Методическая разработка урока литературы в 6 классе М.М.Пришвин «Настя и Митраша. Их приключения. Причины бедствий в пути»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Плоскошская средняя общеобразовательная школа

Урок литературы

в 6 классе

Тема урока:

«Настя и Митраша. Их приключения. Причины бедствий в пути».

Автор: учитель русского языка и литературы МОУ Плоскошская СОШ Торопецкого района Тверской области Смирнова Елена Геннадьевна

2014

Тема: Настя и Митраша. Их приключения. Причины бедствий в пути (по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца) /слайд 1/

Учебник: Литература 6 класс. Авт. – Коровина В.Я.

Цели урока: /слайд 2/

1) Научить раскрывать характеры героев через их поступки, видеть отношение автора; излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать;

2) Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родному слову, родной природе;

3) Развивать умение анализировать текст, мотивировать свои суждения.

4) Подвести к осознанию того, как важно быть внимательным друг к другу и окружающему миру, стремиться понять других и, если необходимо, помочь им.

Задачи урока:

  1. Сформировать навыки работы с художественным текстом;

  1. Работать над формированием навыков беглого чтения, исследовательскими навыками.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Сообщение темы и целей урока.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами проведём исследование (где-то серьёзное, где-то игровое). Но что значит исследовать? (ответы обучающихся). /слайд 3/

Давайте сообща найдем корень этого слова.

На доске слова: исследовать, следопыт, следователь (об-ся находят общий корень записанных слов).

А в слове исследовать есть приставка ис-. Она намекает на то, что нужно не только заметить след, идти по следу героев (Насти и Митраши), но и извлечь из этого полезные сведения для себя.

А теперь к исследованию! С чего начнём? Пожалуй, с наблюдений.

  1. Проверка домашнего задания

Учащиеся рассказывают по таблице, составленной дома о героях произведения. (На слайде – иллюстрации с изображениями героев) /слайд4/

Герой

Положительное в характере

Отрицательное в характере

Общее в характере

Митраша

Настя

  1. Работа по теме

Ребята, нам нужно накопить как можно больше наблюдений, вашими помощниками сегодня на уроке должны стать внимание, воображение, догадливость. Для начала исследуем имена и названия.

  1. Игра в имена и названия.

— Как вы думаете, почему про Настю сказано, что она была «как золотая курочка на высоких ножках»? (ответы об-ся)

— А как учителя называли между собой Митрашу? Почему? (ответы об-ся)

А я, ребята, думаю, что это название из народной загадки «Что такое птица в мешочке? /Яйцо. Будущая птица/

«Мужичок в мешочке»

В будущем настоящий мужчина. А то, что он настоящий мужчина и в школе уже было понятно, хотя Митраше было всего 10 лет.

— А теперь исследуем по тексту, как Пришвин относится к своим героям (Об-ся обращают внимание на использование уменьшительно-ласкательных суффиксов).

2) Словарь нравственных понятий. /слайд 4/

Ребята, давайте наши исследования записывать в тетрадь. Назовём это «словарём нравственных понятий».

Нравственные понятия

Настя, Митраша

Умные, дружные, милые, трудолюбивые

А теперь давайте пойдём по следам тех, кого нет в сказке-были, но кто незримо присутствует в ней. Пойдём по следам тех, кто учил Настю и Митрашу быть умными, дружными, трудолюбивыми, бороться с трудностями.

— По чьим следам пойдём ? (родителей Насти и Митраши)

— Кто найдёт больше сведений о родителях и о том, чему научились дети у своих родителей (Настя вести домашнее хозяйство, Митраша выучился у отца делать деревянную посуду и делал для людей бочонки и кадушки. Он бывал на собраниях и старался принимать участие в общественной работе).

Настя и Митраша подражают отцу и матери. О чём это говорит? О каком отношении детей к родителям?

Словарь нравственных понятий: любовь к родителям.

ВЫВОД: о преемственности добрых родительских дел, о том, что родители всегда «отражаются» в своих детях.

3) Вслед за Настей и Митрашей. /слайд 5/

Теперь самое время нам отправиться в лес вслед за Настей и Митрашей. Исследуем причины их неприятных приключений.

-Итак, дети отправились за клюквой. Жанр этого произведения Пришвин определяет так: сказка-быль. Как можно назвать ту часть, о которой мы сейчас говорили? Что это — сказка или быль?

Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли.

-В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь?

-Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?

Учитель читает выразительно два абзаца, начиная со слов: “Лет двести тому назад…” /слайд 6/

— Как случилось, что дружные ребята смогли покинуть друг друга и пойти разными дорогами?

— Какие опасности их подстерегают?

— Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду? Как автор относится к Митраше в этой истории? /слайд 7/

Короткий путь исследователя отнюдь не является лёгким, но требует, действительно, учитывать опыт, накопленный людьми. Митраша проявил характер первопроходца, исследователя, когда, вспоминая указания отца, пошёл по тонкой тропинке. Но он пока ещё был только мальчиком, и ему не хватило жизненного опыта, чтобы поверить траве белоус. В этот момент автор жалеет Митрашу, глубоко сочувствует ему.

— Как вела себя Настя, оставшись одна? Почему она забыла о Митраше? /слайд 8/

Настя пошла по протоптанной тропе, по которой “все люди ходят”, но потом всё же незаметно для себя свернула с неё. Оставшись одна, она увлеклась сбором клюквы и забыла о Митраше. Её охватил азарт собирателя и жадность, и в этой жадности она перестала быть человеком и стала похожа на обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества.

Лишь человек способен сберечь свет и тепло. И не только потому, что умеет добывать уголь, нефть, а потому, что умеет хранить в душе и передавать другим свет и тепло доброты. В этом проявляется мудрость человека. А доросли ли Настя и Митраша до такой мудрости?

— Что помогло Митраше выбраться из Слепой елани? /слайд 9/

* терпение

*отвага Словарь нравственных понятий

* решительность

* смелость

— Как ведут себя дети после встречи? Почему?

— Как вы понимаете выражение: “Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь”?

Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, себялюбием. Эта борьба суровая и трудная. Но только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.

Итог урока

Подходит к концу наше исследование. Давайте подведём итоги.

— Что послужило причиной бедствий Насти и Митраши?

— Что из приключений героев наиболее запомнилось?

— Какие нравственные уроки вы извлекли из пережитого героями?

— Почему жители деревни говорили о Митраше: “Был мужичок… да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой”?

Мужичок — слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок — это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.

А теперь оценим свою работу на уроке ( обучающиеся высказывают своё мнение). Обсуждение оценок.

Рефлексия. /слайд 10/

Домашнее задание. /слайд 11/

Написать сочинение-миниатюру на тему: «Чему меня учит сказка – быль М.М.Пришвина?»

Использованные ресурсы:

  1. http://wikipedia.org

  2. http://1september.ru

  3. http://www/uroki.net

  4. http://www.itn.ru

  5. http://schoolcollection.edu.ru

Интересный материал? Поделиться с другими:
Всё для учителя