Урок в 5 классе
«Степень числа. Квадрат и куб числа»
Разработала Куршева Л.Б.,
учитель математики МБОУ СОШ № 7 станицы Переправной
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: урок изучения нового материала
Цель: научить формулировать определение квадрата и куба числа, возводить числа в квадрат и куб числа, выработать навык в вычислении значения выражений, содержащего квадрат и куб числа.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности; реализация принципа связи теории и практики;
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
Основные понятия: степень числа, основание степени , показателя степени
Межпредметные связи: природоведение
Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.
2) Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Необходимое техническое оборудование:
— интерактивная доска,
— мультимедиа проектор,
— презентация,
— чертёжные принадлежности. Ресурсы:
-
Виленкин Н.Я. и др.Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / М.: Мнемозина.
-
Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика: 5 класс».
-
Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н. Я. Виленкина, автор Л.П. Попова, Москва «Вако».
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся |
ФОУД |
Формирование УУД |
Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.
|
|
Слушают речь учителя, психологический настрой на продуктивную работу. |
Фронтально |
Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений. |
Актуализация знаний обучающихся |
1. Учитель предлагает задание на упрощение выражений. |
Обучающиеся в группах задают друг другу вопросы и отвечают на них
|
По группам |
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; саморегуляция. |
Самостоятельная работа по карточкам |
= Вставь пропущенные слова в утверждениях, запиши результаты вычисленных выражений
1. Сумму, в которой все ….. равны друг другу можно записать в виде …….. 2. Замените произведение суммой 3*4= 3. Произведение, в котором все …… равны друг другу 4*4*4= |
Обучающиеся выполняют задание по карточке |
Индивидульно |
Коррекция знаний обучающихся |
Постановка цели и задач урока. Постановка проблемы |
1)Вы знаете, что сумму равных слагаемых заменяют произведением например: 5+5+5+5+5+5+5+5+5+5= 5*10 это короче и удобней. А есть ли способ, чтобы заменить произведение равных сомножителей? Как, например, произведение 5*5*5*5*5*5*5*5*5*5 записать короче? Что для этого необходимо знать? 2)Вспомним, что называется квадратом.
Как найти площадь квадрата со стороной, равной 2см? |
Дети предлагают варианты ответов. Учащиеся высказывают свое мнение. |
Ф |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Логические универсальные действия |
Гипотеза |
|
И число 5 и число 10 необходимо использовать в записи , но как-то иначе, Можно использовать квадрат, когда два одинаковых множителя |
Ф |
Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации |
Тема урока |
Итак, кто сформулирует тему урока?
Когда может понадобиться знание данной темы? Какие должны быть цели урока?
|
Обучающиеся формулируют тему урока с подсказкой слова степень с ребусом «Степень числа. Квадрат и куб числа» и перечисляют цели урока.
Научимся выполнять действия со степенями и попробуем убедиться, зачем они нужны. |
Ф |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
Физкульт минутка |
|
Раз – подняться на носки и улыбнуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. |
Г |
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации |
Первичное закрепление |
№655, №657(1-й столбец) Учитель предлагает учащимся задания на нахождение значения степени. |
Вычисляют значение степени в тетрадях. Проверяют правильность выполнения. Выполняют самостоятельно вычисления в тетради, предлагают ответы, проверяют правильность выполнения. Объясняют последовательность выполнения действий, находят значение выражения, проверяют правильность выполнения. Решают самостоятельно, объясняют выполнение. Объясняют решение, дают ответ. |
Работа в парах Самостоятельная работа Устный счет Творческая работа |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
|
Дифференцированная самостоятельная работа |
На слайде даны вопросы и задания, которые обучающиеся решают самостоятельно в тетрадях
|
Группы выполняют задания, для проверки правильности выполнения меняются тетрадями. |
Г |
|
Домашнее задание |
Учитель комментирует домашнее задание , Для более успешного использования своих умений в дальнейшем их необходимо тренировать, поэтому запишите следующее домашнее задание: п.16 (определение квадрата и куба числа n, таблица квадратов стр.138 –наизусть), №666, 668(1-й столбец), 669.
|
Обучающиеся записывают задание в дневники и тетради |
Ф |
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. |
Рефлексия |
Возможно, ли было решение сегодняшних заданий без знания правил нахождения квадратов и кубов чисел? Прошу вас теперь подвести итоги урока НА УРОКЕ
и оставить смайлики соответствующие записям |
— Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно. — Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно. — У меня не было желания работать. Сегодня не мой день. |
И |
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|
Логическое завершение урока |
Учитель благодарит обучающихся за плодотворную совместную работу на уроке: Спасибо, ребята, вам всем за урок, Пусть все эти знанья будут вам впрок. Окончен урок. Благодарю за вниманье. |
Психологический настрой на подведение итогов урока |
Ф |
Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений. |