Родная природа
в стихотворениях
русских поэтов
ХIХ века
Есть три способа чтения: читать, не понимая; читать и понимать то, что написано; и читать, понимая больше, чем написано.
Решите литературную задачу
Угадай тему урока
- 1. Фамилия русского поэта, которому в 2019 году исполнилось 220 лет со дня рождения?
- 2. Мужское имя в названии поэмы этого же автора, которое всегда связывается с Людмилой.
- 3.Синоним к слову «правда»
- 4.Что в русском языке бывает мужским, женским и средним?
- 5. Первая буква русского алфавита?
В 1, 2, и 3 ответе возьми первую букву. В 4 и 5 – полностью слово. Что получилось?
Правильно! Сегодня мы будем говорить о природе в стихотворениях русских поэтов.
В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И.Тютчев.
Как вы понимаете эти строчки?
Литературный аукцион
Что вы знаете о жизни и творчестве Евгения Абрамовича Баратынского?
Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед! Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поет Заздравный гимн весне.
Что с нею, что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! с ним журчит, Летает в небе с ней! Зачем так радует ее И солнце и весна! Ликует ли, как дочь стихий, На пире их она? Что нужды! счастлив, кто на нем Забвенье мысли пьет, Кого далёко от нее Он, дивный, унесет!
Подумаем о значении слов
- Лазурь
- Ветхий
- Незримый
- Заздравный
- Гимн
Работаем исследователями
- Найдите в стихотворении слова, обозначающие цвет и зрительное восприятие.
- Ищем слова, обозначающие звуки.
- Назовите слова, передающие настроение.
- Что происходит с душой поэта?
- Почему поэт считает, что счастлив тот, кто «забвенья мысли пьёт»?
- Что именно хочет забыть поэт?
- Это стихотворение о природе?
- Это оптимистичное стихотворение?
Учимся творить
- Выделите главное для вас слово в этом стихотворении.
- Напишите синквейн по образцу:
1 строка – выбранное вами имя существительное
2 строка – два прилагательных, описывающих его
3 строка – три глагола, относящихся к первому слову
4 строка – предложение, раскрывающее смысл первого слова
5 строка – одно слово – синоним к первому, вывод
Литературный аукцион
Что вы знаете о жизни и творчестве Якова Петровича Полонского?
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись – не уступили
Той скалы друг другу даром
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром – по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели…
Чьё поведение напоминает вам поступки туч?
Задумаемся…
- Как тучи относятся друг к другу?
- Как реагирует скала на поступки туч?
- Почти об этих же персонажах есть стихотворение другого русского поэта? Какое?
- Это стихотворение о природе?
Творим вместе
Составьте даймонд по образцу:
1 строка – Дети
2 строка – два прилагательных к слову «дети»
3 строка – три глагола к слову «дети»
4 строка – два предложения, каждое из двух слов
Дети — … Мать — …
5 строка – три глагола к слову «мать»
6 строка – два прилагательных к слову «мать»
7 строка — Мать
Литературный аукцион
Что вы знаете о жизни и творчестве Алексея Константиновича Толстого?
Может ли природа быть опасной?
Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод. «Дитя, подойди к нам поближе, Тебя мы научим летать, Дитя, подойди, подойди же, Пока не проснулася мать! Под нами трепещут былинки, Нам так хорошо и тепло, У нас бирюзовые спинки, А крылышки точно стекло! Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно — Смотри, какой берег отлогий, Какое песчаное дно!»
Сравниваем
- Найдите в тексте слова, передающие красоту и беззаботность.
- Какие слова указывают на опасность?
- Может ли красота природы быть опасной?
- О чём это стихотворение?
Творим, что хотим
Напишем кеннинг по образцу:
Природа – это (вставить существительное, обозначающее, чем является для вас природа), который (-ая, — ое) + 15 слов.
Природа родного края
Напишем монофон
Природа пуглива, природа печальна, природа порой прихотлива… Приостановись, присмотрись, прислушайся… Поплачь… Подумай… Предать природу просто! Прибереги природу потомкам!
Рефлексия
- Послезавтра пятница?
- Через три месяца наступит весна?
- Твоё имя начинается на гласный?
- Ты научился составлять синквейн?
- Тебе удалось написать даймонд?
- Кеннинг писать было трудно?
- Тебе интересно было составлять монофон?
- Тебе понравился урок?
Спасибо за урок!))