Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 18»
«Согласовано» Заместитель директора по ВР ___________ Мельникова З.М.
«___» 2021г. |
«Принято» На педагогическом совете Протокол №1 от
«___» 2021 г. |
«Утверждено» Директор МБОУ «Гимназия 18»
__________ /Губанова И.Ю./ Приказ №____от «__ _» 2021г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Экология окружающей среды и экологическая безопасность
в 8- 9 классах с использованием оборудования
«Школьного кванториума»
Адресована учащимся от 13 до 15 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель: Лыткина Маргарита Алексеевна,
учитель химии,
высшая квалификационная категория
Алексин, 2021
Пояснительная записка
Актуальность программы
Основная концепция данного курса заключается в следующем. Значение условий жизни человека (общества) и окружающей среды есть необходимое условие формирования личностных принципов «здорового образа жизни» и «экологического императива поведения». Конституция РФ закрепляет право человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущербов, причиненных его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Одновременно с признанием экологических прав человека Конституция возлагает на каждого субъекта обязанность сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Только при условии внутреннего осознания и понимания жизненной необходимости соблюдения своих экологических прав и обязанностей, норм и правил поведения человек научится управлять собственным поведением, деятельностью и психическими процессами, направленными на сохранение собственного здоровья и благоприятной окружающей среды для жизни настоящих и будущих поколений. Мы живем накануне новой парадигмы, когда современная экономическая парадигма вскоре должна уступить место экологической. Главное условие данного перехода – формирование у человека экологического мировоззрения, которое определяет новые, экологически оправданные нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.
Научно-методическое обоснование структуры построения и содержания курса
Экология – комплексная дисциплина, исследующая общие законы взаимоотношения биосферы и антропосистемы (структурных уровней человечества, его групп и индивидуумов), влияние природной и социальной среды на человека и группы людей, условия жизни и быта людей. Она включает в себя как социально-психологические и экологические отношения людей между собой, так и отношение людей к природе, т.е. представляет собой комплексную эколого-социально-экономическую отрасль знаний, где все социальные, экономические и природные условия рассматриваются как одинаково важные составляющие среды жизни человека, обеспечивающие разные стороны его потребностей. Достижение гармонии природы и человека в рамках модели устойчивого развития можно лишь при достижении личностью в своем саморазвитии экологической и социальной зрелости, которая определяет четко выраженную экологическую направленность действий человека. Это обеспечивается необходимым комплексом ценностных ориентаций, установок, мировоззренческих позиций, которые включают природу в число важнейших личностных приоритетов и ценностей, ориентирующих человека в его деятельности и саморазвитии на активное, широкое и гармоничное взаимодействие с природой. Появившись как вид благодаря развитию общественного труда, требовавшего использования орудий и искусственной формы коммуникации (языка), человек делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего отношения. Общество своим существованием превращает природные функции человека в социальные, ставя их на службу общественному развитию. Социальное не уничтожило, не устранило биологическое в человеке, а включило его в новые системы связей и отношений, подчиняя качественно новым законам социальной формы движения. С момента рождения человек находится в человеческом мире, в человеческих условиях, среди предметов, наполненных смыслом, имеющих социальные функции. Все формирующееся у индивида способности и функции возникают только в определенной общественной среде, только путем деятельности и воспроизводства ее опыта. Потребности и мотивы человека приобретают общественно сформированный характер.
Именно поэтому курс «Экология окружающей среды и экологическая безопасность» обязательно должен включать в себя рассмотрение условий жизни и жизнедеятельности человека в обществе, истории отношений в системах «человек-природа» и «общество-природа», проблемы здоровья человека и влияния на него окружающей природной и социальной среды, проблемы экологической культуры, демографии, урбанизации, экологического образования, экологического права и другие социальные и социально-экономические проблемы, во многом определенные социальной деятельностью самого человека, его творческой самодеятельностью.
Теоретическая и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет (перечень основных открытых сайтов по разделам курса предполагается в списке рекомендуемой литературы), а также посещение тематических выставок, промышленных предприятий, охраняемых объектов, интересных с познавательной точки зрения и способствующих формированию экологической культуры.
Широкий набор возможностей, обеспечиваемых цифровой лабораторией — средствами измерения, не только обеспечивает в ходе практической работы наглядное выражение полученных ранее теоретических знаний, но и демонстрирует их значимость для обыденной жизни. Цифровая лаборатория знакомит с современными методами исследования, что позволит учащимся понять смысл и необходимость медицинских диагностических исследований, с которыми они будут сталкиваться в жизни. Учителю данный набор предоставляет возможность доступно и интересно провести урок, опираясь на современные технологии. Наглядность экспериментов, осуществляемых с помощью цифровой лаборатории, — ещё одно подтверждение известной фразы, что лучше один раз увидеть (а ещё лучше — попробовать), чем сто раз услышать.
При этом эксперимент остается традиционно натурным, но данные эксперимента обрабатываются и выводятся на экран в реальном масштабе времени и в рациональной графической форме, в виде численных значений, диаграмм, графиков и таблиц. Основное внимание учащихся при этом сосредотачивается не на сборке и настройке экспериментальной установки, а на проектировании различных вариантов проведения эксперимента, накоплении данных, их анализе и интерпретации, формулировке выводов.
С точки зрения науки эксперимент — это исследовательский метод обучения, который поднимает познавательный интерес на более устойчивый уровень внутреннего желания к самостоятельной деятельности. Исследовательский метод является условием формирования интереса, потребности в самостоятельной, творческой деятельности у учащихся.
Цель курса: формирование экологической культуры на базе комплексного изучения различных проблем экологии человека и законов развития системы «общество-природа». Задачи курса: Расширить и углубить знания учащихся об основных факторах, определяющих условия жизни человека, об истории и законах развития взаимоотношений человека и природы, о негативных последствиях для человека деградации природной и искусственной окружающей среды, о негативных экологических и социальных последствиях деградации духовной среды, об экологической культуре, экологических движениях и ноосферном пути развития. Обосновать необходимость перехода человека и общества на экологический (ноосферный) путь развития. Научить мотивировать свои дела и поступки в защиту сохранения и оздоровления окружающей среды
Программа курса носит практико-ориентированный характер с элементами научно-исследовательской деятельности.
Целевая аудитория
Учащиеся 8-9-х классов школы, оборудованных «Школьными Кванториумами».
Программа факультативного курса по биологии: «Экология человека» рассчитана для 8 класса в рамках предпрофильной подготовки учащихся.
Программа курса по экологии человека для 8 классов составлена на основе:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации».
Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413) (ред. 11.12.2020).
Методические рекомендации по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательной организации (утв. распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12.01.2021 № Р-4)
Программы: Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений/сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2011. – 158с
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Личностными результатами освоения программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Экология человека» является формирование следующих умений:
— осуществлять нравственный выбор на основе ценностного отношения к здоровью, экологической безопасности, жизни во всех ее проявлениях;
— осознавать взаимосвязь телесного и духовного здоровья при ведущей роли нравственности, компетентности и культуры человека;
— обладать положительной мотивацией к действиям по развитию своей экологической грамотности; осознанному отказу от вредных привычек; самоограничению на основе экологических, нравственных и правовых императивов; формированию культуры здорового и экологически безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Экология человека» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
— называть принципы работы в команде (мягкое управление, сотрудничество и взаимопомощь для достижения общей цели); объяснять сущность ненасильственного общения и демонстрировать его в модельных ситуациях; вести диалог;
— называть существенные особенности конструктивной критики; применять способы аргументации (рассуждение, научное доказательство, ссылку на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл);
— применять способы нейтрализации логических ошибок, уловок – манипуляций, устранять их; распознавать недостоверную информацию по ее существенным признакам;
— рефлексировать опыт досугового и проблемно – ценностного обсуждения актуальных вопросов экологической безопасности и здоровья;
— перечислять правила спора и обосновывать их целесообразность;
Познавательные УУД:
— приводить примеры применения экологической познавательной модели для выявления экологических рисков человека в информационной среде;
— схематично представлять модель успешного общения современного человека и комментировать ее;
— собирать необходимую информацию в библиотеке, Интернете; делать выписки с библиографическими ссылками;
— перечислять требования к просветительскому проекту; называть существенные отличия доказательства и убеждения; применять доказательство и убеждение при выполнении проекта;
— проводить оценку результатов проекта, его общественную экспертизу.
Коммуникативные УУД:
— называть существенные признаки дискуссии, составлять ее сценарий и организовывать ее; в дискуссии аргументировать свою точку зрения;
— называть фразы, недопустимые во время спора; называть способы предупреждения конфликта и выхода из него;
— применять принципы работы в команде в жизненных ситуациях;
— представлять информацию в виде тезисов;
— формулировать мысль, представлять ее публично, аргументировать, убеждать и вести просветительскую работу.
— уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
определять основные факторы, определяющие условия жизни человека; историю взаимоотношений человека и природы, основные законы развития системы «общество-природа»;
выделять основные антропогенные причины деградации природной окружающей среды, ее влияние на здоровье человека и пути ликвидации ее последствий; основные техногенные причины ухудшения искусственной окружающей среды; влияние среды на здоровье человека и пути ее оздоровления; основные причины деградации духовной среды, ее последствия для человека и пути духовного возрождения; основные проблемы социальной экологии (проблемы демографии, урбанизации, экологической культуры и образования, экологического права и т.д.); основные принципы ноосферного пути развития.
оценивать условия жизни, прогнозировать изменение их в лучшую или худшую сторону, разрабатывать и осуществлять конкретные меры по их улучшению;
исходя из исторического экологического опыта, прогнозировать развитие различных современных экологических ситуаций;
организовывать и осуществлять комплекс мероприятий по оздоровлению природной и искусственной окружающей среды;
принимать меры и проводить разъяснительную работу по улучшению окружающей среды;
использовать полученные знания в своей реальной общественной и практической деятельности;
развивать творческие (исследовательские) взаимосвязи с товарищами.
Формы контроля
Контроль результатов обучения в соответствии с данной ОП проводится в форме письменных и экспериментальных работ, принимаются отчёты по практическим работам, самостоятельные творческие работы, итоговые учебно-исследовательские проекты. Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола, где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе.
Срок реализации
Программа рассчитана на 1 год обучения. Периодичность занятий: еженедельно.
Длительность одного занятия — 1 час.
Формы и методы обучения
Учащиеся организуются в учебную группу постоянного состава.
Основное содержание программы курса
Учебно-тематический план
№ |
Название разделов и тем |
Количество часов |
||
|
|
всего |
теория |
практика |
Тема 1. |
Введение. Экология человека как наука. Здоровье человека. Факторы здоровья. |
2 |
1 |
1 |
Тема 2. |
Условия жизни человека. Качество жизни человека. |
10 |
2 |
8 |
Тема 3. |
Негативные воздействия искусственной окружающей среды, пути их ликвидации и ослабления.
|
16 |
4 |
12 |
Тема 4. |
Пути ликвидации негативных последствий деградации и загрязнения окружающей среды
|
2 |
2 |
— |
Тема 5. |
Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни
|
4 |
2 |
2 |
ИТОГО |
|
34 |
11 |
23 |
Тема 1. Введение (2 часа)
Экология человека как наука: значение, основные цели и задачи, современное состояние и перспективы развития. Что изучает экология человека. Экологические факторы. Здоровье. Единство телесного и духовного здоровья человека. Здоровье и образ жизни. Факторы здоровья. Ресурсы здоровья, их виды. Здоровый образ жизни как способ сохранения и увеличения ресурсов здоровья.
Практическая работа №1. «Оценка биологического возраста человека»
Лабораторная работа №2 «Оценка общефизических показателей состояния здоровья человека».
Тема 2. Условия жизни человека (10 часов)
Понятие о среде и качестве жизни человека. Потребности человека (биологические, этнические, психологические, социальные, трудовые, экономические, духовные). Характер и режим питания. Экология жилых и учебных помещений. Активное приспособление человека к природной окружающей среды. Болезни и эпидемии. Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания). Медицинская география.
Практическая работа №1 «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного кабинета»
Лабораторная работа №2 «Исследование качества питьевой воды в квартире».
Лабораторная работа №3 «Обнаружение вредных веществ в продуктах питания».
Лабораторная работа №4 «Количественная оценка содержания углекислого газа в воздухе в различных помещениях».
Практическая работа №5 «Выяснение причин отравления и оказание первичной помощи».
Практическая работа №6 «Определение обеспеченности организма витаминами и микроэлементами».
Практическая работа №7 «Комплексный анализ собственного рациона, обнаружение симптомов алиментарной недостаточности».
Практическая работа №6 «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной»
Тема 3. Негативные воздействия искусственной окружающей среды, пути их ликвидации и ослабления (16 часов)
Экологические последствия появления человека на Земле. Антропогенное воздействие на элементы среды. История изменений взаимоотношений человека и природы. Экологические кризисы. Переход к современной искусственной модели окружающей среды. Медицинские аспекты исторически происходившей деградации и загрязнения окружающей среды. Основные экологические факторы негативного воздействия на здоровье человека искусственной окружающей среды. Понятие о ПДК. Влияние техногенных катастроф на здоровье и условия жизни человека. Пути улучшения искусственной окружающей среды. Коммунальная гигиена. Ограничение и культура потребления. Проблемы урбанизации. Оздоровление окружающей среды городов. Улучшение санитарно-гигиенического состояния городских территорий. Охрана природы в городах. Создание городских информационных банков и систем экологического мониторинга. Экополитика.
Практическая работа «Антропогенные факторы среды и их влияние на человека».
Мониторинг окружающей среды с использованием ЦД Relion
Лабораторная работа №1 "Мониторинг температуры атмосферного воздуха и влажности в различных точках городской среды»
Лабораторная работа №2 «Определение pH воды в открытых водоемах (река, родник, озеро, пруд)»
Лабораторная работа №3 «Определение общей жесткости воды в различных источниках с использованием датчика электропроводности»
Лабораторная работа №4 «Определение мутности растворов воды в открытых водоемах (река, родник, озеро, пруд)»
Лабораторная работа №5 «Мониторинг загрязнения воды нитрат-ионами в открытых водоемах (река, родник, озеро, пруд)»
Лабораторная работа №6 «Мониторинг загрязнения воды хлорид- ионами в открытых водоемах (река, родник, озеро, пруд)»
Лабораторная работа №7 «Мониторинг загрязнения воды ионами кальция в открытых водоемах (река, родник, озеро, пруд)»
Лабораторная работа №8 «Мониторинг загрязнения почвы. Определение pH почв разных типов»
Лабораторная работа №9 «Мониторинг загрязнения различных горизонтов почвы хлорид- ионами»
Лабораторная работа №10 «Мониторинг загрязнения различных горизонтов почвы нитрат- ионами»
Лабораторная работа №11 «Мониторинг pH проб снега, взятых на территории селитебной зоны»
Практическая работа «Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта».
Тема 4. Пути ликвидации негативных последствий деградации и загрязнения окружающей среды (2 часа)
Понятие «чрезвычайная экологическая ситуация». Примеры решения экологических проблем современности. Варианты экологически безопасного поведения. Проблемы нравственного выбора в чрезвычайных ситуациях. Способы оказания первой помощи в чрезвычайных экологических ситуациях.
Тема 5. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни (4 часа)
Процесс проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни, его этапы, возможные трудности. Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни путем оптимизации взаимодействия внутренней и внешней среды организма. Роль экологически чистого питания, ресурсосбережения, экологичного жилища, безопасных технических изобретений, умения выращивать экологически чистый урожай, отказа от вредных привычек, свободного доступа к информации для сохранения здоровья человека. Стратегии экологически безопасного поведения. Учет индивидуальных ресурсов здоровья.
Календарно — тематический план
п/п |
Наименование раздела и темы |
Кол-во часов |
Сроки проведения |
Примечание |
Тема 1. Введение (2 часа) |
||||
1 |
Что изучает экология человека. Экологические факторы. Здоровье. |
1 |
|
Практическая работа. «Оценка биологического возраста человека» |
2 |
Здоровье и образ жизни. Ресурсы здоровья, их виды. Здоровый образ жизни как способ сохранения и увеличения ресурсов здоровья |
1 |
|
Лабораторная работа №1«Оценка общефизических показателей состояния здоровья человека». |
Тема 2. Условия жизни человека. Качество жизни человека. (10 часов) |
||||
3 |
Понятие о среде и качестве жизни человека. |
1 |
|
Практическая работа №1 «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного кабинета» |
4 |
Экология жилых и учебных помещений. |
1 |
|
Лабораторная работа №2 «Исследование качества питьевой воды в квартире». |
5 |
Экология жилых и учебных помещений. |
1 |
|
Лабораторная работа №4 «Количественная оценка содержания углекислого газа в воздухе в различных помещениях». |
6 |
Характер и режим питания. |
1 |
|
Лабораторная работа №3 «Обнаружение вредных веществ в продуктах питания». |
7 |
Характер и режим питания. |
1 |
|
Практическая работа №5 «Выяснение причин отравления и оказание первичной помощи». |
8 |
Характер и режим питания. |
1 |
|
Практическая работа №6 «Определение обеспеченности организма витаминами и микроэлементами». |
9 |
Активное приспособление человека к природной окружающей среды. Болезни и эпидемии. |
1 |
|
Практическая работа №7 «Комплексный анализ собственного рациона, обнаружение симптомов алиментарной недостаточности». |
10 |
Болезни и эпидемии. |
1 |
|
|
11 |
Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания). |
1 |
|
|
12 |
Медицинская география. |
1 |
|
Практическая работа №6 «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной» |
Тема 3. Негативные воздействия искусственной окружающей среды, пути их ликвидации и ослабления (16 часов) |
||||
13 |
Экологические последствия появления человека на Земле. Антропогенное воздействие на элементы среды. История изменений взаимоотношений человека и природы. |
1 |
|
Практическая работа «Антропогенные факторы среды и их влияние на человека».
|
14 |
Экологические кризисы. Переход к современной искусственной модели окружающей среды. Медицинские аспекты исторически происходившей деградации и загрязнения окружающей среды. Понятие о ПДК. |
1 |
|
|
15 |
Основные экологические факторы негативного воздействия на здоровье человека окружающей среды. Мониторинг объектов окружающей среды. Выявление причин загрязнения окружающей среды. Анализ воздействия негативных факторов на здоровье человека. Понятие о ПДК. |
1 |
|
Лабораторная работа №1 "Мониторинг температуры атмосферного воздуха и влажности в различных точках городской среды» |
16 |
1 |
|
Лабораторная работа №2 «Определение pH воды в открытых водоемах (река, родник, озеро, пруд)» |
|
17 |
1 |
|
Лабораторная работа №3 «Определение общей жесткости воды в различных источниках с использованием датчика электропроводности»
|
|
18 |
1 |
|
Лабораторная работа №4 «Определение мутности растворов воды в открытых водоемах (река, родник, озеро, пруд)» |
|
19 |
1 |
|
Лабораторная работа №5 «Мониторинг загрязнения воды нитрат-ионами в открытых водоемах (река, родник, озеро, пруд)» |
|
20 |
1 |
|
Лабораторная работа №6 «Мониторинг загрязнения воды хлорид- ионами в открытых водоемах (река, родник, озеро, пруд)» |
|
21 |
1 |
|
Лабораторная работа №7 «Мониторинг загрязнения воды ионами кальция в открытых водоемах (река, родник, озеро, пруд)» |
|
22 |
1 |
|
Лабораторная работа №8 «Мониторинг загрязнения почвы. Определение pH почв разных типов» |
|
23 |
1 |
|
Лабораторная работа №9 «Мониторинг загрязнения различных горизонтов почвы хлорид- ионами» |
|
24 |
1 |
|
Лабораторная работа №10 «Мониторинг загрязнения различных горизонтов почвы нитрат- ионами» |
|
25 |
1 |
|
Лабораторная работа №11 «Мониторинг pH проб снега, взятых на территории селитебной зоны» |
|
26 |
1 |
|
Практическая работа «Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта». |
|
27 |
Коммунальная гигиена. Ограничение и культура потребления. Экополитика. |
1 |
|
|
28 |
Проблемы урбанизации. Оздоровление окружающей среды городов. Улучшение санитарно-гигиенического состояния городских территорий. Охрана природы в городах. Создание городских информационных банков и систем экологического мониторинга. |
1 |
|
|
Тема 4. Пути ликвидации негативных последствий деградации и загрязнения окружающей среды (2 часа) |
||||
29 |
Понятие «чрезвычайная экологическая ситуация». Примеры решения экологических проблем современности. |
1 |
|
|
30 |
Варианты экологически безопасного поведения. Проблемы нравственного выбора в чрезвычайных ситуациях. Способы оказания первой помощи в чрезвычайных экологических ситуациях. |
1 |
|
|
Тема 5. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни (4 часа) |
||||
31 |
Процесс проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни, его этапы, возможные трудности. Стратегии экологически безопасного поведения. |
|
|
|
32 |
Роль экологически чистого питания, ресурсосбережения, экологичного жилища, безопасных технических изобретений, умения выращивать экологически чистый урожай, отказа от вредных привычек, свободного доступа к информации для сохранения здоровья человека. |
|
|
|
33 |
Учет индивидуальных ресурсов здоровья. |
|
|
|
34 |
Защита проектов |
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя
Глазачев С. И. Экологическая культура: пробное учеб. пособие / С. Н. Глазачев, О. Н. Козлова. — М., 1997.
Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, Л. И. Колесникова, А. Ю. Либеров, Н. М. Мамедов. — программы внеурочной деятельности «Экологическая культура и здоровый образ жизни», 8 класс, М.: Просвещение, 2012 г.
Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. — М.: Просвещение, 1984.
Литвинова Л. С. Нравственно-экологическое воспитание учащихся: методика. Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. — М., 2005.
Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. — М.: Просвещение, 1992.
Сизанов А. Н. Модульный курс профилактики курения: 5—11 кл. / А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович. — М.: ВАКО, 2008.
Суравегина И. Т. Экология и мир: метод, пособие для учителей / И. Т. Суравегина, В. М. Енкевич; под общ. ред. И. Т. Суравегиной. — М.: Новая школа, 1994.
Для учащихся
Дзятковская Е. Н. Учусь общаться: рабочая тетрадь для 8 кл. / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.
Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. — Ч. 4, 9, 10, 17, 19, 20.
Селевко Г. К. Утверждай себя / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 5-7, 9, 11, 13, 14.
Трешневиков А. Н. Экологический букварь: для сред, и ст. кл. — М.: ЭКОС-информ, 1995
М. З. Федорова, В. С. Кучменко, Т. П. Лукина. Экология человека: Культура здоровья: учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф,2006. – 144с.
И.М.Швец, М.З.Федорова, Т.П.Лукина, В. С. Кучменко. Экологическая составляющая курса биологии в основной школе; Сборник программ. – Вентана –Граф,2006. – 48с.
Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007.