«Организация интерактивного чтения через применение технологии РКМЧП.»
Аксёнова С.Н. учитель французского языка.
Глава 1. Технология развития критического мышления школьников.
1.1. Понятие технологии РКМЧП. Педагогическая технология развития критического мышления школьников посредством чтения и письма известна в России с 1997 года. Она внедрялась в систему образования страны в рамках проекта Института «Открытое общество» под названием «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Сейчас проект реализуется в 29 странах мира и в том числе и в России. Технология РКМЧП предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приёмы технологии, превращает обучение – продвижение от незнания к знанию – в совместный и интересный поиск.
Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Ученики должны научиться рассматривать информацию с разных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности, то есть уметь не только овладеть информацией, но и критически оценить её, осмыслить и применить.
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, cпособен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы.
1.2. Стадии РКМЧП. Как реализовать на практике технологию развития критического мышления? Часто низкая результативность обучения объясняется тем, что учитель строит этот процесс исходя из поставленных им самим целей. При этом подразумевается, что учащиеся примут цели как свои собственные. Однако информация по теме, по которой мы уже что-то знаем, усваивается лучше всего. Таким образом, если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он знает об изучаемом вопросе, это создаст почву для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на стадии вызова.
Стадия вызова, когда учитель дает возможность ученику самому поставить цели обучения. На этой стадии происходит активизация учащихся. Можно предложить учащимся записать известные факты в виде ключевых слов, обсудить в паре или в группе и составить их общий список. Чем больше идей выскажут учащиеся, тем выше будет интерес к изучаемой теме. На этой же стадии происходит систематизация всей информации, полученной в результате свободных высказываний учащихся, выявление противоречий, непроясненных моментов.
Стадия получения новой информации или стадия осмысления содержания. На этом этапе происходит знакомство с новой информацией и её наложение на имеющиеся знания. Учитель имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными на стадии вызова вопросами. Организация работы на этой стадии – стадии осмысления – может быть различной: лекции, рассказ учителя, индивидуальное, парное, групповое прочтение или просмотр видеоматериала. Учитель предлагает для организации работы с текстом различные приемы для активного, вдумчивого чтения – маркировку с использованием различных значков, ведение записей типа бортовых журналов.
На этой фазе учащиеся акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие ранее вопросы, обращают внимание на то, что именно их привлекает в данной теме.
На стадии рефлексии учитель возвращает детей к первоначальным записям-предположениям, они вносят изменения, дополнения, обмениваются мнениями. Учащиеся сводят информацию в таблицы или кластеры, устанавливают причинно-следственные связи между блоками информации, отвечают на поставленные ранее вопросы, затем выполняют творческие, исследовательские или практические задания на основе изученного. Задания могут выполняться как устно, так и письменно. В процессе рефлексии информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. На этой стадии происходит обмен мнениями, также могут быть разрешены возникшие вопросы и сомнения. Некоторые суждения принимаются учениками как собственные, другие вызывают потребность в дискуссии.
В конечном итоге, учитель и его подопечные проводят рефлексию процесса обучения и определяют, достигнуты ли запланированные результаты.
Таким образом, в технологии развития критического мышления урок строится по схеме «вызов – осмысление – рефлексия».
Глава 2. Применение технологии РКМЧП на уроке.
2.1. Методический приём – кластеры. Технология развития критического мышления предлагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока. Один из таких приёмов – это кластер («гроздь»), выделение смысловых единиц и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.
Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Грозди» — графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определенном порядке.
Правила очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре — это наша тема, вокруг нее планеты — крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты — спутники, у спутников — свои спутники.
2.2. Применение кластеров при изучении темы «Швейцария». Например, при изучении темы «Мир франкофонии. Швейцария» работа строится следующим образом:
1)Первый шаг. Просим учащихся предположить, по каким смысловым блокам мы будем изучать данную тему (некоторые основные блоки могут быть предложены учителем). Учащиеся предполагают, что главными вопросами изучаемой темы станут географическое расположение страны, столица и крупные города, достопримечательности, промышленность, культурные традиции, национальные герои. Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание. Распределяем эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы.
2) Второй шаг. Учитель даёт задание обсудить в парах или в группах и сделать предположения о развитии того или иного блока. Информация записывается учащимися.
3) Третий шаг. Для того чтобы разрешить противоречия, возникающие в ходе записи, подтвердить или опровергнуть предположения, расширить знания по данной теме, предлагается аудиотекст «Швейцария». По ходу работы с аудиотекстом (текст прослушивается 2 раза) вносятся исправления в предварительные кластеры, дополнения на основе новой информации, происходит установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам).
4) Четвёртый шаг. Очень важным моментом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями», например: как взаимосвязаны между собой смысловые блоки «города» и «промышленность». Заданием может стать и укрупнение одной или нескольких «гроздей», и выделение новых. Например, задание может звучать так: рассмотрите подробнее материал о культуре и традициях страны и выделите характерные черты жителя Швейцарии. На стадии рефлексии работа с кластерами завершается.
5) Пятый шаг. Учитель может предоставить учащимся возможность продолжить исследование по теме, выполнить творческое задание или сделать проект.
Мы познаем мир лучше, когда действуем. Поэтому урок, на котором применяют навыки графического изложения материала будет интереснее, насыщеннее, продуктивнее. Мы добьёмся пробуждения интереса к данной теме, к исследованию ещё до знакомства с основным материалом.
Заключение.
Таким образом, данные приёмы не только помогают учащимся работать с информационным текстом, но и зримо демонстрируют процесс продвижения от незнания к знанию, делают процесс чтения более осмысленным, помогают выделять основные аспекты в изучаемой информации, формируют умения графически представлять результаты работы с текстом, анализировать, применять данную информацию, увязывая новое знание с уже имеющимися представлениями.
Технология развития критического мышления соответствует требованиям современной жизни, которая устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.
Технология развития критического мышления — это один из способов превратить учение в личностно-ориентированное, т.к. данная технология даёт возможность личностного роста и обращена, прежде всего, к ребёнку и его индивидуальности.
Итак, критическое мышление содействует формированию исследовательской культуры, культуры чтения и общему развитию мыслящей личности. Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.
3