25.01.2017 год
Предмет: алгебра и начала анализа.
Класс: 11 Б
Тема урока: «Решение показательных уравнений».
Цели:
-
Образовательная: обобщить изученный материал при решении показательных уравнений, проверить уровень самоконтроля и самооценки учащихся;
-
Развивающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы, развить у учащихся самоанализ при выборе индивидуальных заданий;
-
Воспитательная: воспитать самостоятельность и ответственность, продолжить развитие у учащихся интереса к изучению предмета.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок практикум.
Форма работы: фронтальная, групповая.
Методы: наглядный, словесный.
Прогнозируемый результат: знать: основные способы решения показательных
уравнений;
уметь: применять свои знания при решении уравнений.
Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, индивидуальные
карточки – задания; карточки «Рейтинговая таблица учащегося»;
карточки с буквами для устного счета, переносная доска с готовыми
ответами.
План урока.
-
Организационный момент (3 мин)
-
Вводное слово учителя;
-
Постановка целей урока.
-
Вопросы повторения: (7 мин)
-
Вопросы повторения;
-
Диктант;
-
Работа в группах: (25 мин)
-
Схема паучок;
-
Работа в группе;
-
Выбор метода решения:
-
Составление кластера.
-
Применение показательной функции в природе и технике (5 мин)
-
Итоги урока (5 мин)
-
Рефлексия
-
Самооценка
-
Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
Перед уроком каждому учащемуся выдается карточка оценок и рефлексии. Ученики под руководством учителя проверяют наличие дневника, рабочей тетради, отмечаются отсутствующие, проверяется готовность класса к уроку, учитель психологически настраивает детей на работу на уроке. Постановка целей урока.
Сегодня мы с вами повторим и обобщим знания о показательных уравнениях. Вспомним основные способы решения показательных уравнений.
У каждого из вас есть оценочный лист, куда вы будете заносить оценки за каждый вид работы. В конце урока подведем итоги , и каждый получит оценку за урок.
Оценочный лист
Вид работы |
Вопро сы повторения |
Диктант |
Схема «Паучок» |
Работа в группе |
Выбор метода решения |
Составление кластера |
Итоговая оценка |
Оцен ка |
|
|
|
|
|
|
|
II. Вопросы повторения.
Итак, открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа. Начнем мы наш урок с повторения.
-
Функцию какого вида называют показательной?
-
Какова область определения функции?
-
Каково множество значений функции?
-
Что можно сказать о монотонности функции в зависимости от а?
-
Уравнение какого вида называют показательным?
Устное решение уравнений. (сл.3)
Следующий этап — математический диктант.
Думать придется много, писать — мало .На листочках при ответе на любой вопрос будете ставить «+» — если «да», «-» — если «нет». Других вариантов ответов нет (сл.4)
При ответе на любой вопрос ставить «да» или «нет».
1.Является ли убывающей функция y= ? —
2.Является ли возрастающей функция y= ? —
3.Является ли показательным уравнение =3 ?+
4 Верно ли, что областью определения показательной функции является R?+
5.Верно ли, что если b0, то уравнение =b имеет один корень?+
6.Верно ли, что если b=0, то уравнение не имеет корней?+
7.Является ли показательным уравнение 2*5x-5=5 ?+
8.Верно ли, что график показательной функции проходит через точку с координатой (0;0) ?-
9.Верно ли, что если b
10. Верно ли, что областью значений функции является R —
III. Работа в группах.
— Посмотрите на выписанные показательные уравнения. Какие из них являются простейшими уравнениями?
Примени нужный способ решения уравнения и заполни схему «Паучок» по образцу
1. 4х+1+4х=320. Вынести ах за скобку, привести уравнение к виду ах=b. 4х·4+4х=320 4х(4+1)=320 4х·5=320 4х=64 4х=4 х=3. |
2. =27.
|
3. 9х-8·3х-9=0.
|
|
Итак, у нас возникла проблема: Как решать остальные показательные уравнения, которые не являются простейшими показательными уравнениями. Вы сейчас разбиты на группы. В каждой группе есть эксперт. Который познакомит с одним из методов решения уравнений. Уравнения и алгоритм решения лежат у вас на партах. Ваша задача изучить свой метод, решить уравнение и поэтому методу и защитить его у доски.
Работа в группах .Защита у доски. На доске слайд с методами решения уравнений. (Сл 6 – 10) « Повторим основные методы решения показательных уравнений. И вот теперь вы должны проявить свои умения при решении различных показательных уравнений. Вы должны будете указать способы решения показательных уравнений, результаты занести в таблицу, разделив уравнения по группам». (Сл 10)
Метод решения |
Введения новой переменной
|
Вынесение общего множителя за скобки |
Почленного деления |
Номер примера |
|
|
|
«Проверим, как справились с заданием»: Один из учеников выходит к доске и собирает все уравнения для своего метода. И так все уравнения.
I группа называет метод решения и номера примеров, решаемые данным методом.II группа их контролирует. «Теперь решаем данные уравнения в группах: I группа — 3 метод, II группа – 4 метод, III – группа – 2 метод ».
(Сл 11) Проверка ответов. Выставление оценок в оценочных листах.
2)32x-1 +32x =108 3) 5x+3 -3*5x+1 -10*5x =4 4) 9x – 4*3x -45 =0
Ответ: 2 Ответ: -2 Ответ: 2
5) 3*10x -5*4x +2*25x =0 7) 3*16x +2*81x =5*36x 9) 52x -2*5x -15=0
Ответ: 0 Ответ: 1; 0 Ответ: 1
Найдите вид уравнения, соответствующий определению, и соедините стрелками.
Корень квадратный из многочлена n-ой степени от х равен нулю
Степень числа а с показателем х равна числу b
Логарифм числа х по основанию а равен числу b
Многочлен второй степени от переменной х равен нулю
Показательные уравнения
Синус х во второй степени равен косинусу х
Р(х)=0
Синус х во второй степени равен косинусу х
ax=b
ax2+bx+c=0
logах=b
ax=b
Sin2x=Cosx
IV. Применение показательной функции в природе и технике.
«Показательная функция имеет важное значение в науке и технике. Многие явления природы можно выразить посредством показательной функции. Например, процесс радиоактивного распада, явление размножения живых организмов. Давайте посмотрим презентацию, которую нам представит А где еще применяется показательная функция?» (Сл 15 –25)
-
Итоги урока.
Учитель: Вот и подходит к концу сегодняшний урок. Что нового вы на этом уроке узнали?
Учащиеся: Узнали больше о показательных уравнениях. Убедились в том, что новые уравнения можно решать «старыми» способами.
Учитель: И в заключении каждому предлагается оценить результат своей работы на уроке. Заполните, пожалуйста, итоговую таблицу.
Знаю |
Решаю по образцу |
Решаю без образца |
|
Простейшие показат. уравнения |
|
|
|
Разложение на множители |
|
|
|
Замена переменной |
|
|
|
Почленное деление |
|
|
|
Домашнее задание.
Предлагаемое сегодня домашнее задание будет у каждого из вас свое. Каждый определит его сам: параграф 46 задачника содержит множество показательных уравнений, решаемых различными способами, в том числе и такими, о которых (применительно к показательным уравнениям) не было сказано на уроке. Очень бы хотелось в домашней работе увидеть уравнения, решаемые различными способами.
Урок окончен, всем спасибо за работу.