Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХIХ века

Родная природа в стихотворениях  русских поэтов ХIХ века

Родная природа

в стихотворениях

русских поэтов

ХIХ века

Есть три способа чтения: читать, не понимая; читать и понимать то, что написано; и читать, понимая больше, чем написано.   Решите литературную задачу

Есть три способа чтения: читать, не понимая; читать и понимать то, что написано; и читать, понимая больше, чем написано.

Решите литературную задачу

Угадай тему урока 1. Фамилия русского поэта, которому в 2019 году исполнилось 220 лет со дня рождения? 2. Мужское имя в названии поэмы этого же автора, которое всегда связывается с Людмилой. 3.Синоним к слову «правда» 4.Что в русском языке бывает мужским, женским и средним? 5. Первая буква русского алфавита?  В 1, 2, и 3 ответе возьми первую букву. В 4 и 5 – полностью слово. Что получилось?

Угадай тему урока

  • 1. Фамилия русского поэта, которому в 2019 году исполнилось 220 лет со дня рождения?
  • 2. Мужское имя в названии поэмы этого же автора, которое всегда связывается с Людмилой.
  • 3.Синоним к слову «правда»
  • 4.Что в русском языке бывает мужским, женским и средним?
  • 5. Первая буква русского алфавита?

В 1, 2, и 3 ответе возьми первую букву. В 4 и 5 – полностью слово. Что получилось?

Правильно! Сегодня мы будем говорить о природе в стихотворениях русских поэтов. В ней есть душа, в ней есть свобода,  В ней есть любовь, в ней есть язык.  Ф.И.Тютчев.  Как вы понимаете эти строчки?

Правильно! Сегодня мы будем говорить о природе в стихотворениях русских поэтов.

В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И.Тютчев.

Как вы понимаете эти строчки?

Литературный аукцион  Что вы знаете о жизни и творчестве Евгения Абрамовича Баратынского?

Литературный аукцион

Что вы знаете о жизни и творчестве Евгения Абрамовича Баратынского?

Весна, весна! как воздух чист!        Как ясен небосклон!  Своей лазурию живой        Слепит мне очи он.   Весна, весна! как высоко        На крыльях ветерка,  Ласкаясь к солнечным лучам,        Летают облака!   Шумят ручьи! блестят ручьи!        Взревев, река несет  На торжествующем хребте        Поднятый ею лед!   Еще древа обнажены,        Но в роще ветхий лист,  Как прежде, под моей ногой        И шумен и душист.   Под солнце самое взвился        И в яркой вышине  Незримый жавронок поет        Заздравный гимн весне.     Что с нею, что с моей душой?        С ручьем она ручей  И с птичкой птичка! с ним журчит,        Летает в небе с ней!   Зачем так радует ее        И солнце и весна!  Ликует ли, как дочь стихий,        На пире их она?   Что нужды! счастлив, кто на нем        Забвенье мысли пьет,  Кого далёко от нее        Он, дивный, унесет!

Весна, весна! как воздух чист!       Как ясен небосклон! Своей лазурию живой       Слепит мне очи он. Весна, весна! как высоко       На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам,       Летают облака! Шумят ручьи! блестят ручьи!       Взревев, река несет На торжествующем хребте       Поднятый ею лед! Еще древа обнажены,       Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой       И шумен и душист. Под солнце самое взвился       И в яркой вышине Незримый жавронок поет       Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?       С ручьем она ручей И с птичкой птичка! с ним журчит,       Летает в небе с ней! Зачем так радует ее       И солнце и весна! Ликует ли, как дочь стихий,       На пире их она? Что нужды! счастлив, кто на нем       Забвенье мысли пьет, Кого далёко от нее       Он, дивный, унесет!

Подумаем о значении слов

Подумаем о значении слов

  • Лазурь
  • Ветхий
  • Незримый
  • Заздравный
  • Гимн

Работаем исследователями

Работаем исследователями

  • Найдите в стихотворении слова, обозначающие цвет и зрительное восприятие.
  • Ищем слова, обозначающие звуки.
  • Назовите слова, передающие настроение.
  • Что происходит с душой поэта?
  • Почему поэт считает, что счастлив тот, кто «забвенья мысли пьёт»?
  • Что именно хочет забыть поэт?
  • Это стихотворение о природе?
  • Это оптимистичное стихотворение?

Учимся творить Выделите главное для вас слово в этом стихотворении. Напишите синквейн по образцу: 1 строка – выбранное вами имя существительное 2 строка – два прилагательных, описывающих его 3 строка – три глагола, относящихся к первому слову 4 строка – предложение, раскрывающее смысл первого слова 5 строка – одно слово – синоним к первому, вывод

Учимся творить

  • Выделите главное для вас слово в этом стихотворении.
  • Напишите синквейн по образцу:

1 строка – выбранное вами имя существительное

2 строка – два прилагательных, описывающих его

3 строка – три глагола, относящихся к первому слову

4 строка – предложение, раскрывающее смысл первого слова

5 строка – одно слово – синоним к первому, вывод

Литературный аукцион Что вы знаете о жизни и творчестве Якова Петровича Полонского?

Литературный аукцион

Что вы знаете о жизни и творчестве Якова Петровича Полонского?

По горам две хмурых тучи Знойным вечером блуждали И на грудь скалы горючей К ночи медленно сползали. Но сошлись – не уступили Той скалы друг другу даром И пустыню огласили Яркой молнии ударом. Грянул гром – по дебрям влажным Эхо резко засмеялось, А скала таким протяжным Стоном жалобно сказалась, Так вздохнула, что не смели Повторить удара тучи И у ног скалы горючей Улеглись и обомлели… Чьё поведение напоминает вам поступки туч?

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись – не уступили

Той скалы друг другу даром

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

Грянул гром – по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смели

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

Улеглись и обомлели…

Чьё поведение напоминает вам поступки туч?

Задумаемся…

Задумаемся…

  • Как тучи относятся друг к другу?
  • Как реагирует скала на поступки туч?
  • Почти об этих же персонажах есть стихотворение другого русского поэта? Какое?
  • Это стихотворение о природе?

Творим вместе  Составьте даймонд по образцу: 1 строка – Дети 2 строка – два прилагательных к слову «дети» 3 строка – три глагола к слову «дети» 4 строка – два предложения, каждое из двух слов Дети - … Мать - … 5 строка – три глагола к слову «мать» 6 строка – два прилагательных к слову «мать» 7 строка - Мать

Творим вместе

Составьте даймонд по образцу:

1 строка – Дети

2 строка – два прилагательных к слову «дети»

3 строка – три глагола к слову «дети»

4 строка – два предложения, каждое из двух слов

Дети — … Мать — …

5 строка – три глагола к слову «мать»

6 строка – два прилагательных к слову «мать»

7 строка — Мать

Литературный аукцион  Что вы знаете о жизни и творчестве Алексея Константиновича Толстого?

Литературный аукцион

Что вы знаете о жизни и творчестве Алексея Константиновича Толстого?

Может ли природа быть опасной? Где гнутся над омутом лозы,  Где летнее солнце печет,  Летают и пляшут стрекозы,  Веселый ведут хоровод.

Может ли природа быть опасной?

Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод. «Дитя, подойди к нам поближе, Тебя мы научим летать, Дитя, подойди, подойди же, Пока не проснулася мать! Под нами трепещут былинки, Нам так хорошо и тепло, У нас бирюзовые спинки, А крылышки точно стекло! Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно — Смотри, какой берег отлогий, Какое песчаное дно!»

Сравниваем

Сравниваем

  • Найдите в тексте слова, передающие красоту и беззаботность.
  • Какие слова указывают на опасность?
  • Может ли красота природы быть опасной?
  • О чём это стихотворение?

Творим, что хотим  Напишем кеннинг по образцу:  Природа – это (вставить существительное, обозначающее, чем является для вас природа), который (-ая, - ое) + 15 слов.

Творим, что хотим

Напишем кеннинг по образцу:

Природа – это (вставить существительное, обозначающее, чем является для вас природа), который (-ая, — ое) + 15 слов.

Природа родного края

Природа родного края

Напишем монофон Природа пуглива, природа печальна, природа порой прихотлива… Приостановись, присмотрись, прислушайся… Поплачь… Подумай… Предать природу просто! Прибереги природу потомкам!

Напишем монофон

Природа пуглива, природа печальна, природа порой прихотлива… Приостановись, присмотрись, прислушайся… Поплачь… Подумай… Предать природу просто! Прибереги природу потомкам!

Рефлексия

Рефлексия

  • Послезавтра пятница?
  • Через три месяца наступит весна?
  • Твоё имя начинается на гласный?
  • Ты научился составлять синквейн?
  • Тебе удалось написать даймонд?
  • Кеннинг писать было трудно?
  • Тебе интересно было составлять монофон?
  • Тебе понравился урок?

Спасибо за урок!))

Спасибо за урок!))

Интересный материал? Поделиться с другими:
Всё для учителя