МБУ ДО г.Ростова-на-Дону
«Детский эколого-биологический центр»
Методические рекомендации
«Экскурсионная работа
учащихся как вид исследовательской
деятельности в системе
дополнительного образования»
Составил: Акимова Е.Л.
2018г.
Введение
Деятельность учащихся по созданию экскурсий представляется одним из перспективных видов исследовательской работы в системе дополнительного образования школьников.
Целью этой работы является создание условий для освоения школьниками историко-культурного наследия своей Родины, воспитание чувства патриотизма, уважение к историческому прошлому, желание беречь и охранять культурные ценности, созданные нашими предками.
В качестве исследовательской работы создание экскурсии требует:
Наличие задачи, решение которой осуществляется в результате научного поиска;
Познавательной, практической или теоретической значимости результатов такого поиска;
Самостоятельной деятельности учащихся под руководством педагога;
Использование комплекса исследовательских методов.
В соответствии с этим, составление экскурсии можно осуществить в 5 последовательных этапа:
Подготовка экскурсии
Составление текста экскурсии
Составление технологической карты
Составление «портфеля экскурсовода»
Подготовка экскурсовода
Подготовка экскурсии.
Создание экскурсии начинается с выбора ее темы. В зависимости от темы определяются цели и задачи экскурсии. Тема – это та основа, которая будет объединять объекты показа и рассказ экскурсовода.
Далее следует стадия поиска, отбора и анализа материала и составления списка литературы. Чем полнее и обширнее данные, тем более интересным будет рассказ экскурсовода.
Затем выбираются объекты показа, которые должны раскрывать тему экскурсии. На каждый объект следует составить карточку с полными сведениями о нем, а также с воспоминаниями современников, легендами, историческими анекдотами, связанными с объектами показа. В дальнейшем эти описания можно включить в индивидуальный текст экскурсии.
Собранные в процессе поиска данные служат основой для составления краткой летописи событий, о которых идет речь в экскурсии. Их необходимо расположить в хронологическом порядке, разбить на периоды и установить между ними внутреннюю связь. Летопись событий послужит для составления контрольного текста экскурсии.
Исходя из внутренней связи и последовательности событий, составляется маршрут экскурсии с остановками перед объектами показа.
Составление текста экскурсии.
Текст экскурсии делится на контрольный и индивидуальный.
В контрольном тексте информация располагается в хронологическом порядке. В нем кратко сообщаются только основные факты по теме.
В индивидуальном тексте фактический материал излагается в той последовательности, в которой осуществляется показ экскурсионных объектов.
Это готовый текст для рассказа экскурсовода, который ведется от первого лица.
Основная часть индивидуального текста состоит из отдельных подтем, объединенных в единое целое логическими переходами.
Составление технологической карты.
Технологическая карта экскурсии состоит из титульного листа, схемы маршрута и маршрутного листа.
В титульном листе обозначается название экскурсии, ее тема, вид (пешеходная, автобусная, комбинированная), состав экскурсантов, протяженность маршрута в километрах и продолжительность экскурсии в часах.
Схема маршрута может быть составлена на карте города или плане, где отмечается начальная и конечная точки экскурсии и остановки на маршруте.
Маршрутный лист состоит из:
Название экскурсии:
Образовательное учреждение:
Разработчик маршрута:
Экскурсовод:
Таблица
«Портфель экскурсовода»
«Портфель экскурсовода» — условное название комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Их назначение – максимально дополнить и восстановить недостающие звенья зрительного ряда. Например, если объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились, то фотографии, чертежи, рисунки помогут восстановить их первоначальный вид.
Подготовка экскурсовода
В процессе всей подготовительной деятельности по составлению экскурсии юный экскурсовод овладевал навыками самостоятельной работы с научной литературой, учился анализировать, находить внутреннюю связь между событиями, сопоставлять факты, оформлять результаты исследований и поиска в виде описаний, таблиц, схем. Дальнейшее его обучение связано с выходом на экскурсионный маршрут, где он учится применять знания на практике, не теряться, услышав неожиданный вопрос, использовать для иллюстрации тех или иных фактов и положений объекты показа, чертежи, фотографии и схемы из «портфеля экскурсовода». Задача педагога – научить школьника не только владеть материалом, но и рассказывать эмоционально, красочно.
Доброжелательность, коммуникабельность, грамотное владение речью – основа успеха экскурсии и экскурсовода.
Заключение
Создание экскурсии и экскурсионная деятельность школьников позволяет им лично участвовать в познании прошлого и настоящего родного края, в охране культурно-исторического наследия, в повышении образовательного и культурного уровня, своего и своих будущих экскурсантов; это интересный и перспективный вид исследовательской деятельности детей в области гуманитарных наук, воспитывающий чувства патриотизма и гражданственности, уважения и бережного отношения к культурным богатствам Родины.