МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕ АУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «12 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Цикловая методическая комиссия общих гуманитарных,

социально-экономических дисциплин

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«12 АПРЕЛЯ –

ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ»

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Базовой подготовки

Дисциплина «Физика»

г. Барабинск 2015 г.

Рассмотрена на заседании

ЦМК ОГСЭД

Протокол № ___________

От ____________ 20___г.

Председатель ЦМК

______________________

(Ф. И. О.)

______________________

(подпись)

Разработчик:

преподаватель первой квалификационной категории Вашурина Т. В.

Содержание

Методический лист

4

Формирование требований ФГОС при изучении темы

5

Примерная хронокарта занятия

6

Блок информации по теме

6

Приложение №1

18

Перечень оборудования и оснащения

19

Список использованных источников

19

Методический лист

Тема: Внеклассное мероприятие по физике

«12 апреля – День космонавтики»

Вид занятия: устный журнал

Методы обучения: технология деятельностного подхода, компьютерные технологии, элементы личностно-ориентированной технологии.

Уровень усвоения информации: первый (узнавание ранее изученных объектов, свойств) + второй (воспроизведение).

Учебные цели: Способствовать формированию требований ФГОС при изучении данной темы. Формировать умение анализировать эксперименты, связанные с исследованием космоса, способствовать развитию знаний основных законов физики.

Воспитательные цели: воспитание патриотизма, чувства гордости за достижения человеческого разума и за достижения отечественной науки, воспитание чувства ответственности и солидарности; создание условий для развития скорости восприятия и переработки информации.

Развивающие цели: развитие познавательного интереса к физике, технике, истории. Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей и актерского мастерства учащихся.

Формирование требований ФГОС при изучении темы

«12 апреля – День космонавтики»

В результате изучения темы обучающийся должен знать:

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

  • смысл понятий: планета, звезда, галактика, Вселенная.

В результате изучения темы обучающийся должен уметь:

  • описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики.

Примерная хронокарта занятия по теме

«12 апреля – День космонавтики»

(время занятия 60 минут)

п/п

Этапы урока

Время

1

Организационный этап

2

2

Основной этап

2.1

Вступление, объявление темы, целей мероприятия

2

2.2

Выступление 1 и 2-го ведущих

5

2.3

Выступающий №1

5

2.4

Выступающий №2

6

2.5

Выступающий №3

6

2.6

Выступающий №4

6

2.7

Выступающий №5

10

2.8

Выступающий №6

10

3

Заключительный этап

3.2

Заключительное выступление 1 и 2-го ведущих

6

3.3

Заключительное слово преподавателя, подведение итогов

2

Итого

60 мин.

Блок информации по теме

Ход мероприятия

  1. Организационный этап (постановка целей и задач занятия)

  1. Основной этап

2.1 Вступительное слово преподавателя, объявление темы мероприятия.

Учитель. Вступительное слово учителя о значении даты 12 апреля 1961 года. Сегодня 12 апреля — День космонавтики.  Именно в этот день 54 года назад в истории развития нашей страны произошло величайшее событие. Впервые человек на космическом корабле преодолел земное притяжение и полетел в космос. Этим человеком был гражданин Советского Союза, летчик Ю. А. Гагарин. Наше мероприятие посвящается тем людям, которые имели непосредственное отношение к этому событию. 

2.2 Выступление 1 и 2-го ведущих

1-й ведущий.

С незапамятных времен люди стремились в космос. Эта мечта отражалась в сказках, легендах, фантастических произведениях. Пример тому – легенда об Икаре, который хотел долететь до Солнца на крыльях из перьев. Ночное, звездное небо притягивало внимание человека, манило своими неразгаданными тайнами.

Сегодня вам мы рассказать хотим

О людях тех, умелых и отважных,

Что покорили космос.  Очень важно

Не забывать имен их –

Всех космонавтов и ученых.

Которые законы нужные открыли

И нам дорогу в космос проложили.

2-й ведущий.

54 года назад, 12 апреля 1961 года, удивительное и радостное сообщение облетело весь мир: советский человек Юрий Алексеевич Гагарин первым поднялся в космос. Это событие потрясло всех. Одни удивлялись: «Почему именно русские?». Другие восторгались. Фредерик Жолио-Кюри воскликнул: «Человек больше не прикован к своей планете!» Страна ликовала, прекрасная гагаринская улыбка обошла весь мир, а день 12 апреля стал Днем космонавтики. 

1-й ведущий.

Первому полету человека в космос предшествовал огромный труд десятков тысяч людей, ученых, инженеров, рабочих. И в том, что полетели  именно русские, тоже нет ничего удивительного. Именно в нашей стране родились первые идеи освоения космоса. 

«Это было время, когда каждая минута равнялась годам …

Это были люди, которые сделали годы равными векам».

2-й ведущий.

Ракеты,  правда,  появились давно, например, пороховые ракеты существовали еще в древнем Китае. Но на них смотрели или как  на вид оружия, или как на игрушку для развлечения, их использовали для фейерверков. Теоретическая же  космонавтика началась с работ наших соотечественников.

2.3 Выступающий №1.

Н

иколай Иванович Кибальчич — талантливый инженер изобретатель, народоволец, участник российского революционного движения, организатор типографии и динамитной мастерской,  участник покушения на Александра II в марте 1881 года. Был казнен в Санкт-Петербурге 3 апреля 1881 г.

Кибальчич впервые предложил идею использования ракеты как воздухоплавательного прибора. Находясь в камере смертников, он разрабатывает проект-схему реактивного летательного аппарата-ракетоплана.  У него было всего 17 дней, слишком мало «времени, чтобы разработать и описать проект в подробностях и доказать его осуществимость математическими вычислениями». В сопровождающем письме  —  просьба ускорить рассмотрение учеными его идеи и дать ответ. Ответа не последовало. Рукопись опубликовали только в 1918 году с указанием: «За Кибальчичем Н.И. должен быть установлен приоритет в идее применения реактивных двигателей к воздухоплаванию». Это был  первый шаг в истории отечественной космонавтики.

2.4 Выступающий №2

Юрий Васильевич Кондратюк (1897-1942)  — один из пионеров космонавтики и ракетной техники в нашей стране, разработал основные проблемы космонавтики еще к 1919 году, занимался изобретательством в области промышленной энергетики, погиб на фронте Великой Отечественной войны в 1942 году.

Это скупые строчки энциклопедии, а за ними полная драматизма жизнь почти безвестного гения. Его настоящее имя — Александр Игнатьевич Шаргей. Родился он 9 июня 1896 года в Полтаве. Воспитывала его в основном бабушка (его родители рано умерли). В 1916 году  он окончил гимназию с серебряной медалью и поступил в Петроградский  политехнический институт. Еще в гимназии он увлекся звездами и с 1914 года начал работать над проблемой полета за пределы Земли.

В 1929 году вышла  его книга «Завоевание межпланетных пространств». Эта книга представляла наиболее полное исследование по межпланетным путешествиям из всех писавшихся в русской и иностранной литературе того времени.

О  самом ученом мало что известно, о нем долго молчали. Заговорили только после высадки американцев на Луну. 

в/ф Кондратюк

Юрия Васильевича всегда высоко чтили и чтят те,  кто связан с ракетной техникой и космическими программами, работают «по Циолковскому» и «по Кондратюку» с первых лет нашего ракетостроения.

2.4 Выступающий №3

Константин Эдуардович Циолковский — ученый, изобретатель, основоположник теоретической космонавтики.

Жизнь его была нелегкой. Он рано потерял мать, с 11 лет стал терять слух и не мог учиться в школе. С 16 до 19 лет жил нищенски в Москве и занимался самообразованием. В 1879 году экстерном сдал экзамен на звание учителя и всю жизнь преподавал физику, математику, астрономию и космографию — сначала в Боровске, а затем, с 1892 года, более 30 лет в Калуге. Еще в 1903 году К.Э. Циолковский опубликовал исчерпывающую по тому времени статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой дал подробный теоретический анализ движения тела в космическом пространстве.   

  Константин Эдуардович Циолковский создал научную теорию

космического полета: вывел уравнение, определяющее скорость движения ракет, указал критерии выбора топлива, дал первые схематические чертежи космического корабля, Циолковский предложил использовать многоступенчатые ракеты, и многое, многое другое.

в/ф Циолковский

2.5 Выступающий №4

Фридрих Артурович Цандер — ученый и изобретатель, выдающийся инженер-конструктор, человек в котором прекрасно сочетались теоретик и практик, он один из пионеров ракетной техники в СССР, создатель одного из первых в мире ракетных двигателей. Энтузиаст, эрудит. Его девиз: «Да здравствует работа по межпланетным путешествиям на пользу всему человечеству!»

В 1931 году благодаря фантастической целеустремленности Цандера была организована группа изучения реактивного движения (ГИРД).

ГИРД был настоящей школой многих будущих конструкторов, инженеров в области ракетно-космической техники, и прежде всего для Сергея Павловича Королева (ведь ему в это время было всего 25 лет). 

в/ф ГИРД

РНИИ – это первый в стране Реактивный институт с научно-исследовательской и опытно-конструкторской группами и испытательной площадкой в районе Нахабино.

Но это уже было без Фридриха Артуровича. Он скончался 28 марта 1933 года от тифа. В последнем письме из больницы он писал: «Вперед, товарищи, только вперед! Поднимайте ракеты выше, выше и выше к звездам!»

2.6 Выступающий №5

Сергей Павлович Королев – выдающийся ученый и конструктор ракетно-космических систем, основоположник практической космонавтики. В истории освоения космического пространства с именем Королева связана эпоха замечательных достижений.

в/ф Королев

Им сделано так много, что кратко рассказать об этом очень трудно. Родился Королев 30 декабря 1906 г в городе Житомире. В 1924 году Сергей Королев, выпускник Одесской профстройшколы, спроектировал свой первый безмоторный самолет К-5. Он учился в вузах (сначала в Киеве, а затем в Москве) и учился летать. Конструировал и строил планеры. Дипломную работу (двухместный самолет) выполнил под руководством А.Н.Туполева. Затем его поглотила мысль об использовании ракет для осуществления полетов. В 1933 году под его руководством был осуществлен пуск первых экспериментальных отечественных жидкостных ракет. Затем, уже разработал и построил серию крылатых ракет с пороховыми и жидкостными двигателями, вел научно-исследовательскую  работу по реактивному самолету.

26 июня 1938 года Сергей Павлович Королев был арестован как «вредитель военной техники».

В 1940 году его перевели в Москву, в так называемую «шарагу», где Королев под руководством А.Л. Туполева участвовал в строительстве бомбардировщика Ту-2 и в проектировании самолета-перехватчика с реактивным двигателем.

В 1944 году был освобожден.

В 1947 году как главный конструктор возглавил проектирование баллистических ракет дальнего действия.

В  1957 году осуществил испытание созданной под его руководством первой в мире межконтинентальной многоступенчатой ракеты – средства доставки ядерного оружия, созданного к тому времени физиками под руководством И.В.Курчатова.

в/ф Королев

А уже 04 октября 1957 – был запущен первый искусственный спутник Земли. Цель запуска – достижение первой космической скорости, необходимой для полетов вокруг Земли.

 Дальше — полет Юрия Гагарина,  полет других космонавтов,

запуск космических станций к Луне, Венере, Марсу.

Да, великое не умирает, оно остается людям. В достижениях

сегодняшней космонавтики живет мысль первого Главного Конструктора космоса академика Сергея Павловича Королева. И именно к сегодняшнему дню относятся его слова: «То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня – становится реальной задачей, а завтра – свершением».

2.7 Выступающий №6

Обычным шумом улица полна

Идет весна. Рабочий день в разгаре.

И из Вселенной радиоволна

Приносит имя русское: ГАГАРИН.

Оно во все врывается края,

Во все сердца, как ласточка влетает,

И мать-земля, дыханье затая,

Полет героя-сына наблюдает!

И день обычный праздником цветет,

Вся жизнь отныне – сказочный полет,

Гигантский шаг космического века.

С победой люди! Поздравляю Вас!

Свершилось! Пробил долгожданный час!

Рванулось к звездам сердце человека!

        12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет, за 1 ч 48 мин облетел земной шар и благополучно приземлился в окрестности деревни Смеловки Саратовской области.

в/ф Гагарин

  Юрий Алексеевич Гагарин — летчик-космонавт СССР, первый человек, совершивший полет в космос, родился 9 марта 1934 года в городе  Гжатске Смоленской области. В 1951 году с отличием окончил ремесленное училище и одновременно школу рабочей молодежи. В 1955 году, также с отличием, окончил индустриальный техникум и аэро-клуб в Саратове и поступил в Первое Чкаловское военное авиационное училище в Оренбурге, по окончании которого  служил военным летчиком в частях истребительной авиации Северного флота. С 1960 года — в отряде космонавтов. В 1961 году  стал его командиром.

После полета Гагарин непрерывно совершенствовал свое мастерство как летчик-космонавт, а также принимал непосредственное участие в обучении и тренировке экипажей космонавтов.  Кроме этого, он активно занимался общественной деятельностью. С миссией мира и дружбы он посетил  многие  страны и награжден национальными золотыми медалями и почетными дипломами.

в/ф Гагарин (о его семье)

27 марта 1968 года Юрий Гагарин трагически погиб (вместе с летчиком Владимиром Серегиным) в авиационной катастрофе во время тренировочного полета на самолете.

в/ф Гагарин (о его гибели)

Март скорбел

И таяли снежинки

От печали

Приднепровских лоз,

И текли

Горючие слезинки

По щекам

Заплаканных берез.

Было небо розовато-синим,

Замолкали

Рощи и поля –

Горевала о погибшем сыне

Больше всех Смоленская Земля.

(Фото памятников космонавтам)

В целях увековечения памяти Гагарина город Гжатск Смоленской области был переименован в Гагарин. Имя Гагарина носят Центр подготовки космонавтов, научно-исследовательское судно Академии наук, улицы и площади многих городов мира. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны.

  1. Заключительный этап

3.1 Заключительное выступление 1 и 2-го ведущих

1-й ведущий.

Космическая эра, начавшаяся 12 апреля 1961 года, продолжается и сегодня, да и, наверное, никогда не закончится. Полеты американских астронавтов на Луну, советских и американских автоматических станций на Венеру, Меркурий,  Марс, к Юпитеру, Сатурну, комете Галлея и другим космическим объектам, длительные околоземные полеты — вот неполный перечень достижений современной космонавтики.

2-й ведущий.

Дерзко бросив пространству вызов,

Люди будут вперед идти –

И героев космоса список

Будет год от года расти.

Но, покрытые звездной пылью,

Следопыты новых миров

Не забудут, что путь открыли

Циолковский и Королев.

Сколько нашей страны герои

Проложили звездных орбит!

И опять – по-русски с землею

Космос радостно говорит!

1-й ведущий.

Космонавтика сегодня — это  катализатор развития современных науки и техники. Она стимулирует развитие электроники; машиностроения,  материаловедения, вычислительной техники, энергетики и многих других областей человеческой деятельности,  способствует  интеграции промышленности многих стран,  объединяет народы планеты — и не только экономически.

2-й ведущий.      (Последнее видео)

За полвека люди запустили в космос тысячи объектов. Сегодня их уже 8500 и вполне серьезно обсуждаются самые фантастические космические проекты.

1-й ведущий.

Когда последний закруглен виток

Так хорошо сойти на Землю снова

И окунуться после всех тревог

В живую красоту всего земного.

Галактика в сеченье звездных трасс,

Нам на нее глядеть, не наглядеться,

Но, поднимаясь в небо всякий раз

Своей Земле мы оставляем сердце.

Заключительное слово учителя.

Приложение №1

Раздаточный материал для выступающих на мероприятии

Перечень оборудования и оснащения

1. Доска

2. Компьютерное и мультимедийное оборудование

3. Раздаточный материал (фотографии)

4. Видеофильм, сопровождающий выступления учащихся

Список использованных источников

  1. Итоги науки и техники из серии «Ракетостроение» [Текст]: том3. Шунейко И. И. Пилотируемые полёты на Луну, конструкция и характеристики Saturn V Apollo МОСКВА, 1973

  2. Космический пророк К. Э. Циолковский [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=1AsorLiPOao

  3. Настоящий и живой космос [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=G7XiqsXQN0c

  4. Сценарий внеклассного мероприятия «День космонавтики» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://sch8morf.edusite.ru/p384aa1.html

  5. Фестиваль педагогических идей «Первое сентября» Галимуллина Ф. Х. Игра-соревнование в 9-х классах. Внеклассное мероприятие «Физическая эстафета ко Дню космонавтики. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://festival.1september.ru

  6. Юрий Гагарин: хроника первого полета [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=LNbx6fntBjwъ

20

Интересный материал? Поделиться с другими:
Всё для учителя