Урок №28
Лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс».
Антитеза в лирическом произведении
Педагогическая задача: способствовать формированию представления о М.Ю.Лермонтове как великом русском поэте, развитию интереса к его поэтическому творчеству.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
-
Познавательная сфера: владеть знаниями о творчестве М.Ю.Лермонтова как великого русского поэта; различать образ лирического героя в лирике; выявлять в поэтическом тексте значимые изобразительно-выразительные средства языка.
-
Ценностно-ориентированная сфера: формировать собственное отношение к произведениям М.Ю.Лермонтова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции в тексте.
-
Коммуникативная сфера: строить устный ответ с использованием цитирования; закрепить навыки выразительного чтения.
-
Эстетическая сфера: определять художественные функции произведений.
Личностные: осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные:
-
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, в различных источниках.
-
Регулятивные: овладевать способностью понимать учебные задачи урока; отвечать на вопросы; сравнивать и делать выводы; оценивать свои достижения на уроке.
-
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение, демонстрировать уважительное отношение к другим.
Формы обучения: фронтальная (устное рецензирование, анализ стихотворения, беседа, практическая работа по выявлению антитезы и её роли в стихотворении), индивидуальная (выразительное чтение).
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к стихотворению «Утёс», презентация.
Основные понятия и термины: поэтическая интонация, антонимы, антитеза, эпитеты, олицетворения.
Сценарий урока
I. Вступительное слово учителя
Сегодня мы с вами выступим в роли исследователей, а объектом для исследования выступит текст М. Ю. Лермонтова «Утес». С творчеством этого замечательного поэта мы уже знакомы, и после нашей коллективной работы вам дома предстоит написать самостоятельную работу по анализу этого стихотворения.
II. Проверка домашнего задания. Определение размер стихотворения
-
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далёких чуждых стран. (М.Ю.Лермонтов «Два великана) -хорей
-
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?.. (М.Ю.Лермонтов «Парус») — ямб
-
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня! (М.Ю.Лермонтов «Узник») — хорей
-
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья. (М.Ю.Лермонтов «Нищий») — ямб
-
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть. (М.Ю.Лермонтов «Молитва») — ямб
-
Выхожу один я на дорогу; хорей
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит. (М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…»)
-
Постановка целей и задач урока.
Цели:
-
Продолжить знакомство с поэзией М.Ю.Лермонтова;
-
Отработать приемы лингвистического анализа на основе целостного восприятия, познакомиться с понятием «антитеза»
Задачи:
-
Определить основную тему творчества М.Ю.Лермонтова
-
Уметь находить и правильно определять в тексте средства художественной выразительности
-
Закрепить знание учащихся о тропах и помочь усвоить новые понятия.
-
Развивать навыки осознанного выразительного чтения.
IV. Изучение нового материала.
-
Выполните задание по образцу:
Море – суша, свет — ________ , правый — ___________ ,
небо – земля, север — ________ , добрый — ____________.
Как называются эти слова? ______________________
В парах слов использована антитеза.
-
Сформулируйте понятие «антитеза».
АНТИТЕЗА – это _________________________________________
-
Отметьте пословицы, основанные на антитезе:
-
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
-
Делу – время, а потехе – час.
-
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
-
К большому терпению придёт и умение.
-
Ученье — свет, а неученье — тьма.
-
Прослушайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утёс» и постарайтесь представить то, о чём пишет автор.
-
Мы уже говорили о М.Ю.Лермонтове в 5 и 6 классах, и сейчас мы попытаемся определить, какая тема в его творчестве является основной (проблемный вопрос)
На интерактивной доске выводится 4 отрывка из стихотворений
1) Выхожу один я на дорогу…..
2) Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом…
3) На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна..
4) Один я в тишине ночной;
Свеча сгоревшая трещит…
Ученики дают ответ – главный мотив (тема) лирики М.Ю.Лермонтова- одиночество.
-
А как вы думаете почему именно тема одиночества становится главной темой лирики поэта? (ответ: рассказ о детстве поэта).
V.Практическая деятельность. Откройте учебник (стр.158), ответьте на вопросы:
-
О чём рассказывает автор? (тема) ____________________________________
-
Кто главные герои? _______________ и __________
-
Укажите эпитеты: тучка (______________) след (_____________)
-
Запишите олицетворения:
-
Какие образы — символы использует автор?
-
Какие качества олицетворяют образы тучки и утёса?
Тучка (какая?)_________________________________________________________
Утёс(какой?)______________________________________________________________
-
В каких словах стихотворения использована антитеза:
Тучка умчалась – утёс _____________________
Тучка весело играет – утёс ____________________________
Тучка (она) – утёс (_____)
-
Какое чувство противопоставляется радостному настроению тучки?
-
Каков основной мотив стихотворения?______________________
-
Что символизируют золотая тучка и утёс-великан?
-
О чем заставляет задуматься нас это стихотворение? Какой урок преподносит нам автор?
-
Определите стихотворный размер:
Ночевала тучка золотая
На груди утёса – великана…
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности
Обучающиеся оценивают свою деятельность в течение урока:
№ |
Вид деятельности |
Оценки |
||
1 |
Подбор пар |
0 |
1 |
2 |
|
|
|
||
2 |
Формулирование понятия «антитеза» |
|
|
|
3 |
Выбор пословиц |
|
|
|
4 |
Анализ стихотворения |
|
|
|
5 |
Определение стихотворного размера («Утёс) |
|
|
|
|
Итоговая оценка |
|
|
|
10 баллов – «5» 7 — 8 баллов – «4» 5 — 6 баллов – «3»
Домашнее задание: выбираем одно из трёх заданий по желанию
1. Написать сочинение
Горечь одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Утёс»
-
Устный анализ стихотворения по плану.
-
5 пословиц, основанных на антитезе.