«Развитие гибких навыков (soft skills) на уроках французского языка посредством цифровой платформы SKILLFOLIO»
Учитель французского языка
Аксенова Светлана Николаевна
ГБОУ «Шебекинская гимназии-интернат» была создана в ходе реализации областной целевой программы «Одарённые дети» в 2000 году. ГБОУ Шебекинcкая гимназия-интернат — это гендерное образовательное учреждение, где учатся только девочки.
Миссия гимназии – формирование эффективного образовательного пространства как поля потенциальных воздействий для развития гармоничной личности, владения ключевыми компетенциями, необходимыми для жизни и профессиональной реализации в поликультурную и высокотехнологичную среду. Перед педагогическим коллективом стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития гимназисток для подготовки интеллигентного человека; для воспитания в каждой ученице потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии; для формирования у учащихся широкого и гуманного взгляда на мир.
Современный динамичный мир нельзя представить без умений приспосабливаться к изменяющимся условиям, к принятию нестандартных решений, к активной коммуникации в социуме. Это все возможно благодаря гибким навыкам (soft skills), которые нужны каждому, и это не зависит ни от социального статуса, ни от специальности, ни от должности человека. Что интересно-они влияют на любую деятельность человека, и при этом они не связаны напрямую ни с одной из профессий. Гибкие навыки отражают личные качества, умение общаться с людьми, мыслить творчески и нестандартно, принимать решения и брать за них ответственность, умение работать в команде. Обладателя всего перечисленного, ожидает профессиональный и личный успех.
В этом году ГБОУ «Шебекинской гимназии-интернат» присвоен статус региональной инновационной площадки. Региональная площадка реализует программу «Внедрение модели тьюторского сопровождения обучающихся по развитию гибких навыков (soft skills) посредством цифровой платформы SKILLFOLIO». Актуальность данной темы обусловлена стратегическими направлениями развития системы образования Российской Федерации, требованиями ФГОС в обеспечении качественного образования и конкурентоспособности выпускников образовательных организаций.
Под тьюторским сопровождением мы понимаем педагогическую деятельность по индивидуализации образования, направленную на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающихся, на поиск образовательных ресурсов для построения индивидуальной траектории развития, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.
Skillfolio – первая технология, которая позволяет развивать метапредметные навыки на основе принципов нейрофизиологии образовательного процесса.
Ядро проекта – цифровая платформа, которая выступает в качестве инструмента для работы психологов и педагогов. Используется для целей самоопределения, эмоционального развития и развития гибких компетенций.
Гибкие компетенции:
Эмоциональный интеллект – повышение мотивации к учебе
Коммуникация – навыки ораторского искусства, презентации
Командная работа – умение работать в команде
Креативность – вовлеченность в образовательный процесс
Критическое мышление – формирование собственного мнения
Системное мышление – осознанное профессиональное самоопределение
Цифровое мышление – умение учится как в очном, так и в дистанционном формате
Тайм менеджмент – самостоятельность в выполнении заданий
Стрессоустойчивость – повышение успеваемости.
Эмоциональный интеллект (EQ), как понимание человеком своих и чужих эмоций, целей и желаний, влияет на профессиональный успех любого человека, поэтому учиться управлять эмоциями рекомендуют с детского возраста и продолжать в течение всей жизни.
Эмоциональных интеллект – это понимание своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для достижения целей, и эффективного взаимодействия с окружающим миром. Это то понимание, что эмоции – не враги, а друзья, помогающие в достижении цели.
Считается, что эмоциональный интеллект есть в каждом из нас. Это то, как мы осознаем свои эмоции, чувства и переживания, управляем поведением, выстраиваем взаимоотношения с людьми и принимаем решения, которые обеспечивают достижение положительных результатов, в том числе и в обучении.
Развитие эмоционального интеллекта на уроках иностранных языков.
Урок иностранного языка – это урок, на котором дети должны выражать свое мнение, давать оценку, соглашаться или опровергать.
Способность управлять своими эмоциями спасает от приступов плохого настроения, мешающих продуктивно заниматься. Практика «Отпусти эмоции», «Поймай эмоции», «Коробочка эмоций». «Польза эмоций» — это одни из любимых практик обучающихся, правда выполняют они их на французском языке. Начало урока-практика «отпусти эмоции», направленная на развитие навыка отпускать и разрешать, внутренние переживания и события, которые уже произошли. Негативные образы в прошлом, вызывают негативные эмоции в настоящем, но можно изменить модель мышления. На шариках девочки пишут негативные эмоции, но на французском. Потом ловят снежинки с положительными эмоциями. Благодаря этим практикам обучающие избавляются от обид и плохого настроения, и учат лексику, при помощи которой в дальнейшем легко описывают сказочных героев, свое настроение.
Опыт по итогам реализации программы может быть распространён на уровне образовательной организации, а также на муниципальном и региональном уровнях.