М.О.Ауэзов „Сирота“
Открытый урок
по литературе в 4 „А“ классе
Цель: познакомить учащихся с творчеством М.О.Ауэзова-выдающимся представителем казахской литературы, чьё имя и произведения являются гордостью казахского народа,
его произведением „Сирота“;
осознание учащимися проблемы взаимоотношений взрослых и ребёнка, потерявших своих близких людей.
Девиз урока:
„ Мало уметь читать, надо уметь думать!“
Разминка Какое у тебя сердце?
М.О.Ауэзов (1897-1961гг.)
„ Счастливы те народы, которые могут быть воспеты с таким величием и любовью голосом, подобным голосу Ауэзова…“ Р.Бержерон
„ Он-явление, он-великий символ нашей жизни, человек-легенда,
мудрец нового времени,
истинный поэт и человек…“ И. Андроников
Литературно-мемориальный дом-музей имени М.Ауэзова в городе Алматы. Основан в 1963 году, где писатель прожил последние 10 лет своей жизни. Казахский театр драмы носит имя М.О.Ауэзова. Перед фасадом театра установлен памятник. Ещё один памятник находится в сквере у театра оперы и балета имени Абая.
Семья Ауэзовых находилась в родстве с семьёй казахского поэта Абая Кунанбаева
Сирота-ребёнок потерявший родителей.
Бедный
одинокий
несчастный
ненужный
„ В сиротстве жить- слёзы лить“.
Словарная работа:
грузный -тяжеловесный, неповоротливый,тяжёлый;
зариться — с завистью смотреть на что-то чужое, сильно желать;
изнурительный -крайне тягостный, истощающий силы и здоровье;
сполохи -зарницы, северное сияние, вспышки яркого света;
прядать(ушами) -двигать, поводить ушами;
сердобольный -сочувствующий чужому горю, сострадательный, отзывчивый;
пристанище -место, которое может служить приютом, убежищем.
Эпитеты
Каменые глыбы
ночные сполохи
злые духи
таинственные ущелья
обнажённые скалы
густая листва
мрачно и холодно
Хмурый вечер
сумрачная прохлада
тяжёлые тучи
тёмно-багровый цвет
грустные сиротливые холмы
сгущаются тени
Сравнения:
- темнота-
как ведьма
- ночь-злая старуха
Олицетворение:
бродит ночь
страх прячется
ночь глядит
Эпитеты
- счастливая
- весёлая
- интересная
- беззаботная
- радостная
тяжёлая
одинокая
бесприютная
несчастная
невыносимая
.
Буддизм
«Не убивать, не красть, никому не желать зла,
не желать имущества другого, никому не завидовать, не оскорблять словами. Отрицай всякое насилие, всякую ненависть».
Христианство
«Почитай отца своих и мать». «Не убей, не кради,
не желай ничего у ближнего твоего».
«Вдову и сироту не обижай».
«Уклоняйся от зла и делай добро;
ищи мира и следуй за ним».
Ислам
«Поистине, Аллах любит делающих добро».
«Будьте справедливы». «Делайте добро и близким,
и сиротам, и беднякам, и соседу, и другу, и путнику». Требует человеческого отношения с пленными.
Толерантность —
терпимость к чужим мнениям, верованиям,поведению.
«Я бы хотел особо отметить толерантность и терпимость казахстанцев, их радушие и приветливость.Это отмечают все иностранцы. И я благодарен своим согражданам за это…» Н.А.Назарбаев
«Бессловесен тот,
кто одинок.
Он безмолвен,
как мертвец в могиле.
Одинокий путник не ходок,
он и в поле не поднимет пыли».
Казахская пословица
Домашнее задание.
1. Выразительное чтение и подробный пересказ произведения М.Ауэзова«Сирота».
2. Составить эссе
«Как можно было бы помочь Касыму?»
3. Придумать свою концовку произведения.
Рефлексия.
Что понравилось на уроке?
Какое настроение было у вас в течении всего урока?
Какие моменты урока произвели на вас впечатление?
Что мы должны извлечь из урока?
Каким должен быть человек?
Спасибо за работу!
Молодцы!