Рабочая программа по технологии УМК «Школа России»

8

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № »

«Рассмотрена»

«Согласована»

«Утверждаю»

на заседании ШМО

зам. директора по УВР

директор МБОУ СОШ №

Протокол № ___

___________

Приказ № _____ – О.д.

от «___» ___20___ г.

«___» ___ 20___ г.

от «___» ___ 20___г.

Руководитель ШМО

____________

___________

Рабочая программа

по технологии

для обучающихся 4 классов.

Разработала __________________,

учитель начальных классов ,

2020

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа учебного предмета «Технология» для обучающихся 1 – 4 классов разработана н основе:

  • ФГОС НОО приказ МО и науки РФ №373  от 6 октября 2009 г. (с изменениями)

  • ООП ООО МБОУ «СОШ № 56»

Для реализации программного содержания используется УМК Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова «Школа России» 1- 4 классы.

В соответствии с ООП НОО программа учебного предмета «Технология» рассчита на 138 ч: 1 класс — 33 ч (33 учебные недели), 2 – 35ч (35 учебных недель), 3 и 4 классы — по 70 ч (2 ч в неделю,35учебных недель).

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения курса «Технология» обучающиеся на уровне начального общего образования:

— получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;

— получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

— получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;

— научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.

Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.

Обучающиеся в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов, получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;

овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

  • получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий;

  • получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.

  • В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Выпускник научится:

  • иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;

  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;

  • планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

  • выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Выпускник получит возможность научиться:

  • уважительно относиться к труду людей;

  • понимать культурно­историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;

  • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Выпускник научится:

  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно­художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

  • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

  • применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

  • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Выпускник получит возможность научиться:

  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

  • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно­художественной задачей.

Конструирование и моделирование

Выпускник научится:

  • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

  • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;

  • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;

  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно­эстетической информации; воплощать этот образ в материале.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­-двигательного

аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средства­ми ИКТ;

выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);

  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компь­ютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображе­ния, цифровых данных

Выпускник научится:

  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;

  • владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;

  • рисовать изображения на графическом планшете;

  • сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

  • подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техниче­скому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

  • описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, запи­сывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;

  • собирать числовые данные в естественнонаучных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

  • редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изобра­жений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;

  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следо­вать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографи­ческий контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;

  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справоч­никах, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; со­ставлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

  • заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться:

грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оце­нивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

  • создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презен­тации;

  • создавать диаграммы, планы территории и пр.;

  • создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

  • размещать сообщение в информационной образовательной среде образователь­ного учреждения;

  • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллек­тивной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фикси­ровать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:

  • представлять данные;

  • создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музы­кальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных пе­тель».

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

  • создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно-управляемых средах;

  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного испол­нителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

  • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собствен­ной деятельности и деятельности группы;

  • моделировать объекты и процессы реального мира.

  1. Содержание учебного предмета.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания.

Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как

результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура,

техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов

России (на примере 2–3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида

изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).

Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии;

традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и

инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его

детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные

проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат

проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам,

инвалидам), праздники и т. п.Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных

физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративнохудожественным и конструктивным свойствам,использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от

назначения изделия.Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических

операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью

получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение

необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка,аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы ихсборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративнохудожественным и пр.).

Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.

4 класс (70 часов)

п/п

Содержание ( разделы, темы)

Кол-во

часов

Как работать с учебником

1 ч.

Предмет информатики. ТБ и организация рабочего места

1 ч.

Вагоностроительный завод. Изделия: «Ходовая часть (тележка)»

1 ч.

Человек в мире информации.

1 ч.

Вагоностроительный завод. Изделия:«Кузов вагона», «Пассажирский вагон»

1 ч.

Действия с данными.

1 ч.

Полезные ископаемые. Изделие: «Буровая вышка»

1 ч.

Объект и его свойства.

1 ч.

Полезные ископаемые. Изделие: «Малахитовая шкатулка»

1 ч.

Отношение между объектами.

1 ч.

Автомобильный завод. Изделие: «КамАЗ».

1 ч.

Компьютер как система.

1 ч.

Автомобильный завод. Изделие: «Кузов грузовика»

1 ч.

Повторение, компьютерный практикум.

1 ч.

Монетный двор. Изделие: «Стороны медали», «Медаль»

1 ч.

Работа со словарем. Тестирование.

1 ч.

Монетный двор. Изделие: «Медаль»

1 ч.

Мир понятий.

1 ч.

Фаянсовый завод. Изделие: «Основа для вазы».

1 ч.

Деление понятий.

1 ч.

Фаянсовый завод. Изделие: «Ваза».

1 ч.

Обобщение понятий.

1 ч.

Швейная фабрика. Изделие: «Прихватка».

1 ч.

Отношение между понятиями.

1 ч.

Швейная фабрика. Изделие «Новогодняя игрушка».

1 ч.

Понятие "истина" и "ложь".

1 ч.

Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви».

1 ч.

Суждение.

1 ч.

Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви».

1 ч.

Умозаключение.

1 ч.

Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений».

1 ч.

Повторение, компьютерный практикум.

1 ч.

Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений».

1 ч.

Работа со словарем. Тестирование.

1 ч.

Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное «Картошка».

1 ч.

Модель объекта.

1 ч.

Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье».

1 ч.

Текстовая и графическая модели.

1 ч.

Бытовая техника. Изделие: «Настольная лампа».

1 ч.

Алгоритм как модель действий.

1 ч.

Бытовая техника. „Правила эксплуатации электронагревательных приборов"». Изделие: «Абажур. Сборка настольной лампы».

1 ч.

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов.

1 ч.

Тепличное хозяйство. Изделие: «Цветы для школьной клумбы».

1 ч.

Исполнитель алгоритмов.

1 ч.

Водоканал. Изделие: «Фильтр для очистки воды».

1 ч.

Компьютер как исполнитель.

1 ч.

Порт. Изделие: «Канатная лестница»

1 ч.

Повторение, компьютерный практикум.

1 ч.

Узелковое плетение. Изделие: «Браслет».

1 ч.

Работа со словарем. Тестирование.

1 ч.

Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие: «Самолет».

1 ч.

Кто кем и зачем управляет.

1 ч.

Ракета-носитель. Изделие: «Ракета-носитель».

1 ч.

Управляющий объект и объект управления.

1 ч.

Летательный аппарат. Воздушный змей. Изделие: «Воздушный змей».

1 ч.

Цель управления.

1 ч.

Создание титульного листа.

1 ч.

Управляющее воздействие.

1 ч.

Работа с таблицами. Изделие: работа с таблицами.

1 ч.

Средство управления.

1 ч.

Создание содержания книги. Практическая работа №4: «Содержание».

1 ч.

Результат управления.

1 ч.

Переплетные работы. Изделие: Книга «Дневник путешественника.

1 ч.

Современные средства коммуникации.

1 ч.

Переплетные работы. Изделие: Книга «Дневник путешественника.

1 ч.

Повторение, компьютерный практикум.

1 ч.

Переплетные работы. Изделие: Книга «Дневник путешественника.

1 ч.

Работа со словарем. Тестирование.

1 ч.

Итоговый урок.

1 ч.

Повторение "Модели и алгоритмы. Управление".

1 ч.

  1. Календарно-тематическое планирование.

Интересный материал? Поделиться с другими:
Всё для учителя