«Повышение мотивации учащихся при работе с текстом на уроках русского языка и литературы» Комплекс стратегий «Я — эксперт»
- -Повышение мотивации уащихся на уроках русского языка и литературы.
- -Большой комплекс работ после прочтения текста, который позволяет проанализировать текст со всех точек зрения.
- -Индивидуальная и групповая работа.
- -Словарная работа, обогащение пассивного и активного словарного запаса учащихся.
- -Повторение грамматического материала.
- -Разнообразие форм ответов: устный, письменный, графическое изображение.
- -Формирование умения делать выводы по содержанию текста.
- -Формирование умения выделять главное и второстепенное.
- -Методы, предусматривающие взаимопомощь в ученическом коллективе.
- -Связь с жизнью, практическое применение знаний.
- -Воспитательный аспект.
- -Самоанализ, самооценка.
« Учение, лишенное всякого интереса, и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить »
Д.К.Ушинский
Цели и задачи проекта: повышение мотивации учащихся путем разнообразия, эффективности и актуальности заданий при работе с текстом
Стратегия 1 «Словарик»
- В.К.Железников «Чучело»
- — нараспашку
- — заплатки
- — гнев
- — траектория
- — травить
- Гнев, заплатки, нараспашку, травить, траектория.
- 1 этап «Словарик» . Учащиеся после прослушивания текста находят новые для них понятия, совместно выясняют их значение и записывают их в алфавитном порядке. В данном задании учащиеся обогащают свой словарный запас путем уяснения новых понятий и повторяют порядок букв в алфавите.
Стратегия 2 «Важные слова»
- 1 группа – отчаяние, шепот, насмешка, прогул, хлюпик
- 2 группа – веселые, милые, беззаботные, железная, бесценные
- 3 группа – кричали, сбивали, прозвали, обступили, смеялись
- Группам дается задания найти по несколько существительных, прилагательных и глаголов, раскрывающих характер героев произведения .
Стратегия 3 «Известное и неизвестное »
- Это задание выполняется устно с использованием голосования. Один из учеников называет известные ему факты, остальные дети, если согласны, голосуют, затем он называет неизвестное ему, также путем голосования поддерживают отвечающего. Могут быть воздержавшиеся или несогласные с ответом ученики. В таком случае они высказывают свою точку зрения.
- Известное – неприязнь к новому человеку в коллективе
- Неизвестное – удивил учащихся поступок дедушки , коорый подарил свою коллекцию картин городу
Стратегия 4 «Что я возьму и где использую»
- Это задание выполняется устно. К доске вызываются несколько пар учеников разной степени подготовки. Разделив их на пары «слабый — сильный», дается задание: рассказать о том, что им показалось ценным и значимым в тексте и что они могли бы использовать в жизни. Такой прием помогает учащимся установить связь с жизнью и найти практическое применение своим знаниям. Цель данного этапа – взаимопомощь, более сильные ученики помогают слабым составить речевое клише при помощи которого те бы смогли правильно выразить свои мысли .
Стратегия 5 «Это – я…»
- Задание выполняетсяграфически и индивидуально. Учащиеся, проанализировав положительные и отрицательные качества героев, честно отвечают на вопрос «Кем бы я был в этом тексте?» и рисуют похожих на себя героев. Данный прием носит воспитательный характер и помогает детям увидеть их отрицательные черты.
Стратегия 6 «Письмо потомкам»
- Учащиеся совместно со своей группой коллективно на основе прочитанного текста в форме тезисов пишут советы будущему поколению.
- * Будь добр
- * Будь внимателен
- * Будь милосерден
- * Относись к людям с пониманием
- * Не будь злым
- * Не будь жестоким
- * Не будь высокомерным
Рефлексия «Подарок мне…»
- Учащимся предлагаются подарочные коробки трех размеров. Каждый выбирает коробку для себя.
Саморефлексия
*Комплекс стратегий «Я — эксперт» эффективен. *Повысилась активность учащихся на уроке. *Материал усваивается легко и с удовольствием .