Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Ленинского района
«Лучшие практики в системе дополнительного образования детей»
Миненкова Елена Андреевна,
педагог дополнительного образования
Нижний Тагил
2022 г.
Введение
В настоящее время формирование прочных знаний, умений и навыков, экологически целесообразного поведения, этических норм и принципов отношения к окружающей природной среде невозможно в рамках только классно-урочной системы. Необходимо расширение контактов, учащихся с природой и животным миром. Вовлечение их в реальную, практическую деятельность по изучению животного мира и охране окружающей среды.
Дополнительное образование детей – совершенно иное явление, нежели традиционная внеклассная и внешкольная деятельность. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики. Эмоциональная насыщенность – еще одна особенность развития дополнительного образования детей. Ее важность объясняется необходимостью противостоять «засушенности» учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-нравственного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте. Развитие чувств необходимо детям как средство формирования целостной картины мира.
Сложившаяся ситуация и всё более возрастающие показатели уровня тревожности детей заставляют педагогов искать новые подходы в разрешении возникающих у них проблем, создавать безопасные, эффективные, терапевтичные и здоровьесберегающие технологии, одной из
которых, является естественная анималотерапия.
Актуальность практики.
Давно известно, что созерцание живой природы успокаивает человека, врачует его душу и тело. Люди с большим удовольствием любуются животными, птицами, рыбками и бабочками, особенно в их естественной среде обитания. Непосредственный контакт с живыми существами так же полезен для улучшения самочувствия, снятия стресса, одаривает радостными эмоциями.
Описание практики.
Анималотерапия (от латинского «animal» − животное) − вид терапии, использующий настоящих животных (безопасных для общения) и их образы, рисунки, игрушки для оказания психотерапевтической помощи. Это цивилизованный научный метод лечения и профилактики, положительное действие которого на человека подтверждено.
Анималотерапия открывает широкие возможности в лечении и профилактике множества заболеваний. Несколько основных функций анималотерапии:
— функция общения: животные в процессе взаимодействия с человеком
помогают ему преодолеть чувство одиночества, становясь партнерами в общении, эта функция считается первостепенной;
— психофизиологическая функция: общение человека с животными нормализует работу нервной системы и снимает различные проявления стресса;
— реабилитационная функция: взаимодействие человека и животного ускоряет социальную и психическую реабилитацию.
Животные с древних времен были постоянными спутниками людей. О влиянии домашних животных на поведение детей известно давно.
Постоянное общение с животными с юных лет позволяет постичь навыки невербального общения и развивает интуитивное постижение мира. Через взаимодействие с животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, т.е. эмпатия, качество, необходимое для успешного общения.
Игра с питомцами, их тренировка и дрессировка, просто зрительное созерцание, воспоминание, воссоздание образа вызывают множество положительных эмоций, умиротворяют ребёнка. Наблюдение за животными и взаимодействие с ними усиливает внимание, настойчивость, стимулирует вербальную и невербальную активность, меняет их поведение в лучшую сторону.
Животные как источник интереса со стороны детей могут быть также отвлекающим фактором, снижающим напряжение во многих ситуациях.
Особенность занятий состоит в том, что технология позволяет учитывать психоэмоциональное состояние детей и использовать два аспекта композиционного построения: структурный, предполагающий наличие четкого разработанного плана с учетом необходимого времени для всех упражнений, переходов между ними, и процессуальный, позволяющий следить за самим процессом самовыражения детей, отвечать на конкретные их вопросы и уделять большее внимание развитию динамики взаимодействия в группе.
Уже несколько лет использую технологию естественной анималотерапии на занятиях в моем объединении. Она направлена на снятие эмоционального напряжения в период адаптации к школьному режиму, коррекции межличностных отношений у детей испытывающих трудности в общении, а также коррекции эмоциональных проблем, страхов, замкнутости, чувства одиночества и, неадекватной самооценки, агрессивности. Занятия проводятся в живом уголке, где имеется большой аквариум, крысы, мыши, хомяки, морские свинки, кролики, шиншиллы, попугаи и домашние птицы.
На занятиях с детьми, имеющими эмоционально-личностные нарушения — тревожными, агрессивными, гиперактивными — на первый план выходит задача создания позитивной эмоциональной установки на общение с животными, благоприятной среды для расслабления и самовыражения за счет контакта с ручными зверями и птицами. Дети младшего школьного возраста нуждаются в расширении кругозора, в получении знаний об окружающем мире, о законах природы.
Анималотерапевтическое занятие обычно длится 30-40 минут.
Перед тем как проводить занятия, необходимо провести подробную психологическую диагностику детей эмоционально-личностных и коммуникативных проблем (негативизм, страхи, неврозы и др.), посредством вербального общения. Группа детей, сформированная для занятий, должна быть одного возраста, не превышающая 10-12 человек. Инновацией следует считать интеграционный подход в выстраивании технологии, а также заявленную тематику работы с её реализацией в системе учебно-воспитательной деятельности дополнительного образовательного учреждения.
Общение с грызунами помогает неуверенным в себе детям преодолеть замкнутость и победить комплексы. Тактильный контакт с маленькими мягкими зверьками расслабляет мелкую мускулатуру, снижает тревогу, эмоциональное напряжение и агрессию. Детей они учат бережному и аккуратному отношению.
Грызуны учат своих маленьких хозяев внимательности, терпимости (приходится подстраиваться не только под характер питомца, но и под его режим). Кроликов и морских свинок дети просто обожают, поскольку с ними можно играть не только дома, но и на улице, их можно погладить, подержать на руках, они неприхотливы в питании.
Птицы развивают у детей чувство внимательности, ответственности, терпения. Если у ребенка есть логопедические проблемы, он может частично их решить, тщательно проговаривая трудные слова с пернатым питомцем. Лечебный эффект при общении с птицами заключается здесь в основном в психологии: простом созерцании веселых, щебечущих птиц надежно предохраняет от хандры, меланхолии, депрессивных состояний. А прослушивание их переливчатых трелей и мелодий — замечательное средство от многих нервных болезней, переутомления и апатии.
Если у ребенка есть логопедические проблемы, он может частично их решить, тщательно проговаривая трудные слова с пернатым питомцем.
Наблюдение за жителями аквариума положительно сказывается на зрении, человек получает возможность эмоциональной разрядки, отвлекается от проблем.
Обитатели аквариума могут научить внимательности и созерцательности, что важно для гиперактивных детей. Влияние этих молчаливых животных на развитие ребенка заключается в том, что на них приятно смотреть, наблюдать за их размеренной жизнью. Такие питомцы идеально подходят для взбалмошных и непослушных детей, ведь они действуют успокаивающе на нервную систему человека. Разглядывая подворный мир, наблюдая за плавающими рыбками, человек успокаивается, расслабляется и восстанавливает силы.
В анималотерапии используются не только животные, но и их изображения и символы. Например, просмотр фильмов о животных или с участием животных — прекрасный способ расслабления, и отключения от ситуации.
Практическая значимость данной практики состоит в гармонизации психоэмоционального состояния детей, снятие невротических расстройств, повышение самооценки, а также стимуляция развития такого новообразования младшего школьного возраста, как рефлексия развития межличностных отношений и расширение коммуникативной компетентности. Интегрированные занятия способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и могут быть использованы на уроках в начальной школе с использованием интерактивной доски, на развивающих занятиях в системе дополнительного образования.