Конспект занятия для старшего дошкольного возраста
«Мы идём в лес»
Цели и задачи.
• Расширять представления о лесе.
• Дать элементарное представление об «этажах» леса.
• Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.
• Активизировать словарный запас детей; развивать познавательный интерес.
Оборудование.
• картинки леса и животных обитающих в лесу.
• Аудиозапись с пением птиц.
• Рассмотрение книги «Мы идём в лес»
• Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Праздник леса».
Ход.
Педагог: Ребята, нам пришло письмо от лесника. Давайте посмотрим что там? А здесь загадка. Давайте отгадаем.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом-
Чудеса увидишь в нём!
Дети: Лес.
Педагог: Молодцы, ребята. Правильно лес. Давайте немного пофантазируем, превратимся в добрых волшебников и построим многоэтажный дом. Лес – большой дом для обитателей, и как у любого дома в нём есть этажи. Всего в лесу шесть «этажей» — ярусов леса. Верхний, первый ярус – самый высокий. Его образует самые высокие деревья – берёза, сосна, дуб .
На втором ярусе расположены более низкие деревья: рябина, ива, черемуха, дикая яблоня .
Третий ярус состоит из кустарников. Назовите, пожалуйста, кустарники, которые растут в лесу.
Дети. Малина, калина, смородина, орешник.
Педагог. Посмотрите следующий слайд, на котором изображены названные вами кустарники . Молодцы ребята!
Четвертый ярус леса состоит из высоких трав и цветов. Назовите полевые цветы, лекарственные травы, которые вы знаете.
Дети. Одуванчик, ромашка, подорожник.
Педагог. Правильно, ребята .
Пятый ярус – это наиболее низкие растения, такие, как лесная земляника, черника .
Шестой ярус – это мхи, грибы. Назовите грибы, которые вы знаете.
Дети. Опята, мухомор, лисички, подберезовики, подосиновики и т. д.
Педагог. Умницы теперь вы знаете, что многоэтажным может быть не только дом, но и лес. На всех этажах леса и почве обитают животные. Как вы думаете, кто живет на самом высоком этаже?
Дети. Птицы, белки, куницы.
Педагог. Правильно . А какие звери обитают на нижнем этаже?
Дети. Волк, лиса, лось, медведь, заяц, ёж.
Педагог. Вот, молодцы, и тут правильно вы ответили . А теперь предлагаю, вам сделать зарядку.
Физминутка «Жители леса»
Ловко прыгают зайчата:
Прыг да прыг, скок да скок!
Быстро бегать зайцам надо,
Чтоб не скушал серый волк!
(Прыжки на месте)
Медвежонок не боится
Волка, кабана, лисицы.
Мишка по лесу идёт:
«Где здесь пчелы, где здесь мед?»
(Ходьба на месте)
А по небу ходят тучи,
Вот пробился солнца лучик.
(Потягивание – руки вверх)
И вокруг запели птицы!
(Потягивание – руки в стороны)
Звучит музыка — голоса птиц.
Педагог. Кто мне скажет, чем питаются птицы?
Дети. Насекомыми.
Педагог. Правильно насекомыми . Послушайте загадку и постарайтесь ее отгадать.
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я понюхать захотел
А он вспорхнул – и улетел.
Дети. Бабочка.
Педагог. Правильно, ребята это бабочка . Предлагаю вам подойти к столам. Посмотрите, какие красивые бабочки.
Лес большой дом, но не только для зверей, птиц, насекомых и растений. Человеку тоже нужен лес. Как вы думаете, для чего человеку нужен лес?
Педагог. Лес это замечательное природное богатство. Туда ходят не только за грибами и ягодами в лес ходят отдыхать, наслаждаться тишиной, прохладой, чистым воздухом, пением птиц, лесными шорохами . В природе все очень тесно взаимосвязано и человек своим поведением не должен нарушать гармонию. Как вы думаете, чего не следует делать в лесу?
Дети. Ломать ветки, разорять гнезда, топтать грибы и ягоды.
Педагог. Я для вас приготовила два цветка. На одном цветочек улыбается, а на другом грустит . Как вы думаете, почему (грустит – не следует делать в лесу, улыбается – помощь лесу?
Ребята мы с вами говорили, что лес – это большой дом. В каждом доме есть хозяин, а знаете – ли вы кто в лесу главный человек.
Дети. Лесник.
Педагог. Правильно! Главный человек в лесу лесник . Он хорошо знает всех обитатель леса и старается помочь в трудное время. Он следит, чтобы деревья не болели, тушит лесные пожары и сажает новые деревья, взамен срубленным. Лесников не так и много в нашей стране. Но лесов очень много. И работа лесника трудная, а иногда и опасная. Он живет в лесу, вдали от города, давайте посмотрим, как лесник заботиться о лесе.
Ребята, подумайте, могут ли обычные люди помогать лесу, лесным обитателям.
Дети. Да могут, повесить кормушки, собирать мусор на поляне.
Педагог. Замечательно ! Мы с вами много говорили о лесе, его обитателях, правилах поведения в лесу, необходимости леса для людей работе лесника. Дома ребята сами или с родителями нарисуйте рисунки, как мы можем помочь лесу. Давайте сейчас попрощаемся с лесом и пообещаем, что будем дружить с ним и запомним главное правило друзей леса:
Много леса – не губи
Мало леса – береги
Нет леса – посади!
А на этом наше волшебное путешествие закончилось и нам пора возвращаться в детский сад.