Новые методы работы на уроке русского языка

«Повышение мотивации учащихся при работе с текстом на уроках русского языка и литературы»   Комплекс стратегий «Я — эксперт»

  • -Повышение мотивации уащихся на уроках русского языка и литературы. 
  • -Большой комплекс работ после прочтения текста, который позволяет проанализировать текст со всех точек зрения.
  • -Индивидуальная и групповая работа.
  • -Словарная работа, обогащение пассивного и активного словарного запаса учащихся. 
  • -Повторение грамматического материала. 
  • -Разнообразие форм ответов: устный, письменный, графическое изображение. 
  • -Формирование умения делать выводы по содержанию текста. 
  • -Формирование умения выделять главное и второстепенное. 
  • -Методы, предусматривающие взаимопомощь в ученическом коллективе.
  • -Связь с жизнью, практическое применение знаний.
  • -Воспитательный аспект.
  • -Самоанализ, самооценка.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

« Учение, лишенное всякого интереса, и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить »

Д.К.Ушинский

Цели и задачи проекта: повышение мотивации учащихся путем разнообразия, эффективности и актуальности заданий при работе с текстом

Стратегия 1 «Словарик»

Стратегия 1 «Словарик»

  • В.К.Железников «Чучело»
  • — нараспашку
  • — заплатки
  • — гнев
  • — траектория
  • — травить
  • Гнев, заплатки, нараспашку, травить, траектория.
  • 1 этап «Словарик» . Учащиеся после прослушивания текста находят новые для них понятия, совместно выясняют их значение и записывают их в алфавитном порядке. В данном задании учащиеся обогащают свой словарный запас путем уяснения новых понятий и повторяют порядок букв в алфавите.

Стратегия 2 «Важные слова»

Стратегия 2 «Важные слова»

  • 1 группа – отчаяние, шепот, насмешка, прогул, хлюпик
  • 2 группа – веселые, милые, беззаботные, железная, бесценные
  • 3 группа – кричали, сбивали, прозвали, обступили, смеялись
  • Группам дается задания найти по несколько существительных, прилагательных и глаголов, раскрывающих характер героев произведения .

Стратегия 3 «Известное и неизвестное » Это задание выполняется устно с использованием голосования. Один из учеников называет известные ему факты, остальные дети, если согласны, голосуют, затем он называет неизвестное ему, также путем голосования поддерживают отвечающего. Могут быть воздержавшиеся или несогласные с ответом ученики. В таком случае они высказывают свою точку зрения. Известное – неприязнь к новому человеку в коллективе

Стратегия 3 «Известное и неизвестное »

  • Это задание выполняется устно с использованием голосования. Один из учеников называет известные ему факты, остальные дети, если согласны, голосуют, затем он называет неизвестное ему, также путем голосования поддерживают отвечающего. Могут быть воздержавшиеся или несогласные с ответом ученики. В таком случае они высказывают свою точку зрения.
  • Известное – неприязнь к новому человеку в коллективе
  • Неизвестное – удивил учащихся поступок дедушки , коорый подарил свою коллекцию картин городу

Стратегия 4 «Что я возьму и где использую»

Стратегия 4 «Что я возьму и где использую»

  • Это задание выполняется устно. К доске вызываются несколько пар учеников разной степени подготовки. Разделив их на пары «слабый — сильный», дается задание: рассказать о том, что им показалось ценным и значимым в тексте и что они могли бы использовать в жизни. Такой прием помогает учащимся установить связь с жизнью и найти практическое применение своим знаниям. Цель данного этапа – взаимопомощь, более сильные ученики помогают слабым составить речевое клише при помощи которого те бы смогли правильно выразить свои мысли .

Стратегия 5 «Это – я...»

Стратегия 5 «Это – я…»

  • Задание выполняетсяграфически и индивидуально. Учащиеся, проанализировав положительные и отрицательные качества героев, честно отвечают на вопрос «Кем бы я был в этом тексте?» и рисуют похожих на себя героев. Данный прием носит воспитательный характер и помогает детям увидеть их отрицательные черты.

Стратегия 6 «Письмо потомкам»

Стратегия 6 «Письмо потомкам»

  • Учащиеся совместно со своей группой коллективно на основе прочитанного текста в форме тезисов пишут советы будущему поколению.
  • * Будь добр
  • * Будь внимателен
  • * Будь милосерден
  • * Относись к людям с пониманием
  • * Не будь злым
  • * Не будь жестоким
  • * Не будь высокомерным

Рефлексия «Подарок мне...»

Рефлексия «Подарок мне…»

  • Учащимся предлагаются подарочные коробки трех размеров. Каждый выбирает коробку для себя.

Саморефлексия *Комплекс стратегий «Я - эксперт» эффективен.  *Повысилась активность учащихся на уроке.  *Материал усваивается легко и с удовольствием .

Саморефлексия

*Комплекс стратегий «Я — эксперт» эффективен. *Повысилась активность учащихся на уроке. *Материал усваивается легко и с удовольствием .

Интересный материал? Поделиться с другими:
Всё для учителя