Политико-правовой клуб «Полис»

Введение

В условиях модернизации российского образования проблема гражданского воспитания молодежи становится одной из актуальнейших сегодня. Она ныне обретает новые подходы и критерии и является составной частью целостного процесса социальной адаптации и жизненного самоопределения личности.

В связи с этим стержнем воспитания теперь является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, активной гражданской позиции обучающихся.

Мы должны ориентировать подростка на развитие обществоведческого мышления, на понимание им социальных проблем и явлений, на формирование общественно значимых мотивов, а также на развитие потребности в изучении общественной жизни через активное участие в ней.

Этому не так просто научить современного школьника, нужны нетрадиционные подходы и методики.

Существенным фактором гражданского становления подростка является его активная социализация. В процессе социализации молодой человек должен познать и принять требования общества, а результатом этого процесса является формирование сознания причастности к обществу и способности к успешному осуществлению социальных ролей. Однако навыки решения социально значимых проблем трудно выработать на обычных уроках. Эти навыки более эффективно осваиваются в ходе социальной практики. Она позволяет формировать у обучающихся способности брать на себя ответственность, активно участвовать в совместном принятии решений, в различных видах социального проектирования, в цивилизованном разрешении конфликтов.

Создание системы работы по гражданскому становлению и социализации личности

Исследовательский проект

Объект исследования:

Учебно-воспитательный процесс гимназии в свете гражданского образования и воспитания.

Предмет исследования:

Содержание образовательных и воспитательных программ, организационные формы, педагогические технологии.

Обоснование проекта и анализ ситуации

Становлению демократического государства, преодолению кризисных процессов в России, ее развитию на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности, приобщению к содружеству цивилизованных государств этому способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России.

Сегодня обществознание все отчетливее ориентируется на формирование гражданских позиций личности, уважения к правам и свободам человека, включая свободу выбора убеждений, толерантности к отличным от собственных позиций и взглядов.

Мы думаем, что назрела необходимость создания новой системы, использование новых технологий, которые бы способствовали гражданскому становлению и социализации личности и в учебной и во внеклассной деятельности.

Систематически отслеживая климат на уроках, мы увидели проблемы среди гимназистов и среди родителей, педагогов:

  • Не умеют критически мыслить и действовать для изменения социальной действительности; не умеют грамотно отстаивать свою точку зрения, вести диалог;

  • Не умеют руководствоваться демократическими ценностями, не имеют навыков и достаточных знаний гражданского поведения.

Концепция проекта

Реализация идей гражданского образования и воспитания дает возможность:

  1. Решать эти проблемы;

  2. Создать условия для освоения учениками роли гражданина;

  3. Овладеть навыками гражданского поведения в процессе социализации личности.

Для успешного решения этих проблем необходимо создание системы гражданского образования и воспитания, что будет способствовать гражданскому становлению личности ученика. Поэтому, цель данного проекта – создание системы гражданского становления и социализации личности гимназиста.

Задачи проекта

  1. Формирование у школьников умения применять полученные знания для определения собственной позиции в общественно-политической и социально-экономической жизни.

  2. Сотрудничество педагогов, родителей, учащихся по освоению идей гражданского образования и применению их в социально значимой деятельности.

  3. Изучение и освоение познавательных и практических задач, ситуаций.

Механизмы реализации проекта

Реализация проекта осуществляется через работу кафедры социально-гуманитарных дисциплин:

  • Обобщение опыта, использование коммуникативных методик обучения (педагогические чтения);

  • Использование современных информационных технологий в общеобразовательном процессе для повышения качества образования;

  • Интерактивные методики в учебной и внеклассной работе (обучающие семинары);

  • Здоровьесберегающие технологии обучения (круглый стол);

  • Участие педагогов в международных конкурсах, всероссийских акциях по гражданскому воспитанию;

  • Освоение новых технологий обучения и воспитания «дебаты», «выборы», «гражданин»;

с учащимися:

  • Совместное планирование деятельности;

  • Уроки обществознания и истории;

  • Создание политико-правового клуба для старшеклассников;

  • Проектная деятельность учащихся;

  • Профессиональная ориентация учащихся в условиях современного рынка труда;

  • Участие в конкурсах и олимпиадах, различного уровня от гимназических до международных по вопросам гражданского образования;

с родителями:

  • Участие родителей в заседаниях и проводимых мероприятиях клуба.

Ожидаемые результаты

  1. Наличие эффективной самодеятельной внеурочной деятельности учащихся;

  2. Повышение уровня гражданской культуры выпускников и всех участников образовательного процесса;

  3. Участие детей, учителей, родителей в отслеживании результатов проектной деятельности (наблюдение, вовлечение, анализ);

  4. Формирование партнерских отношений, проявление навыков гражданского поведения (наблюдение);

  5. Реализация новых продуктивных методов обучения и воспитания (накопление и обобщение опыта).

Ресурсы проекта

Внутренние ресурсы:

  • Кафедра социально-гуманитарных дисциплин;

  • Политико-правовой клуб;

  • Учащиеся 5-11 классов;

Технические ресурсы:

  • Сеть персональных компьютеров;

  • Видеокамера;

  • Фотоаппараты;

Информационные ресурсы:

  • Учебная, методическая, научная литература по вопросам гражданского образования и воспитания;

  • Интернет;

  • Библиотеки улуса;

Критерии оценки успешности реализации проекта

  1. Социализация учащихся;

  2. Проекты по конкретным вопросам и проблемам гражданского образования и воспитания;

  3. Деятельность клуба;

  4. Гражданская культура всех участников образовательного процесса и выпускников;

  5. Использование продуктивных методов обучения и воспитания.

Продолжительность проекта

5 лет.

Место осуществления проекта

МБОУ «Чурапчинская гимназия им. С.К.Макарова»

Исполнители проекта

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин; ученики, родители, администрация.

Формы работы:

  1. Правовое образование

— уроки обществознания;

— спецкурс по основам права по учебнику Певцова;

-посещение суда, налоговой, судебных приставов;

-встречи и беседы;

2. Ораторское искусство

3. Дебаты, диспуты, круглые столы и т.д.

Интересный материал? Поделиться с другими:
Всё для учителя