Правовой турнир

«Школалицей №5»

Открытый классный час

«Правовой турнир»

(в рамках правовой декады«Құқықтық сана – қауымға пана»)

Классный руководитель: Амангелді Қ.Б.

Класс: 9 «А»

г. Шалкар

2021 — 2022 учебный год

«ПРАВОВОЙ ТУРНИР»

Командная игра.

Цель: развитие нравственно — правовых знаний, воспитание правовой культуры учащихся через игру, сплочение детского коллектива, обеспечение внеурочной занятости детей

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями, жетоны, красный ящик с содержимым.

Участники игры: учащиеся 9 «А» класса

Условия игры: участвуют 3 команды, побеждает команда, набравшая наибольшее количество жетонов; победители награждаются с номинацией «Правовед», проигравшие – с номинацией « Знаток права».

Ход мероприятия

-Добрый день, дорогие ученики и уважаемые гости! Правовая декада стала традиционным в нашей школе. Правовые знания нужны нам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейский ситуациях, имеющих юридический смысл. На уроках истории и обществознания вы изучали основы права, и сегодня мы проводим «Правовой турнир», цель которого: права, обязанности и ответственность подростков
В правовом турнире участвуют команды. Им было дано задание: придумать название своей команде и выбрать капитана. 

Представление команд.

I. Конкурс «Разминка»

Каждой команде предлагается по 5 вопросов. На обдумывание дается 30 секунд.

За каждый правильный ответ даются жетоны

Вопросы первой команде:

  1. Глава государства (президент)

  2. Когда была принята Конституция РК (30 августа 1995 года)

  1. Что такое Декларация? (Правовой документ, имеющий силу рекомендации)

  2. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? 

(Уголовной ответственности подле­жат все граждане, которым до совершения преступления — исполнилось 16 лет. По ряду преступлений закон преду­сматривает уголовную ответственность с 14 лет.)

  1. Что такое право? 

(Пра­во — совокупность установленных государством прав, регулирующих

общественные отношения между людьми. 

Вопросы второй команде:

  1. Глава области (аким)

  2. Что такое преступление? 

(Общественно опасное, проти­воправное и наказуемое деяние.)

  1. Что такое Конвенция? 

(Международное соглашение по какому-то специальному во­просу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему при­соединились)

  1. С какого года казахстанцы отмечают праздник первого президента РК? (2012)

  2. Что такое алиби? 

(В уголовном процессе — обстоятель­ство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент пре­ступления находился в другом месте.) 

II.Конкурс "Конституционные термины".

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РК, идёт речь. Команде даётся 5 подсказок, ответ с1-й — 5 жетонов, со 2-й- 4 жетонов и т. д.

1 термин: (конституция)

— крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,

-одно из значений — построение;

-в биологии — индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

-на латинском — установление;

-в политике — основной закон государства;

2 термин: (государство)

-имеет свою структуру;

-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

-появилось в глубокой древности;

-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 термин (республика)

-возникла в Древней Италии;

-на латыни — общественное дело;

-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

-это форма правления;

-бывает парламентской и президентской;

4 термин (налог)

— устанавливает государство;

-в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

-при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

-идёт на содержание госструктур, армию, образование;

-В Конституции каждый обязан их платить.

III. Конкурс капитанов «Юридическая консультация»

Приглашаются капитаны команд, которые исполняют роль работников юридической консультации. Их за­дача — дать юридически обоснованный совет, как разрешить ситуацию. За каждую правильную разрешенную си­туацию команды получают по 2 жетона

Ситуация 1. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? (Предупреждение в первый раз. Во второй раз задержание)

Ситуация 2. Безработные С. и К. выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались, кричали и приставали к прохожим. Какие правонарушения они соверши­ли. Нормы какой отрасли права были нарушены? (Хулиганство, административное право.) 

Ситуация 3. В каких случаях применяется административный арест: за мелкое хулиганство; за злостное хулиганство; за нанесе­ние тяжких телесных повреждений; за кражу имущества; за зло­стное неповиновение милиционеру? (За мелкое хулиганство.)

Ситуация 4. Двенадцатилетний Сергей находился дома один. Раздался звонок, и мальчик, ожидавший приход друга, открыл дверь. На пороге стояли мужчина и женщина, которые попросили разрешения позвонить по телефону. Сергей проводил их на кухню. Там его сильно ударили по голове и завязали глаза и рот. Незваные гости быстро собрали деньги, ценные вещи и на­правились к выходу. В дверях они столкнулись с другом Сергея, который держал на поводке собаку. Овчарка схватила мужчину за руку, прокусив ему сухожилие и вену. На шум отозвались соседи. Правонарушители были задержаны. На суде они подали встречный иск в связи с причинением мужчине тяжких телесных повреждений. Какие преступления были совершены в данной ситуации? Будет ли удовлетворен встречный иск обвиняемого? (Кража, встречный иск удовлетворен не будет.)

IV. Конкурс «Юридическая ответственность»

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: 

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). 
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность 
наступает с 14 лет. 
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы. 
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины. 
4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Выступление инспектора по делам несовершеннолетних. Ребятам было рассказано о преступлениях, которые совершаются подростками в нашем городе и существующем наказании.

Задания для учащихся. 
1. Разбор ситуации:
 
№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? «Разбил мячом окно. (Гражданская)»
№2.
Ученик 10 А класса после первого урока, во время перемены пошел в магазин купить ручку, но в магазине была очередь, купив ручку он вернулся обратно в школу, но в этот момент уже заканчивался второй урок и он зашел на третий урок. Какое правонарушение совершил ученик? Совершил прогул в школе (Дисциплинарная) 
№3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? «Совершил кражу мобильного телефона. (Уголовная)» 
№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. 
Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать? Нецензурно выражался в общественном месте. (Административное)

Итог урока

В XIX веке Ф.М.Достоевский сказал: "Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка" так давайте научимся уважать себя и других. И помните, что с уважением говорят только о тех людях, которые знают законы и живут в соответствии с ними.

Интересный материал? Поделиться с другими:
Всё для учителя