I. Пояснительная записка к рабочей программе
по курсу «Экономика: первые шаги»
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
Отбор содержания факультативного курса подчиняется следующим принципам:
Учет наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
Ориентация на потребности ребенка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим, одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются основные экономические понятия.
С учетом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Для реализации поставленной цели предлагается факультативный курс «Экономика: первые шаги» для учащихся 1 – 4 классов.
Общая характеристика курса
Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает содержание факультатива «Экономика: первые шаги», ее изучение дает возможность:
формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с
успешностью деятельности;
развивать основы потребительской культуры;
расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
мотивировать младших школьников к учению средствами экономического материала;
способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей: «покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих;
формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость.
показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания
инновационной экономики.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощенном в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценке результата труда людей.
Рабочая программа учителя по курсу «Экономика: первые шаги» (3 кл) составлена на основе «Сборника программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. Авторы курса – О.С. Корнеева (с. 117), Рабочей программы по курсу «Экономика: первые шаги» (1-4 кл) МБОУ СОШ №27.
Изменения в авторскую программу не внесены
Место предмета в учебном плане
Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 3 классе 1 ч в неделю, всего 34 часа. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использования игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа
Авторская программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
По календарю — 31 ч. Объединены следующие занятия:
№23: Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов и №24: Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов
№30: Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло). и №31: Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло).
№33: Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла. и №34: Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.
Формы организации учебного процесса и их сочетание
Освоение учащимися факультатива «Удивительный мир слов» организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.
Преимущества в использовании внеурочной деятельности заключаются в закреплении и практическом использовании отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов, например, Русский язык, литературное чтение
Основными формами текущего контроля являются:
наблюдение
беседа
устный опрос;
диагностические работы;
тестовые задания;
творческие работы.
Тематическое планирование по курсу «Экономика: первые шаги»
№ п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
1. |
Жила-была денежка |
8 ч |
2. |
У всякого товара есть цена |
3 ч |
3. |
Что нужно знать, чтобы товары покупать? |
7 ч |
4. |
Доход не бывает без хлопот |
9 ч |
5. |
«Дом невелик, да лежать не велит» |
6 ч |
II. Календарно-тематическое планирование по курсу: «Экономика: первые шаги»
3 класс
№ п/п |
Наимено-вание раздела программы |
Тема занятия |
Дата проведения |
|
По плану |
По факту |
|||
|
Жила-была денежка (8 ч) |
Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. |
06.09 |
|
|
Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи. |
13.09 |
|
|
|
Необходимость обмена. Бартер. |
20.09 |
|
|
|
Как появились деньги. Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная. |
27.09 |
|
|
|
Как появились деньги. Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная. |
04.10 |
|
|
|
Купюры — бумажные деньги. Рубли и копейки — деньги России. |
11.10 |
|
|
|
Валюта — иностранные деньги. Доллар — валюта США, евро — валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро. |
18.10 |
|
|
|
Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. |
25.10 |
|
|
|
У всякого товара есть цена (3 ч) |
Сдача — это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара. |
08.11 |
|
|
Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи. |
15.11 |
|
|
|
Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи. |
22.11 |
|
|
|
Что нужно знать, чтобы товары покупать? (7ч) |
Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. |
29.11 |
|
|
Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. |
06.12 |
|
|
|
Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку. |
13.12 |
|
|
|
Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. |
20.12 |
|
|
|
Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются? |
10.01 |
|
|
|
Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов. |
17.01 |
|
|
|
Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов. |
24.01 |
|
|
|
Доход не бывает без хлопот (9ч) |
Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие. |
31.01 |
|
|
Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие. |
07.02 |
|
|
|
Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов. |
14.02 |
|
|
|
Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов. |
21.02 |
|
|
|
Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов |
28.02 |
|
|
|
Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов |
|||
|
Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке. |
14.03 |
|
|
|
Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом. |
21.03 |
|
|
|
Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи. |
04.04 |
|
|
|
«Дом невелик, да лежать не велит» (6ч) |
Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство |
11.04 |
|
|
Экономия и бережливость. Экономить — значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. |
18.04
|
|
|
|
Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло). |
25.04 |
|
|
|
Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло). |
|||
|
Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла. |
16.05
|
|
|
|
Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла. |
23.05 |
|
|
|
Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла. |
III. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
по курсу «Экономика: первые шаги»
Список литературы
1. Даль В.И. Старик — годовик. — М.: Детская литература, 1985.
2. Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики. — Новосибирск: Изд-во НГУ 1997.
3. Журавлев Г.Т., Захарова А.В. Экономика в играх и задачах. — М.: Экспресс, 1996.
4. Засканов В.Г, Османкин Н.Н. Экономика. — Самара: Издательский дом Федотов, 1994.
5. Кларина Л.М. Уроки гнома Эконома и феи Экологии. — М.: Вита — Пресс, 1997,
6. Кларина Л.М. Экономика и экология в начальной школе. — М.: Вита — Пресс, 1997.
7. Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. — М.: Педагогика — Пресс, 1996.
8. Лебедева В.Н., Корлюгова Ю.Н. Экономика в играх и задачах. — М.: Экспресс, 1999.
9. Легкий хлеб: Сборник русских народных сказок /Перевод Е. Благининой. — М.: Детская литература, 1978.
10. Моисеева Н.Ф. Сказки как средство экономического воспитания. — Абакан: Изд. Хакасского гос. ун-та, 1999.
11. Наши семьи: Методическое пособие для учителей и консультантов. — М., 1999.
12. Пословицы, поговорки, загадки / Под ред. А.Н. Мартыновой — М.: Современник, 1986.
13. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Цымук М.И. Экономическая азбука для детей. — М.: Инфа — М, 1998.
14. Симоненко В.Д. Семейная экономика. — М.: Вита — Пресс, 2000.
15. Сказки народов мира / Под ред. В.П. Аникина — М.: Детская литература, 1987.
16. Смирнова Т., Преснякова Т. Путешествие в компании Белки и ее друзей. — Самара, 1998.
17. Сутеев В. Сказки и картинки. — М.: Детская литература, 1991.