Исследовательская работа на тему: «Методика развития прыгучести в рамках сдачи норм ГТО»
Работу выполнила: ученица 11 класса Попова Валерия Руководитель: Бутакова Ирина Николаевна учитель физкультуры СОШ № 21 г. Набережные Челны
Цель работы: разработать и экспериментально обосновать методику развития прыгучести, которая создаст условия для прироста показателей прыгучести по её основным разновидностям.
ЗАДАЧИ: — Изучить литературу по данной проблеме. — Выделить первоочередные факторы обуславливающие результативность школьников в прыжках. — Разработать и экспериментально проверить методику развития прыгучести.
Гипотеза: Если в ходе исследования и на основании тестов, определяющих физическую подготовленность школьников, разработать результативную методику развития прыгучести, это создаст условия для прироста показателей прыгучести по ее основным разновидностям.
Техника прыжка в длину с места. Перед проведением контрольных испытаний всегда следует немного потренироваться. До того как делать прыжки с места, необходимо ознакомиться с теорией. Выделяют следующие стадии в упражнении: Подготовка к отталкиванию. На данном этапе спортсмен принимает правильную позу, чтобы сделать максимально сильный толчок. Для выполнения упражнения человек встает у линии, расставив ноги на ширине плеч или чуть уже, затем поднимает руки вверх, одновременно поднимаясь на носки и прогибаясь в пояснице. Затем следует обратное движение. Руки опускаются вниз и отводятся назад, ноги ставятся на всю стопу, при этом сгибаются колени и тазобедренный сустав, корпус выносится чуть вперед. Отталкивание. Начинается тогда, когда тазобедренный сустав распрямляется, руки при этом нужно резко выбросить вперед. Завершается отталкивание разгибанием коленных суставов и отрыванием стоп от поверхности. Полет. После отталкивания тело прыгуна вытягивается в струну, колени подтягиваются к груди. В завершающей стадии полета руки опускаются вниз, а стопы выносятся вперед. Приземление. Когда ноги касаются земли, руки нужно вывести вперед для сохранения равновесия. Ноги при этом сгибаются в коленных суставах, приземление должно быть упругим. Остановившись, прыгун выпрямляется и уходит из зоны проведения испытаний.
Особенности процесса Испытания проводят в специальном прыжковом секторе, оснащенном необходимым оборудованием. Обувь не должна проскальзывать по поверхности. Участник встает возле линии отталкивания, принимает исходное положение и выполняет прыжок. Судья следит за соблюдением правил соревнований. Измерения проводятся от линии отталкивания до места приземления. Учитываются следы, оставленные не только ногами, но и любой другой частью тела участника. Если прыжок был совершен не прямо, а по диагонали, то проводится перпендикулярная линия от места приземления к шкале измерения длины. Поэтому очень важна правильная техника выполнения прыжка с места.
Прыгуну даются 3 попытки, в зачет идет лучшая. Результат не засчитывается в следующих случаях: Заступ за линию и ее касание при отталкивании. Отталкивание происходит не двумя ногами одновременно, а поочередно. Прыжок выполнен с подскока. Типичные ошибки Любые погрешности при выполнения упражнения говорят о том, что техника прыжка в длину с места недостаточно отработана. Чаще всего встречаются следующие ошибки: Несогласованные движения рук и ног. Чтобы предотвратить эту ошибку, необходимо, чтобы была отработана техника прыжка в длину с места. Для этих целей подойдет имитация движений на месте, в висе и с небольшим выпрыгиванием. Ноги опускаются слишком рано. Причина этому – слабые мышцы живота и спины. Желательно дополнительно отработать движения ног в висе. Неполное разгибание коленных и тазобедренных суставов при отталкивании указывает на то, что прыгун слишком торопится при выполнении упражнения, вследствие этого время отталкивания становится слишком коротким. Малая амплитуда движений руками. Необходима дополнительная отработка махов. При недостаточном посыле корпуса вперед может получиться прыжок в высоту с места, а не в длину. Падение при приземлении. Причин может быть несколько: неумение правильно группироваться в воздухе, раннее выпрямление ног, вес опускается на одну конечность, наклон туловища в полете, слишком сильный вынос ног вперед. Каждый случай необходимо проработать отдельно.
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ В ходе исследования группе учеников 8-го класса (14 лет, IV ступень ГТО) было предложено выполнить прыжок в длину с места толчком двумя ногами после обычной разминки. Затем применилась методика развития прыгучести , включающая в себя комплекс специальных подготовительных упражнений. Результаты контрольных тестирований были сопоставлены с нормативами Всероссийского физкультурно — спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
Нормативы прыжок в длину с места толчком двумя ногами Возраст Золотой значок Серебряный значок Бронзовый значок 6-8 140 120 115 9-10 160 140 130 11-12 175 160 150 13-15 200 185 175 16-17 230 210 200
Результаты прыжка в длину с места после разминки
Ф.И
1 попытка
Шайхиев Айнур
Ибрагимов Руслан
2 попытка
190
207
198
3 попытка
Алиакберов Динар
195
Загрудинов Альберт
175
результат
200
170
серебро
190
200
Сафин Динар
198
175
золото
210
Гильманов Адель
бронза
198
210
195
Нурулин Рифат
серебро
208
206
197
Крылов Адель
182
190
205
золото
203
серебро
180
золото
185
серебро
Результаты прыжка в длину с места после выполнения специальных подготовительных упражнений
Ф.И
1 попытка
Шайхиев Айнур
Ибрагимов Руслан
2 попытка
198
212
200
3 попытка
Алиакберов Динар
194
Загрудинов Альберт
182
результат
216
190
золото
218
220
Сафин Динар
225
185
золото
205
Гильманов Адель
серебро
220
210
210
Нурулин Рифат
золото
210
208
214
Крылов Адель
188
220
205
золото
205
золото
185
золото
194
серебро
Сравнительная диаграмма результатов в прыжках в длину с места
Из сравнительной диаграммы видно, что после проведения специальных подготовительных упражнений на развитие прыгучести, наблюдается повышение результатов
Вывод: Прыжки в длину с места позволяют проверить уровень прыгучести, а также тестируют силу ног. Они являлись самостоятельным видом состязаний только на школьном уровне, но с внедрением комплекса ГТО стали входить в испытания по выбору. В то же время прыжки считаются отличным тренировочным упражнением, которое позволяет комплексно развивать физические качества спортсмена. Правильная техника прыжка в длину с места способна значительно повысить результат, поэтому не стоит пренебрегать и теорией.