Введение
В условиях модернизации российского образования проблема гражданского воспитания молодежи становится одной из актуальнейших сегодня. Она ныне обретает новые подходы и критерии и является составной частью целостного процесса социальной адаптации и жизненного самоопределения личности.
В связи с этим стержнем воспитания теперь является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, активной гражданской позиции обучающихся.
Мы должны ориентировать подростка на развитие обществоведческого мышления, на понимание им социальных проблем и явлений, на формирование общественно значимых мотивов, а также на развитие потребности в изучении общественной жизни через активное участие в ней.
Этому не так просто научить современного школьника, нужны нетрадиционные подходы и методики.
Существенным фактором гражданского становления подростка является его активная социализация. В процессе социализации молодой человек должен познать и принять требования общества, а результатом этого процесса является формирование сознания причастности к обществу и способности к успешному осуществлению социальных ролей. Однако навыки решения социально значимых проблем трудно выработать на обычных уроках. Эти навыки более эффективно осваиваются в ходе социальной практики. Она позволяет формировать у обучающихся способности брать на себя ответственность, активно участвовать в совместном принятии решений, в различных видах социального проектирования, в цивилизованном разрешении конфликтов.
Создание системы работы по гражданскому становлению и социализации личности
Исследовательский проект
Объект исследования:
Учебно-воспитательный процесс гимназии в свете гражданского образования и воспитания.
Предмет исследования:
Содержание образовательных и воспитательных программ, организационные формы, педагогические технологии.
Обоснование проекта и анализ ситуации
Становлению демократического государства, преодолению кризисных процессов в России, ее развитию на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности, приобщению к содружеству цивилизованных государств этому способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России.
Сегодня обществознание все отчетливее ориентируется на формирование гражданских позиций личности, уважения к правам и свободам человека, включая свободу выбора убеждений, толерантности к отличным от собственных позиций и взглядов.
Мы думаем, что назрела необходимость создания новой системы, использование новых технологий, которые бы способствовали гражданскому становлению и социализации личности и в учебной и во внеклассной деятельности.
Систематически отслеживая климат на уроках, мы увидели проблемы среди гимназистов и среди родителей, педагогов:
-
Не умеют критически мыслить и действовать для изменения социальной действительности; не умеют грамотно отстаивать свою точку зрения, вести диалог;
-
Не умеют руководствоваться демократическими ценностями, не имеют навыков и достаточных знаний гражданского поведения.
Концепция проекта
Реализация идей гражданского образования и воспитания дает возможность:
-
Решать эти проблемы;
-
Создать условия для освоения учениками роли гражданина;
-
Овладеть навыками гражданского поведения в процессе социализации личности.
Для успешного решения этих проблем необходимо создание системы гражданского образования и воспитания, что будет способствовать гражданскому становлению личности ученика. Поэтому, цель данного проекта – создание системы гражданского становления и социализации личности гимназиста.
Задачи проекта
-
Формирование у школьников умения применять полученные знания для определения собственной позиции в общественно-политической и социально-экономической жизни.
-
Сотрудничество педагогов, родителей, учащихся по освоению идей гражданского образования и применению их в социально значимой деятельности.
-
Изучение и освоение познавательных и практических задач, ситуаций.
Механизмы реализации проекта
Реализация проекта осуществляется через работу кафедры социально-гуманитарных дисциплин:
-
Обобщение опыта, использование коммуникативных методик обучения (педагогические чтения);
-
Использование современных информационных технологий в общеобразовательном процессе для повышения качества образования;
-
Интерактивные методики в учебной и внеклассной работе (обучающие семинары);
-
Здоровьесберегающие технологии обучения (круглый стол);
-
Участие педагогов в международных конкурсах, всероссийских акциях по гражданскому воспитанию;
-
Освоение новых технологий обучения и воспитания «дебаты», «выборы», «гражданин»;
с учащимися:
-
Совместное планирование деятельности;
-
Уроки обществознания и истории;
-
Создание политико-правового клуба для старшеклассников;
-
Проектная деятельность учащихся;
-
Профессиональная ориентация учащихся в условиях современного рынка труда;
-
Участие в конкурсах и олимпиадах, различного уровня от гимназических до международных по вопросам гражданского образования;
с родителями:
-
Участие родителей в заседаниях и проводимых мероприятиях клуба.
Ожидаемые результаты
-
Наличие эффективной самодеятельной внеурочной деятельности учащихся;
-
Повышение уровня гражданской культуры выпускников и всех участников образовательного процесса;
-
Участие детей, учителей, родителей в отслеживании результатов проектной деятельности (наблюдение, вовлечение, анализ);
-
Формирование партнерских отношений, проявление навыков гражданского поведения (наблюдение);
-
Реализация новых продуктивных методов обучения и воспитания (накопление и обобщение опыта).
Ресурсы проекта
Внутренние ресурсы:
-
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин;
-
Политико-правовой клуб;
-
Учащиеся 5-11 классов;
Технические ресурсы:
-
Сеть персональных компьютеров;
-
Видеокамера;
-
Фотоаппараты;
Информационные ресурсы:
-
Учебная, методическая, научная литература по вопросам гражданского образования и воспитания;
-
Интернет;
-
Библиотеки улуса;
Критерии оценки успешности реализации проекта
-
Социализация учащихся;
-
Проекты по конкретным вопросам и проблемам гражданского образования и воспитания;
-
Деятельность клуба;
-
Гражданская культура всех участников образовательного процесса и выпускников;
-
Использование продуктивных методов обучения и воспитания.
Продолжительность проекта
5 лет.
Место осуществления проекта
МБОУ «Чурапчинская гимназия им. С.К.Макарова»
Исполнители проекта
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин; ученики, родители, администрация.
Формы работы:
-
Правовое образование
— уроки обществознания;
— спецкурс по основам права по учебнику Певцова;
-посещение суда, налоговой, судебных приставов;
-встречи и беседы;
2. Ораторское искусство
3. Дебаты, диспуты, круглые столы и т.д.