бетховен сам всю жизнь боролся с трудностями и в музыке старался показать это.

Чешские антифашисты вдохновлялись музыкой великого немца. И никто не задумывался в тот момент, что поддерживает дух и поднимает на борьбу музыка из Германии, народ которой воспринимался как враг, ненависть к которому считалась вполне естественной. Как вы думаете, почему? (ответы учащихся)

Продолжим наш разговор. Итак, Москва, 11 апреля 1958 года. В Большом зале Московской консерватории проходит 1-й Международный конкурс имени П.И. Чайковского. На конкурсе 3 тура, а самый последний, 4-й тур, самый необычный. Все пианисты должны были исполнять 1-й Концерт для фортепиано с оркестром. Надо сказать, что на конкурс съехались многие музыканты из разных стран. Было много талантливых советских пианистов. Члены жюри конкурса обязаны были заставить себя быть максимально требовательными и беспристрастными, но как не хотелось им, чтобы самым лучшим пианистом стал советский пианист (всем казалось, что кто же лучше сможет донести до слушателей мысли великого русского композитора как не советский музыкант?), победителем оказался пианист из далекой Америки. В эти годы было противостояние двух мировых систем: капитализма и социализма, которое называлось «холодной» войной, между двумя великими державами – СССР и США. Членам жюри было дано негласное указание, что победителем должен быть музыкант из страны социализма, тем более в Москве. Но победителем стал известный теперь всему миру музыкант по имени Ван Клиберн. Он талантливее всех, как-то по-русски исполнил музыку Чайковского.

Как вы думаете, какое значение в то время имела победа американца? (ответы учащихся)

Да, действительно, то, что не смогли сделать политики, сделал молодой талантливый американец, протянув незримо мостик дружбы и единства, мостик взаимопонимания и уважения через океан, доказав, что искусство служит делу мира на земле.

Я хотела бы вам напомнить это знаменитое произведение П.И. Чайковского. (Звучит начало 1-й части 1-го Концерта П.И. Чайковского)

И, наконец, музыка привела нас в наши дни. В нашей жизни большое значение имеет музыка отдыха и развлечений – «легкая» музыка. Все мы знаем слово «джаз», или «джазовая музыка». Джаз возник в Америке на основе африканских ритмов и мелодий, а затем распространился по всему миру. Это негритянское искусство, искусство людей с черным цветом кожи.

Вы, наверное, слышали, что в США очень долго существовала политика расовой дискриминации, т.е. преследование людей с другим цветом кожи. Но негры доказали, что они очень музыкальны, талантливы. Их музыкальное искусство, манера исполнения оказали влияние на музыку других народов.

В Советском Союзе джаз тоже долгое время был запрещен. Считалось, что это западная музыка плохо влияет на молодежь. Но сегодня джаз очень популярен в России. Есть даже такое понятие – «российский джаз».Песни, танцы на основе джазовых ритмов исполняют все и даже дети и даже на татарском языке. (слушание С. Валиди)

Почему джаз популярен? (ответы учащихся)

Итак, мы подошли к концу нашего разговора, который подтвердил тему сегодняшнего урока. Музыка – язык, понятный всем. Интегративная функция музыки очень важна для взаимопонимания людей на земле. Но вернемся к началу урока и вспомним поставленный вопрос.

Какую проблему взаимоотношений помогает решать музыка? (ответы учащихся, с помощью учителя)

Вывод:

Музыка не только объединяет людей. Она воспитывает дух уважительного отношения к культуре, обычаям и традициям других народов, в духе «толерантности».

Почему это особенно важно в наши дни? (ответы учащихся)

Итог урока: интегративная функция искусства позволяет объединять людей на основе мира, дружбы, взаимопонимания, способствует сохранению мира на Земле (записывают в тетради).

Домашнее задание: ответить на вопрос: «Как проявляется интегративная функция в других видах искусства» (в тетради)

Интересный материал? Поделиться с другими:
Всё для учителя