«Как научить школьника применять исторические знания в реальной жизни»
« Читать-это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное»
К.Д. Ушинский
«Формирование и развитие аналитических компетенций» « История с пользой для жизни»
- ФГОС дает нам точные ориентиры, чему наши ученики должны научиться с 5 по 9 класс:
- Уметь определять последовательность событий;
- Уметь выявлять особенности развития культуры;
- Овладевать историческими понятиями и уметь их использовать;
- Уметь рассказывать об исторических событиях, выявлять характерные черты и признаки событий;
- Уметь устанавливать причинно-следственные связи;
- Уметь определять и аргументировать точку зрения;
- Уметь различать типы исторических источников;
- Уметь находить и критически анализировать исторические источники разных типов;
- Уметь читать и анализировать историческую карту(схему);
- Уметь анализировать различные источники информации, искать информацию в Интернете;
«Читать–это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное–вот в чем главное»
К. Д. Ушинский
ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ
ТЕКСТ УЧЕБНИКА
ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
КАРТА, ИЛЛЮСТРАЦИИ,
ГРАФИКИ, ТАБЛИЦЫ
При изучении истории формируется такой элемент функциональной грамотности как читательская грамотность
Читательская грамотность – это… 1. способность выразительно читать текст, не допуская ошибок и искажения слов; 2. способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; 3. способность быстро прочитать любой текст, понять его тему и основной смысл и передать их в кратком или развёрнутом пересказе; 4. способность самостоятельно составлять тексты разных жанров, соблюдая нормы русского литературного языка.
Расположите читательские умения по мере их усложнения и углубления.
- Интегрировать и интерпретировать информацию.
2. Находить информацию в тексте, извлекать требуемую информацию.
3. Осмыслять и оценивать содержание и форму текста.
Технологии развития критического мышления
Критическое мышление –
это один из видов интеллектуальной деятельности человека,
который характеризуется высоким
уровнем восприятия, понимания,
объективности подхода к окружающему
его информационному полю.
Технология развития критического мышления включает в себя:
стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии
1. Актуализация имеющихся знаний
2. Пробуждение интереса к получению учеником
1. Активное получение новой информации
2. Осмысление новой информации, соотнесение ее с собственными знаниями.
новой информации
1. Размышление, рождение нового знания
3. Обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний
3. Корректировка учеником собственных целей
2. Выработка собственного отношения к новому знанию.
3. Обмен идеями
4. Постановка учеником новых, собственных целей обучения (новый вызов)
А как развивать в ребенке
навыки критического мышления?
Какие приемы и технологии
использовать?
Ромашка Блума – это один из приемов технологии развития критического мышления, система вопросов, основанная на теории Б. Блума. Этот прием основан на работе с текстом. Главным в работе с текстом является осмысление информации.
Если я правильно понял, то
Что? Когда? Где? Как?
Почему что-то хорошо?
А что-то плохо?
Как бы вы поступили на месте героя рассказа?
Как вы думаете?
Что будет?
Почему?
Варианты использования «Ромашки Блума»
• Вопросы формулирует сам учитель .
• Вопросы формулируют сами учащиеся .
Кубик Блума представляет собой обычный кубик, на гранях которого написаны определенные вопросы: назови, объясни, почему, придумай, поделись и предложи. Эти опорные фразы, которые позволяют сориентироваться ребенку для формулирования правильного ответа.
Креативное мышление
В понятие креативности входит как умение
нестандартно решать проблемы,
так и способность достигать целей,
находить выход из сложных ситуаций,
используя обстановку, предметы
и обстоятельства каким-то необычным образом.
Современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний учащимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Думаю, что нам необходимо помнить, что выйдя за порог школы, подросток воспользуется полученным опытом и сможет реализовать себя, опираясь на него.
«Ученик –это не сосуд, который, нужно наполнить, а факел который надо зажечь, а зажечь может лишь тот , кто сам горит». Наше педагогическое « горение» в том, в том, чтобы в ученике видеть, прежде всего, человека, человека свободного, раскрепощенного и ответственного. И желаю всем « гореть» самим и «зажигать» сердца наших детей.