Психологическое сопровождение введения новых образовательных стандартов в Донецком многопрофильном лицее № 1

Сидоренко Л. И.

Практический психолог ДМПЛ № 1

Психологическое сопровождение

введения новых образовательных стандартов

в Донецком многопрофильном лицее № 1

Статья посвящена актуальной проблеме общего образования на современном этапе развития – проблеме психологического сопровождения внедрения новых образовательных стандартов.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

Ключевые слова:

психологическое сопровождение; образование; личностно-ориентированный, компетентностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы; преемственность; психологизация; Республиканский государственный образовательный стандарт (далее Стандарт).

Приоритетным направлением Государственного  обрaзовательного стандарта  является реализация развивающего потенциала основного общего  образования, в связи с этим aктуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядрa образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, позволяет осуществлять в нашем лицее процесс обучения, ориентированный на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс на этапе введения Стандарта.
Субъектом сопровождения  являются: взрослые (педагоги, родители) и обучающиеся 1-11 классов Донецкого многопрофильного лицея № 1.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Сегодня главной целью образования становится формирование профессионально и социально компетентной личности способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.

Модель психологического сопровождения сопровождения разработана в рамках основной образовательной программы основного общего образования Донецкого МПЛ №1. Общий контроль за реализацией модели психологического сопровождения осуществляет директор лицея. Текущий контроль возлагается на заместителей директора школы по УВР и ВР. Промежуточные результаты работы анализируются на совещаниях и педагогических советах при директоре школы согласно плану работы.
В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы: — администрация школы, — классные руководители, — медицинский работник школы, — практический психолог, педагог-организатор, -педагоги.
Реализация модели психолого-педагогического сопровождения осуществляется в период 2015 – 2017 учебного года.

Принципы модели психологического сопровождения:
— научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик;

— системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;
— комплексность — совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, практического психолога, педагога-организатора, администрации и др.;
— превентивность — обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;
— открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников районного отдела образования; 
— технологичность —  использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе;

Цель: Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса на этапе введения Республиканского государственного образовательного стандарта.

Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе внедрения Стандарта;

2. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.
3. Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования универсальных учебныхдействий у обучающихся  младшего школьного возраста и обучающихся основной школы.
4. Сопровождение обучающихся в условиях основной школы: 
— адаптации к новым условиям обучении; 
— поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; 
— помощь в решении проблем социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута; 
— формирование жизненных навыков;
— формирование навыков позитивного коммуникативного общения;  
— профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы;  
— помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика дезадаптивного и девиантного поведения;
— предпрофильная  подготовка и профессиональная ориентация; 
— сопровождение одаренных обучающихся, детей «группы риска», обучающихся, находящихся под опекой.
5. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.
6. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким учащимся.

Эти задачи может и должна решать психологическая наука и практика. Психология, психологические исследования сегодня востребованы всемисферами социально-культурной деятельности человека. Эти проблемы  поворачивают нас лицом к субъективности человека. Индивидуальность, внутренний мир, самость, самовосприятие — вот основные ключи развития личности гражданина суверенной республики. Сегодня в психологии речь должна идти о сущности самого человека — его саморазвитии. Таким образом, психология должна стать стержнем проектирования нового образования. Психологизация всех его уровней — корень успешной реализации этого процесса.

Психологизация образовательного процесса – это систематическое применение психологических знаний, технологий, методов и приемов в деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса в целях успешной модернизации национальной системы образования.[3].

Основными способами психологизации образовательной среды являются действия по повышению уровня психологической культуры и компетентности субъектов учебно-воспитательного процесса, в том числе семьи.

Разработаны научно-практические модели, в этом контексте.  1. «Психологическая модель успешной модернизации национальной системы образования», которая включает основные пути решения поставленных проблем (социальный заказ общества, совместная деятельность государственных и общественных объединений), указаны конечные результаты. 2. «Развитие психологической культуры и компетентности», содержащая 3 основные сферы (государственной структуры, образовательных учреждений и семьи). Основными методологическими принципами моделей являются гуманизации, ресурсосообразности, комплексности, интегративности, непрерывности. Все это позволит повысить психологическую компетентность всех субъектов образовательного процесса, систематизировать и скоординировать их деятельность в процессе психологического обеспечения.  [3].

Любая концепция должна основываться на определенной научной основе, идее. С нашей точки зрения, ее основной лейтмотив — это личностно-ориентированное образование, направленное на развитие индивидуальности и потенциала всех субъектов образования. Именно оно формирует самостоятельность, способствует самореализации, что формирует человеческое достоинство и самодостаточность. Результатами внедрения моделей мы в перспективе видим следующее.

В стратегическом плане:

Развитие социально ответственной, самодостаточной личности с позитивным духовно-нравственным мировоззрением, с высокими уровнями интеллектуально-творческой активности и адаптационных способностей.

В тактическом плане:

  Знания, умения, навыки в области психических закономерностей и способов саморазвития, саморегуляции и адаптации.

  Культура общения

  Личностно-профессиональная компетентность

  Этно-культурная толерантность

  Социально-психологическое благополучие.

В процессе психологического сопровождения введения новых стандартов образования и психологизации образовательного процесса целью работы психолога становится — создание социальнопсихологических условий для развития и успешного обучения детей.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

— создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении;

— систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;

— формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию, самоопределению и самовосприятию.

Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения введения стандартов остаются прежними и включают в себя:

Профилaктика — предупреждение возникновения явлений дезaдaптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрaстных и индивидуальных особенностей.

Диaгностика индивидуальная и групповая (скрининг) — выявление наиболее вaжных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.

Консультирование (индивидуальное и групповое) — оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

Развивающая работа (индивидуальная и групповая) — формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

Составление индивидуального образовательного маршрута — комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.

Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) организация работы, прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

Психологическое просвещение и образование детей и взрослых -формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).

Психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей и педагогов.

Профилактическая работа с детьми проводится с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей. Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы. Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу. Консультирование детей (помощь в решении проблем).

Сопровождение педагогов направлено на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу.

Работа с родителями направлена на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям. Выстраивание эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений. Консультирование родителей по результатам диагностики

Только при таком условии возможно целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и реализация требований нового стандарта начального общего образования и проектируемых последующих ступеней.

Наряду с предметными компетенциями первостепенную роль начинают играть четыре основные группы результатов:

1. Коммуникативные универсальные учебные действия — обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

2. Регулятивные универсальные учебные действия — обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся: целеопределение; планирование; прогнозирование;

контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция;

оценка; волевая саморегуляция.

3. Познавательные универсальные учебные действия — включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

4. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности выделяют три вида личностных действий:

1. Самоопределение.

Формирование основ гражданской идентичности личности:

— чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них.

— осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина своей Родины.

Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

— ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

Развитие Я-концепции и самооценки личности:

— формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

 2. Смыслообразование.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности:

— развития познавательных интересов, учебных мотивов.

— формирование мотивов достижения и социального признания.

— мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

3. Нравственно-этическая ориентация

Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

— формирование единого, целостного образа мира и разнообразия культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

— ориентацию в нравственном содержании и смысле как развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

— знание основных моральных норма (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

— формирование моральной самооценки;

— развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

— формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни;

— формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

К окончанию учащимися младшей школы в сфере личностных универсальных учебных действий у них должны быть сформированы:

Внутренняя позиция школьника;

Личностная мотивация учебной деятельности;

Ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

Основные направления психологического сопровождения обучающихся в рамках введения Стандарта.
1. Профилактическое направление.
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся,  разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Психопрофилактическая работа — обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
· разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
· предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
2. Диагностическое направление.
Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
Диагностика может быть индивидуальной и групповой.
Этапы индивидуальной диагностики:
— изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
— формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);
— разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
3. Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители).
Индивидуальное консультирование — оказание помощи и создание условий для развития личности,  способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
Групповое консультирование — информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
4. Развивающее направление.
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) — формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционное направление.
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего  с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
Направлено на: уменьшения степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.
6.Просветительско-образовательное направление.
Психологическое просвещение и образование — формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Так же приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
7.Профориентационное направление.
Психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.

Формы работы психологического сопровождения в рамках введения Стандарта при решении задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не могут быть ограничены областью непосредственного взаимодействия практического психолога с учащимся. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса.
Работа с обучающимися:
— Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие  формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
— Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных учащихся, находящихся под опекой  и организация индивидуальной  или групповой коррекционно-развивающей работы.
— Проведение тренингов  с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.
—   Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).
— Профориентационная работа. Большое внимание при сопровождении учащихся  к социально-профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профиля, с учетом возрастных особенностей учащихся, проведение элективных курсов «Учимся выбирать» (8 класс), «Хочу быть успешным» (9 класс), «Мир профессий» (9 класс), проведение групповых  занятий по профориентации учащихся (тренинги, деловые игры, профессиональные пробы).
— Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.
При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения, профнаправленность учащихся среднего звена и профориентацияучащихся старшей школы.

Работа с педагогами и другими работниками школы:
— Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем психо-эмоционального выгорания, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами.
— Консультирование учителей по вопросам совершенствования образовательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).
— Проведение семинаров, практических занятий, лекций.
Ожидания и достигаемые цели: просветительная работа, информация по вопросам личностного роста. Диагностический материал, создание комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Индивидуальное проведение диагностических мероприятий.  Повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания психолого-педагогических кадров

Работа с родителями.
— Консультирование  родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию  подростков к средней школе, посвященное

психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.
— Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической  деятельности.
— Проведение бесед,  лекций, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей, учитывая их возрастные и личностные особенности.

Выводы:

— Переход на новый образовательный стандарт требует обновления научно-методических комплектов и методов обучения для реализации системно- деятельностного подхода. Меняется вся система обучения. Меняются формы организации урока. Основное внимание будет уделяться развитию личности ребенка, учащиеся будут выполнять различные проектные, исследовательские работы и т.д. К этому психологически должны быть готовы все субъекты образовательного процесса. Задача практического психолога им в этом помочь. 
— Сопровождение образовательной деятельности в учреждении должно осуществляться целой группой специалистов-психологов. Речь идет о создании психологической службы в образовательных учреждениях.

— При осуществлении психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в младшей школе необходимо помнить о наличии функциональной ассиметрии головного мозга у дошкольников. Как известно, указанные предпосылки существуют уже при рождении. Но развитие того или иного полушария, несмотря на генетическую предрасположенность к доминированию, связано с особенностями образования и развития. В связи с этим психологу необходимо проводить активную просветительскую работу по проблеме использования в работе с дошкольниками адекватных возрасту методов и методик работы.

— Осуществляя переход к новым образовательным стандартам, психологам необходимо в рамках коррекционно-развивающей работы уделять большое внимание стрессоустойчивости каждого участника образовательного процесса. Ведь наша главная задача — сохранение здоровья (как психического, так и физического).
Психолог выходит "из-за кулис" на общеобразовательную сцену главным действующим лицом.Это конечно повышает наш рейтинг, т.к. ожидаемые результаты — сверхсовершенная модель выпускника начальной школы.

— Участие практических психологов в инновационной работе объективно приводит к развитию психологической службы в школе. Как результат – психологи постоянно сталкиваются с необходимостью создания или совершенствования модели своей деятельности.
— Актуальность этих направлений вызвана утверждением Республиканскогоого государственного стандарта начального общего образования, а также скорым введением аналогичных стандартов для основного и полного среднего общего образования. Эти стандарты ориентированы на привитие ученикам предметных, метапредметных и личностных компетенций. Особую тревогу вызывает судьба метапредметных компетенций. Дело в том, что данный аспект развития учеников в процессе обучении еще мало проработан в традиционной педагогике. Определенные достижения в решении этой проблемы есть в теории развивающего обучения.
— Практика развивающего обучения показывает, что необходима длительная и кропотливая работа практического психолога с учителем по анализу условий и результатов развития ученика в реальном учебно-воспитательном процессе. — — —-

— Очевидно, что необходимо поднять на более высокий уровень психологическую подготовку учителей. Значит, и на качественно более высокий уровень должно подняться взаимодействие практического психолога с учителем в деле организации учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемые результаты модели психологического сопровождения введения Республиканского государственного образовательного стандарта:

— Активное включение в образовательный процесс всех категорий обучающихся.

— Создание мониторинга психологического статуса обучающегося.

— Разработанные рекомендации помогут оказать помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся и педагогов школы, будут способствовать их личностному росту.

— Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей обучающихся.

— Своевременное выявление затруднений участников образовательного процесса при переходе на новый Республиканский государственный образовательный стандарт .

— Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.

Литература:

1. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2015-2017 гг.

http://donippo.blogspot.com – Донецкий республиканский институт

дополнительного педагогического образования.

2. Интернет-ресурс: http://zolotistorinki.in.ua Открытый университет

инновационной педагогики и электронный журнал «Золотые страницы

образования».

3. Намазбаева Ж.И., Каракулова З.Ш., Садыкова А.Б., Сейдулаев К. Б.  Развитие

личности в процессе психологизации современного образования. Монография.

Алматы: Издательство «Ұлағат» КазНПУ им.Абая, 2013.  – 272 с.

4.     Колмогорова Л.С. Возрастные возможности и особенности становления

психологической культуры учащихся: дис. д-ра психол. наук. –М., 2001. –385 с.

5.     Холодная, М.А. Когнитивные стили. СПб.: Питер, 2004. – 384 с.

7. Некрасова И.Н. заведующий кафедрой менеджмента образования и психологии

Донецкого ИППО, кандидат психологических наук, доцент.

Статья «Психологическое сопровождение перехода на новые образовательные

стандарты» с.17-23. Журнал «Педагогическая сокровищница Донетчины»

№ 12015.

7. Журнал «Педагогическая сокровищница Донетчины» № 12015.

http://makemc.org/doc/golovna/ped_sokr.pdf.

Интересный материал? Поделиться с другими:
Всё для учителя