Портрет в скульптуре

План — конспект

Класс: 6

Тема урока: «Портрет в скульптуре»

Учитель: Исаова Х.А.

МБОУ СОШ№2 с.Кизляр Моздокского района РСО-Алания.

Цель: Познакомить учащихся с разновидностями портрета в скульптуре, с выразительными возможностями скульптуры.

Задачи:

Образовательная — Учить создавать портрет человека из пластилина, соблюдая пропорции и добиваясь сходства.

Развивающая — развивать пространственное мышление, зрительную память, глазомер, творческую и познавательную активность.

Воспитательная — формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.

Методы и методические приемы:

-словесные — изложение материала в виде беседы;

-наглядные — демонстрация наглядного материала при объяснении выполнения практической работы;

-практические — показ приемов выполнения портрета в скульптуре на образце.

Оборудование:

Для учащихся — клеенка, пластилин, стеки, заготовка для каркаса головы:

Для учителя: — то же, репродукции скульптур — портретов, плакат с изображением головы человека, плакат «пропорции лица человека»,проектор,интерактивная доска, презентация.

План урока

  1. Организационный момент-1мин.

  2. Сообщение тема урока-3мин.

  3. Изучение нового материала- 9мин.

  4. Постановка художественной задачи-5мин.

  5. Практическое выполнение задания-25 мин.

  6. Итог урока-2мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

1.Приветствие.

Учитель. Чувство прекрасного в мире как бы заложено в «программу» жизни. Оно в человеческой природе, так же как любовь, добро, стремление к справедливости. Это чувство может развиваться, а может быть, и приглушено, деформировано и почти утрачено при неблагоприятных условиях. Это чувство может во многом определять характер действия человека, его отношения к жизни, к самому себе и другим людям. Вот поэтому, в школе есть такой замечательный урок — изобразительное искусство, где вновь и вновь мы можем встретиться с прекрасным, пережить чудесные минуты эстетического наслаждения.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Сообщение темы урока.

Учитель. На предыдущих уроках вы узнали о пропорциях человеческой фигуры и лица, научились рисовать голову человека. Сможете ли вы полученные знания и умения применить при лепке портрета человека? Сегодня на уроке мы это проверим.

  1. Изучение нового материала.

Учитель. Вглядитесь внимательно в портретные скульптурные образы, представленные на классной доске и страницах учебника. Вероятно, вам более знакома монументальная скульптура, то есть памятники, которые поставлены в честь великих людей. В этих торжественных и величественных, иногда скорбных произведениях портретный образ выражен всей постановкой фигуры, ее силуэтом и жестом, размещением в пространстве и соотношением с окружением. Однако есть другой вид скульптуры, когда скульптурное изображение приближено к нам и мы можем заглянуть в лицо, почувствовать характер и жизненную правдивость образа. Это камерная скульптура.

Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твердых материалов. Впоследствии скульптурами стали называть и сами произведения этого вида искусства.

Скульптура бывает «круглой» (ее можно обозревать со всех сторон) и рельефной.

Изображая человека в круглой скульптуре, скульптор может ограничиться только маской, то есть только лицом, головой без затылка, может изваять голову или погрудный бюст с плечами. При этом подставке бюста может быть придана самая разнообразная форма. Изображение человека по пояс называется полуфигурой, а изображение во весь рост — статуей. Многофигурная композиция называется скульптурной группой.

Рельеф — это скульптурное изображение на плоскости, хорошо обозреваемое только с одной стороны. Здесь фигуры могут быть помещены на каком-то изобразительном фоне. Различаются два вида рельефа: когда фигуры выступают из плоскости фона менее чем на половину своего объема, он называется барельефом; когда фигуры выступают более чем на половину, он называется горельефом.

В живописи или графике, изображая человека, художник воспроизводит обстановку, в которой тот находиться. Воздух, пространство, различные окружающие предметы участвуют в формировании создаваемого художником образа. В скульптуре этой возможности художник полностью лишен, здесь все должно быть выражено самой фигурой, ее движением.

В отличие от всех рассмотренных видов изобразительного искусства, когда видимый мир передавался на плоскости, в скульптуре главное выразительное средство — объемная форма. Это и дает возможность при ее создании использовать такие долговечные материалы, как дерево, металл, камень.

Материал играет огромную роль в создании образа. Его особенности и свойства подсказывают художнику возможности выразительного решения.

В изображении, созданном из камня, сама его твердость, сколотость каменных граней обязательно станут существенной характеристикой портрета.

В изображении, созданном из пластилина или глины, красота и выразительность рождаются благодаря пластичности, податливости материала.

IV. Постановка художественной задачи!

Задание. Вам предстоит сделать скульптурный портрет человека. Это может быть персонаж произведения, изучаемого на уроке литературы или придуманный образ. В любом случае будет неинтересно, если все станут лепить одно и то же.

Для выполнения задания потребуется пластилин. Лепить надо на подставке — пластиковой или какой-либо другой дощечке. Хорошо иметь стеки (специальные плоские и неострые ножики для работы с пластилином) и тряпку для вытирания рук. А еще можно использовать небольшую цилиндрическую банку (например, из-под кофе) и смятый в плотный шар лист бумаги, который надо будет втиснуть в горлышко банки. Этот неожиданный для урока предмет послужит каркасом и сильно упростит техническую сторону работы.

Тщательно облепите каркас пластилином так, чтобы получилась общая форма головы. Нижняя часть банки останется в качестве шеи. Найдите соотношение лицевого и черепного объемов, подумайте, какими будут волосы, головной убор. Главный принцип вашей работы — идти от общего к частному и помнить о симметрии. Не бойтесь упрощать форму, не мельчите ее. Упростить — значит не обеднить форму, а лишь подчеркнуть выразительность, опустив малозначительные детали. Ваши пальцы мнут форму, вдавливая и выдавливая из нее необходимые детали, где-то мягкие по очертаниям, а где-то резкие, определенные. Хотя вы наращиваете форму головы прибавлением новых кусков пластилина, следите за цельностью формы, чтобы у вас не получались отдельно прилепленные детали. Не забывайте смотреть на свою работу с разных сторон. Думайте о своем персонаже, мысленно как бы превращаясь в него. Главное — понять меру проработки деталей, чтобы не потерять выразительность образа.

V. Практическое выполнение задания.

При лепке головы перед скульптором стоят те же задачи, что и при лепке других предметов.

Во всех случаях пластический язык скульптуры должен быть подчинен передаче объемно-пространственной характеристике предмета. Поэтому для того чтобы эта характеристика была точной, необходимо изучить строение предмета, определить его главные составляющие части, их взаимосвязь и взаимозависимость.

При лепке головы последовательно решаются задачи:

  1. нахождение расположения частей в пространстве

(движение);

  1. нахождение их относительных размеров (пропорции);

  2. нахождение формы (лепка в собственном смысле слова).

Я рекомендую вам вылепить голову во фронтальном положении, то есть без поворота или другого движения. В процессе лепки обращайте внимание на части, имеющие основное пластическое значение: лоб, затылок, виски и т. п.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  1. контроль        организации рабочего места;

  2. контроль        правильности выполнения приемов работы;

  3. оказание        помощи учащимся, испытывающим затруднения;

  4. контроль        объема и качества выполненной работы.

VI. Итог урока.

1. Выставка портретов из пластилина.

Учитель. Давайте посмотрим на ваши первые скульптурные портреты.

Авторы рассказывают о своих замыслах и их воплощении.

2.Заключительное слово.

Учитель. Несмотря на то, что это первые ваши скульптурные портреты, можно сказать, творческие пробы, хочется отметить, что вы сумели в лучших работах передать характерные особенности внешности литературных героев, соблюсти пропорции человеческой головы. Поэтому портреты получились законченными, выразительными, индивидуальными.

Динамическая пауза:во время занятия.

Домашняя работа: описать внешность и характер полюбившегося литературного  героя.

Интересный материал? Поделиться с другими:
Всё для учителя