Разработка урока математики на тему: «Степень числа. Квадрат и куб числа».

Урок в 5 классе

«Степень числа. Квадрат и куб числа»

Разработала Куршева Л.Б.,

учитель математики МБОУ СОШ № 7 станицы Переправной

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: урок изучения нового материала

Цель: научить формулировать определение квадрата и куба числа, возводить числа в квадрат и куб числа, выработать навык в вычислении значения выражений, содержащего квадрат и куб числа.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности; реализация принципа связи теории и практики;

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

Основные понятия: степень числа, основание степени , показателя степени

Межпредметные связи: природоведение

Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

2) Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Необходимое техническое оборудование:

— интерактивная доска,

— мультимедиа проектор,

— презентация,

— чертёжные принадлежности. Ресурсы:

  1. Виленкин Н.Я. и др.Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / М.: Мнемозина.

  2. Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика: 5 класс».

  3. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н. Я. Виленкина, автор Л.П. Попова, Москва «Вако».

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Слушают речь учителя, психологический настрой на продуктивную работу.

Фронтально

Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений.

Актуализация знаний обучающихся

1. Учитель предлагает задание на упрощение выражений.

Обучающиеся в группах задают друг другу вопросы и отвечают на них

По группам

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; саморегуляция.

Самостоятельная работа по карточкам

=

Вставь пропущенные слова в утверждениях, запиши результаты вычисленных выражений

1. Сумму, в которой все ….. равны друг другу можно записать в виде ……..

2. Замените произведение суммой

3*4=

3. Произведение, в котором все …… равны друг другу

4*4*4=

Обучающиеся выполняют задание по карточке

Индивидульно

Коррекция знаний обучающихся

Постановка цели и задач урока.

Постановка проблемы

1)Вы знаете, что сумму равных слагаемых заменяют произведением например: 5+5+5+5+5+5+5+5+5+5= 5*10 это короче и удобней. А есть ли способ, чтобы заменить произведение равных сомножителей? Как, например, произведение 5*5*5*5*5*5*5*5*5*5 записать короче? Что для этого необходимо знать? 2)Вспомним, что называется квадратом.

Как найти площадь квадрата со стороной, равной 2см?

Дети предлагают варианты ответов.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Ф

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Логические универсальные действия

Гипотеза

И число 5 и число 10 необходимо использовать в записи , но как-то иначе,

Можно использовать квадрат, когда два одинаковых множителя

Ф

Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации

Тема урока

Итак, кто сформулирует тему урока?

Когда может понадобиться знание данной темы?

Какие должны быть цели урока?

Обучающиеся формулируют тему урока с подсказкой слова степень с ребусом «Степень числа. Квадрат и куб числа» и перечисляют цели урока.

Научимся выполнять действия со степенями и попробуем убедиться, зачем они нужны.

Ф

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Физкульт

минутка

Раз – подняться на носки и улыбнуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Г

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Первичное закрепление

№655, №657(1-й столбец)

Учитель предлагает учащимся задания на нахождение значения степени.

Вычисляют значение степени в тетрадях. Проверяют правильность выполнения.

Выполняют самостоятельно вычисления в тетради, предлагают ответы, проверяют правильность выполнения.

Объясняют последовательность выполнения действий, находят значение выражения, проверяют правильность выполнения.

Решают самостоятельно, объясняют выполнение.

Объясняют решение, дают ответ.

Работа в парах

Самостоятельная работа

Устный счет

Творческая работа

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Дифференцированная самостоятельная работа

На слайде даны вопросы и задания, которые обучающиеся решают самостоятельно в тетрадях

Группы выполняют задания, для проверки правильности выполнения меняются тетрадями.

Г

Домашнее задание

Учитель комментирует домашнее задание ,

Для более успешного использования своих умений в дальнейшем их необходимо тренировать, поэтому запишите следующее домашнее задание: п.16 (определение квадрата и куба числа n, таблица квадратов стр.138 –наизусть), №666, 668(1-й столбец), 669.

Обучающиеся записывают задание в дневники и тетради

Ф

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Рефлексия

Возможно, ли было решение сегодняшних заданий без знания правил нахождения квадратов и кубов чисел?

Прошу вас теперь подвести итоги урока

НА УРОКЕ

  • Я узнал…

  • Я научился…

  • Мне понравилось…

  • Я затруднялся…

  • Моё настроение…

и оставить смайлики соответствующие записям

— Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей,

чувствовал(а) себя уверенно.

— Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.

— У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.

И

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Логическое завершение урока

Учитель благодарит обучающихся за плодотворную совместную работу на уроке: Спасибо, ребята, вам всем за урок, Пусть все эти знанья будут вам впрок. Окончен урок. Благодарю за вниманье.

Психологический настрой на подведение итогов урока

Ф

Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений.

Интересный материал? Поделиться с другими:
Всё для учителя