Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Стахановский учебно-воспитательный комплекс № 8»
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ ЛНР УВК № 8 г.Стаханова М.А.Рябцева
___.08.2016 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ЭКОНОМИКЕ
профильный уровень
11 класс
|
Составитель рабочей программы: Кришталь Наталья Ивановна |
2016
-
Пояснительная записка
-
Статус программы
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26.12.2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных организаций ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)» с января 2015 г. осуществлен поэтапный переход на временный государственный образовательный стандарт.
Временный государственный образовательный стандарт регламентирует деятельность общеобразовательных организаций Луганской Народной Республики в соответствии со следующими нормативными документами:
-
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (10-11 классы), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 № 413– http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf.
-
Державними санітарними правилами і нормами влаштування, утримання загальноосвітніх навчальнихзакладів та організаціїнавчально-виховногопроцесуДСанПіН — http://www.dsesu.gov.ua/.
-
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного)
общего образования (10-11 классы), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 № 413– http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf.
-
В 2016/2017 учебном году преподавание предмета «Экономика» в Луганской Народной Республике осуществляется по следующей программе:
— Примерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень) http://window.edu.ru/resource/229/37229.
-
Методические рекомендации по составлению рабочих программ по предметам
в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики в 2016-2017 учебном году.
-
Методические рекомендации по преподаванию предмета «Экономика» в 2016–2017 учебном году.
Согласно учебному плану на 2016 – 2017 учебный год изучается в XІ классе предмет «Экономика» — профильный уровень.
В таблице 1 представлено распределение количества часов в XІ классе.
Таблица 1
Предмет |
Распределение часов по классам |
|
XI класс |
||
в нед. |
в год |
|
Экономика профильный уровень |
2 |
62 |
Цель данного курса – способствовать осознанию учащимися роли человека
в обществе, развитию экономического осознания, важного в современном обществе.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности в сфере экономики и бизнеса, помогает развивать познавательные способности учащихся.
Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне направлено на
достижение следующих целей:
• развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
• воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду
и предпринимательской деятельности;
• освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин
в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить
к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы
в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа по экономике предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
-
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
-
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
экономические ситуации;
-
применение математических знаний в экономической сфере;
-
применение полученных знаний для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
-
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа
и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
-
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.);
-
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное
восприятие языка средств массовой информации;
-
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для
решения задач творческого и поискового характера;
-
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской
деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
-
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для
обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
-
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен
Знать/Понимать
• смысл основных теоретических положений экономической науки;
• основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка
и государства, а также международных экономических отношений;
Уметь
• приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;
• описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
• объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
• сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
• вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты
и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный
и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
• применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• исполнения типичных экономических ролей;
• решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
• осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Экономика» приведены в разделе «Требования
к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных и профессиональных задач; овладение знаниями
и умениями, востребованными в повседневной жизни и будущей профессии, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор
в условиях альтернатив.
Результаты обучения позволят учащимся освоить основы поведения
в экономической сфере и помогут осознанно выбрать будущую специализацию.
Результаты обучения позволят сократить объем и усилить общепрофессиональную подготовку в высших и средних специальных образовательных учреждениях.
Перечень учебников
Классы |
Уровень |
Экономика |
11 класс |
Профиль |
1. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике с решениями: Пособие для преподавателей экономики. – в 3-х книгах. Кн.1. задачник по макроэкономике с решениями. – М.: Вита-Пресс, 2011, 579 с. 2. Мицкевич А.А. Экономика в задачах и тестах. М., 1999. 3. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учереждений с углубленным изучением экономики / Под ред. С.И. Иванова. В 2 кн. Кн. 1. М.: Вита-Пресс, 2012 г, 336 с. 4. Трофимова З.В. Основы экономики. Учебное пособие для 10, 11 кл. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2004. — 240 с. 5. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений с углублённым изучением экономики/ Под ред. С.И. Иванова. М.: Вита-Пресс, 2012. 269 с. 6. Булавенко С.Д. основы экономики. 10, 11 кл.: Разработки уроков. – X.: Веста: Изд-во «Ранок», 2007.- 432 с.- (Мастер-класс). 7. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 кл. общеобразоват. учрежд. – 8-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. – 272 с.: ил. |
Основное содержание программы
КЛАСС 11 профильный
Предмет «ЭКОНОМИКА»
Учебно-тематический план
№ п/п |
Содержание программного материала |
Количество часов |
|
Раздел I. Инструменты макроэкономики |
11 |
1 |
Предмет и особенности макроэкономического анализа |
1 |
2 |
Валовой внутренний продукт |
4 |
3 |
Совокупный спрос и совокупное предложение |
3 |
4 |
Деньги и банки |
3 |
|
Раздел II. Макроэкономические проблемы |
9 |
1 |
Инфляция |
2 |
2 |
Безработица |
3 |
3 |
Экономический рост и развитие |
2 |
4 |
Экономические циклы |
2 |
|
Раздел III.Макроэкономическая политика |
6 |
1 |
Денежная политика |
3 |
2 |
Фискальная политика |
3 |
|
Раздел IV. Международная экономика |
9 |
1 |
Международная торговля |
4 |
2 |
Международные финансы |
3 |
3 |
Глобальные экономические проблемы |
2 |
|
ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА |
|
|
Раздел I. Бизнес |
11 |
1 |
Предпринимательство и предприниматель |
2 |
2 |
Предприятие и их организационно-правовые формы |
3 |
3 |
Менеджмент |
2 |
4 |
Маркетинг |
2 |
5 |
Бизнес-план |
2 |
|
Раздел II. Финансы |
5 |
1 |
Финансирование бизнеса. Ценные бумаги |
3 |
2 |
Страхование |
1 |
3 |
Учёт |
1 |
|
Раздел III.Российская экономика |
6 |
1 |
Становление рыночной экономики в современной России |
3 |
2 |
Современная российская экономика |
3 |
|
Раздел IV. Подготовка к экзаменам |
5 |
|
Итого |
62 |
КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ пп |
№ урока в теме |
Раздел/Тема урока |
Дата проведения |
Прим. |
|
по плану |
по факту |
||||
|
|
1 СЕМЕСТР |
|
|
|
|
|
Раздел I. Инструменты макроэкономики (11 ч.) |
|
|
|
1. |
1 |
Предмет макроэкономики. Основные макроэкономичес-кие проблемы. Агрегирование. Макроэкономические агенты и макроэкономические рынки. Кругооборот расходов и доходов. |
05.09 |
|
|
2 |
2 |
Понятие системы национальных счетов. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). Конечная и промежуточная продукция. Добавленная стоимость. ВВП на душунаселения. |
05.09 |
|
|
3 |
3 |
Методы измерения ВВП по расходам и по доходам. Теневая экономика. Номинальные и реальные эконо-миические показатели. Номинальный и реальный ВВП. Индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП. |
12.09 |
|
|
4 |
4 |
Практическая работа «Установление величины ВВП по исходным данным» |
12.09 |
|
|
5 |
5 |
Совокупный спрос. Причины отрицательного наклона кривой совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса. |
19.09 |
|
|
6 |
6 |
Совокупное предложение. Причины положительного наклона кривой совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения. |
19.09 |
|
|
7 |
7 |
Классическая модель. Закон Сэя. |
26.09 |
|
|
8 |
8 |
Кейнсианская макроэкономическая модель. Макроэкономическое равновесие. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения. |
26.09 |
|
|
9 |
9 |
Деньги. Функции денег. История денег. Формы денег. Денежные агрегаты. |
03.10 |
|
|
10 |
10 |
Банки. История банковского дела. Операции коммер- ческих банков. Российские коммерческиебанки. |
03.10 |
|
|
11 |
11 |
Банковская система. Центральный банк и его функции. |
10.10 |
|
|
|
|
Раздел II. Макроэкономические проблемы (9 ч.) |
|
|
|
12 |
1 |
Закон денежного обращения. Уравнение обмена Фишера. Инфляция: понятие, виды и причины. |
10.10 |
|
|
13 |
2 |
Инфляция спроса и инфляция предложения. Дефляция. Последствия и издержки инфляции. |
17.10 |
|
|
14 |
3 |
Понятие безработицы. Уровень и виды безработицы. |
17.10 |
|
|
15 |
4 |
Полная занятость и потенциальный ВВП. Последствия безработицы. Государственная политика поддержки занятости. |
31.10 |
|
|
16 |
5 |
Понятие экономического роста. Темп экономического роста. Источники экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. |
31.10 |
|
|
17 |
6 |
Экономическое и общественное развитие. Порочный круг бедности. Качество жизни. Индекс человеческого развития. |
07.11 |
|
|
18 |
7 |
Экономические циклы. Типы экономических циклов. |
07.11 |
|
|
19 |
8 |
Классические среднесрочные циклы деловой активнос-ти. Причины экономических циклов. Фазы цикла. |
14.11 |
|
|
20 |
9 |
Практическая работа «Инфляция. Безработица. Три взгляда на макроэкономическое равновесие» |
14.11 |
|
|
|
|
Раздел III. Макроэкономическая политика (6 ч.) |
|
|
|
21 |
1 |
Что такое макроэкономическая политика. Кредитные деньги или как банки«делают деньги». |
21.11 |
|
|
22 |
2 |
Обязательные резервы. Кредитная эмиссия. |
21.11 |
|
|
23 |
3 |
Банковский мультипликатор. Банковские резервы и кредитные возможности. |
28.11 |
|
|
24 |
4 |
Воздействие налогов на экономику. Кривая Лаффера. |
28.11 |
|
|
25 |
5 |
Налоговая система России. Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования. Государственный долг. Фискальная политика. |
05.12 |
|
|
26 |
6 |
Практическая работа. Виды налогов и установление размера налога на индивидуальный доход определённой величины |
05.12 |
|
|
|
|
Раздел IV. Международная экономика (9 ч.) |
|
|
|
27 |
1 |
Абсолютное и сравнительное преимущество в междуна-родной торговле. |
12.12 |
|
|
28 |
2 |
Контрольная работа |
12.12 |
|
|
29 |
3 |
Протекционизм: цели и средства. Импортные тарифы. Нетарифные барьеры. Экспортные субсидии. |
19.12 |
|
|
30 |
4 |
Свободная торговля. Всемирная торговая организация (ВТО). Россия и ВТО. Региональная интеграция. |
19.12 |
|
|
|
|
2 СЕМЕСТР |
|
|
|
31 |
5 |
Спрос и предложение на рынке валют. Формирование валютного курса. |
16.01 |
|
|
32 |
6 |
Факторы, определяющие валютные курсы. Валютные риски. Валютные системы. Валютные кризисы. |
16.01 |
|
|
33 |
7 |
Понятие глобализации, ее выгоды и риски. Краткая характеристика основных глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. |
23.01 |
|
|
34 |
8 |
Развитые и развивающиеся страны. Наиболее актуаль-ные для России глобальные проблемы. Устойчивое развитие. |
23.01 |
|
|
35 |
9 |
Практическая работа. Определение изменений валютного курса |
30.01 |
|
|
|
|
Раздел I. Бизнес (11 ч.) |
|
|
|
36 |
1 |
Коммерция и бизнес. Понятия предпринимательства и предпринимателя. Виды предпринимательства. Эволюция взглядов на предпринимательство. Роль предпринимательства в экономике. |
30.01 |
|
|
37 |
2 |
Характеристика предпринимателя. Склонность к риску. Мотивы предпринимателя. Предприниматель и фирма. Внутрифирменное предпринимательство. |
06.02 |
|
|
38 |
3 |
Юридические лица. Некоммерческие предприятия. Общая классификация фирм по правовому статусу. |
06.02 |
|
|
39 |
4 |
Формы предприятий в России. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. |
13.02 |
|
|
40 |
5 |
Производственные кооперативы. Объединения предприятий. Малый бизнес. |
13.02 |
|
|
41 |
6 |
Понятия менеджмента и менеджера. Организационная структура. Принципы менеджмента. |
20.02 |
|
|
42 |
7 |
Механизмы координации. Организация производства. Управление персоналом. Мотивация и контроль. |
20.02 |
|
|
43 |
8 |
Понятие маркетинга. История и эволюция маркетинга. Поведение покупателей на рынке. Сегментация рынка. |
27.02 |
|
|
44 |
9 |
Жизненный цикл товара. Реклама. Качество. Стимулирование сбыта. |
27.02 |
|
|
45 |
10 |
Понятие бизнес-плана. Его назначение и структура. |
06.03 |
|
|
46 |
11 |
Практическая работа. Процесс планирования. Бизнес-план |
06.03 |
|
|
|
|
Раздел II. Финансы (5 ч.) |
|
|
|
47 |
1 |
Финансы и финансовые институты. Основной и оборотный капитал. Источники финансирования: внутренние и внешние. |
13.03 |
|
|
48 |
2 |
Заемные средства. Ценные бумаги. Облигации предприятий. Государственные и муниципальные облигации. Акции. Цены и доходность акций и облигаций. |
13.03 |
|
|
49 |
3 |
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг. Фондовый рынок. Стоимость фирмы. Защита интересов вкладчиков. Паевые(взаимные) фонды. |
27.03 |
|
|
50 |
4 |
Сущность страхования. Формы и виды страхования. Страховые услуги. Основные понятия страхования. Страхование в России. |
27.03 |
|
|
51 |
5 |
Учет: структура и основные понятия. Принципы бухгалтерского учета. Финансовая отчетность. Бюджет(смета). |
03.04 |
|
|
|
|
Раздел III.Российская экономика (6 ч.) |
|
|
|
52 |
1 |
Краткая экономическая история России до1917 года. Административно-командная экономика Советского Союза. |
03.04 |
|
|
53 |
2 |
Попытки реформирования советской экономики. Старт рыночной экономики. |
10.04 |
|
|
54 |
3 |
Макроэкономическая стабилизация и институцио-нальные преобразования. Первые результаты и социальная цена реформ |
10.04 |
|
|
55 |
4 |
Ресурсы российской экономики. Итоги первого десятилетия реформ. Экономическая политика. Стратегия роста. |
24.04 |
|
|
56 |
5 |
Контрольная работа |
24.04 |
|
|
57 |
6 |
Практическая работа. Интеграция России в мировую экономику |
08.05 |
|
|
|
|
Раздел IV. Подготовка к экзаменам (5 ч.) |
|
|
|
58 |
1 |
Подготовка к экзаменам |
08.05 |
|
|
59 |
2 |
Подготовка к экзаменам |
15.05 |
|
|
60 |
3 |
Подготовка к экзаменам |
15.05 |
|
|
61 |
4 |
Подготовка к экзаменам |
22.05 |
|
|
62 |
5 |
Подготовка к экзаменам |
22.05 |
|
|
РАССМОТРЕНО Протокол заседания методического объединения учителей естественно-математического цикла от 29.08.2016 г. № 01
|
|||||
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР
Н.В.Банник ___.08.2016 г. |
Рабочая программа прошивается, пронумеровывается и скрепляется печатью.
В этой программе пронумеровано, прошнуровано и скреплено печатью 20 (двадцать) листов.
Директор ГБОУ ЛНР УВК № 8 г.Стаханова
М.А.Рябцева
31.08.2016 |
В этой программе пронумеровано, прошнуровано и скреплено печатью 20 (двадцать) листов.
Директор ГБОУ ЛНР УВК № 8 г.Стаханова
М.А.Рябцева
31.08.2016 |