8
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № »
«Рассмотрена» |
«Согласована» |
«Утверждаю» |
на заседании ШМО |
зам. директора по УВР |
директор МБОУ СОШ № |
Протокол № ___ |
___________ |
Приказ № _____ – О.д. |
от «___» ___20___ г. |
«___» ___ 20___ г. |
от «___» ___ 20___г. |
Руководитель ШМО |
|
____________ |
___________ |
|
|
|
|
|
Рабочая программа
по технологии
для обучающихся 4 классов.
Разработала __________________,
учитель начальных классов ,
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для обучающихся 1 – 4 классов разработана н основе:
ФГОС НОО приказ МО и науки РФ №373 от 6 октября 2009 г. (с изменениями)
ООП ООО МБОУ «СОШ № 56»
Для реализации программного содержания используется УМК Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова «Школа России» 1- 4 классы.
В соответствии с ООП НОО программа учебного предмета «Технология» рассчита на 138 ч: 1 класс — 33 ч (33 учебные недели), 2 – 35ч (35 учебных недель), 3 и 4 классы — по 70 ч (2 ч в неделю,35учебных недель).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения курса «Технология» обучающиеся на уровне начального общего образования:
— получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
— получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
— получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
— научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Обучающиеся в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов, получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий;
получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Выпускник научится:
иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурноисторическую ценность традиций, отраженных в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративнохудожественной задачей.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественноэстетической информации; воплощать этот образ в материале.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;
выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;
владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;
рисовать изображения на графическом планшете;
сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;
собирать числовые данные в естественнонаучных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться:
грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
создавать диаграммы, планы территории и пр.;
создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения;
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
представлять данные;
создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно-управляемых средах;
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;
моделировать объекты и процессы реального мира.
Содержание учебного предмета.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как
результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура,
техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов
России (на примере 2–3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида
изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии;
традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и
инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его
детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные
проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат
проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам,
инвалидам), праздники и т. п.Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных
физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно—художественным и конструктивным свойствам,использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
назначения изделия.Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических
операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью
получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение
необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка,аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы ихсборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико—технологическим, функциональным, декоративно—художественным и пр.).
Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4 класс (70 часов)
№ п/п |
Содержание ( разделы, темы) |
Кол-во часов |
|
Как работать с учебником |
1 ч. |
|
Предмет информатики. ТБ и организация рабочего места |
1 ч. |
|
Вагоностроительный завод. Изделия: «Ходовая часть (тележка)» |
1 ч. |
|
Человек в мире информации. |
1 ч. |
|
Вагоностроительный завод. Изделия:«Кузов вагона», «Пассажирский вагон» |
1 ч. |
|
Действия с данными. |
1 ч. |
|
Полезные ископаемые. Изделие: «Буровая вышка» |
1 ч. |
|
Объект и его свойства. |
1 ч. |
|
Полезные ископаемые. Изделие: «Малахитовая шкатулка» |
1 ч. |
|
Отношение между объектами. |
1 ч. |
|
Автомобильный завод. Изделие: «КамАЗ». |
1 ч. |
|
Компьютер как система. |
1 ч. |
|
Автомобильный завод. Изделие: «Кузов грузовика» |
1 ч. |
|
Повторение, компьютерный практикум. |
1 ч. |
|
Монетный двор. Изделие: «Стороны медали», «Медаль» |
1 ч. |
|
Работа со словарем. Тестирование. |
1 ч. |
|
Монетный двор. Изделие: «Медаль» |
1 ч. |
|
Мир понятий. |
1 ч. |
|
Фаянсовый завод. Изделие: «Основа для вазы». |
1 ч. |
|
Деление понятий. |
1 ч. |
|
Фаянсовый завод. Изделие: «Ваза». |
1 ч. |
|
Обобщение понятий. |
1 ч. |
|
Швейная фабрика. Изделие: «Прихватка». |
1 ч. |
|
Отношение между понятиями. |
1 ч. |
|
Швейная фабрика. Изделие «Новогодняя игрушка». |
1 ч. |
|
Понятие "истина" и "ложь". |
1 ч. |
|
Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви». |
1 ч. |
|
Суждение. |
1 ч. |
|
Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви». |
1 ч. |
|
Умозаключение. |
1 ч. |
|
Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений». |
1 ч. |
|
Повторение, компьютерный практикум. |
1 ч. |
|
Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений». |
1 ч. |
|
Работа со словарем. Тестирование. |
1 ч. |
|
Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное «Картошка». |
1 ч. |
|
Модель объекта. |
1 ч. |
|
Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье». |
1 ч. |
|
Текстовая и графическая модели. |
1 ч. |
|
Бытовая техника. Изделие: «Настольная лампа». |
1 ч. |
|
Алгоритм как модель действий. |
1 ч. |
|
Бытовая техника. „Правила эксплуатации электронагревательных приборов"». Изделие: «Абажур. Сборка настольной лампы». |
1 ч. |
|
Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. |
1 ч. |
|
Тепличное хозяйство. Изделие: «Цветы для школьной клумбы». |
1 ч. |
|
Исполнитель алгоритмов. |
1 ч. |
|
Водоканал. Изделие: «Фильтр для очистки воды». |
1 ч. |
|
Компьютер как исполнитель. |
1 ч. |
|
Порт. Изделие: «Канатная лестница» |
1 ч. |
|
Повторение, компьютерный практикум. |
1 ч. |
|
Узелковое плетение. Изделие: «Браслет». |
1 ч. |
|
Работа со словарем. Тестирование. |
1 ч. |
|
Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие: «Самолет». |
1 ч. |
|
Кто кем и зачем управляет. |
1 ч. |
|
Ракета-носитель. Изделие: «Ракета-носитель». |
1 ч. |
|
Управляющий объект и объект управления. |
1 ч. |
|
Летательный аппарат. Воздушный змей. Изделие: «Воздушный змей». |
1 ч. |
|
Цель управления. |
1 ч. |
|
Создание титульного листа. |
1 ч. |
|
Управляющее воздействие. |
1 ч. |
|
Работа с таблицами. Изделие: работа с таблицами. |
1 ч. |
|
Средство управления. |
1 ч. |
|
Создание содержания книги. Практическая работа №4: «Содержание». |
1 ч. |
|
Результат управления. |
1 ч. |
|
Переплетные работы. Изделие: Книга «Дневник путешественника. |
1 ч. |
|
Современные средства коммуникации. |
1 ч. |
|
Переплетные работы. Изделие: Книга «Дневник путешественника. |
1 ч. |
|
Повторение, компьютерный практикум. |
1 ч. |
|
Переплетные работы. Изделие: Книга «Дневник путешественника. |
1 ч. |
|
Работа со словарем. Тестирование. |
1 ч. |
|
Итоговый урок. |
1 ч. |
|
Повторение "Модели и алгоритмы. Управление". |
1 ч. |
Календарно-тематическое планирование.