План-конспект урока
Тема урока: «Размножение и развитие животных»
(работа в группах)
-
Гальчина Людмила Александровна
-
Московская область, г.о. Электросталь, МОУ «СОШ №3»
-
учитель начальных классов
-
окружающий мир
-
3 класс
-
Эта удивительная природа. Размножение и развитие животных (урок № 23)
-
А.А. Плешаков. Окружающий мир. Мир вокруг нас.
Цель урока: ознакомить учащихся с весенними заботами птиц, насекомых, рыб, земноводных,
пресмыкающихся и зверей в связи с необходимостью сохранения потомства;
учить самостоятельно работать с новой информацией и передавать её своим товарищам;
развивать познавательный интерес к окружающему миру;
развивать умение моделировать экологические ситуации и предлагать способы их решения;
воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Тип урока – комбинированный.
Урок с использованием ЭОР
Оборудование: компьютер, проектор, использование ресурсов Интернета,
учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир. 3 класс»,
рабочая тетрадь на печатной основе «Проверь себя!» А.А. Плешакова,
тесты, схемы-модели развития животных.
Название используемых ЭОР:
1. Развитие животных на примере бабочки и кузнечика.
2. Развитие животных на примере рыбы.
3. Развитие животных на примере лягушки.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Решаемая задача |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Время (в мин.)
|
1 |
2 |
|
3 |
5 |
6 |
7 |
I |
Адаптаци-онный этап |
Выявить предварительные знания учащихся и определить их границы: интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации)
|
Работа в группах по заданию: а) работа с кроссвордом по теме «Растения»; б) работа с тестом по теме: «размножение растений».
Чтение отрывка из сказки Б. Заходера «Русачок и Головастик». Обсуждение ответа на поставленный вопрос.
|
Проверка домашнего задания по теме «Размножение растений»
Проверка выполненного задания в группах.
Создание проблемной ситуации: -Почему Русачок не узнал своего друга?
|
|
|
II |
Основной этап |
1 задача: формирование знаний, отношений, действий, опыта. 2 задача: разрешение интеллектуального затруднения — находится ответ на проблемный вопрос.
|
Просмотр анимационного сюжета о насекомых.
Ученики составляют схему развития насекомых.
Чтение и обсуждение дополнительного материала о насекомых в группах.
Работа в группах с материалом о рыбах, пресмыкающихся и земноводных (учебник, тетрадь на печатной основе)
Просмотр анимационного сюжета о рыбах и лягушках.
|
Специальный вопрос: — Кто трижды родится, прежде, чем стать взрослым? Демонстрация анимационного сюжета. Проверка выполнения задания учащимися в группах.
Рассказ учителя о памятнике гусенице.
Специальный вопрос: — В какой период рыбы, земноводные и пресмыкающиеся размножаются?
— Как развиваются рыбы и земноводные? Демонстрация анимационного сюжета.
|
1. Развитие животных на примере бабочки и кузнечика.
2. Развитие животных на примере рыбы.
3. Развитие животных на примере лягушки
|
2 мин
3 мин
3 мин |
|
|
|
Составление схем развития рыб, земноводных и пресмыкающихся в группах.
Ученики работают в группах.
Составляют схему развития птиц и зверей.
Учащиеся моделируют экологическую ситуацию. |
Проверка выполнения задания учащимися в группах.
Специальный вопрос: — Какие детёныши не похожи на родителей?
Рассказ учителя о развитии птиц и зверей. Специальный вопрос: — Когда птицы выводят птенцов?
Проверка выполнения задания учащимися в группах.
— Можно ли трогать птичьи яйца руками?
|
|
|
III |
Творчес-кий этап |
1 задача: первичное закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения 2 задача: повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий.
|
Обсуждение в группах ответа на поставленные экологические вопросы о насекомых.
Учащиеся моделируют ситуацию в группах и предлагают способы решения этой проблемы.
Работа с тестом: оценка результатов работы и уровня собственных знаний. |
Экологические вопросы: — Верно ли? Что все гусеницы вредны, и их нужно уничтожить? Что гусеницы – будущие бабочки? Что личинками комаров питаются рыбы, а комарами – птицы?
Экологическая задача: -Представьте себе, что все лягушки исчезли в болоте.
Обобщение знаний. Контроль полученных на уроке знаний с использованием теста.
Домашнее задание: Природные исключения! Найти ответы на вопросы: — Есть ли живородящие пресмыкающиеся? живородящие рыбы? — Существуют ли млекопитающие, у которых развитие проходит по следующей схеме: яйцо- детёныш-взрослое животное?
|
|
|
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Развитие животных на примере бабочки и кузнечика
|
ИР Интерактивное задание (флэш) |
Анимационный сюжет по развитию животных на примере бабочки и кузнечика.
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000751-1000-4ddd-bbfc-4e00475d430a/471.swf
|
2 |
Развитие животных на примере рыбы
|
ИР Интерактивное задание (флэш) |
Анимационный сюжет "Развитие животных на примере рыбы".
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f8302070-95db-4ed0-9b65-f665ae635efb/ResFile.SWF
|
3 |
Развитие животных на примере лягушки
|
ИР Интерактивное задание (флэш) |
Анимационный сюжет по развитию животных на примере лягушки.
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1a0a162e-c6aa-491f-bc0c-37a7e58e039c/ResFile.SWF
|