Урок понимания карты.
Описание урока.
Урок понимания карты проводила в 10 классе. Для моделирования была выбрана конфигурация восклицательного знака, в условиях классного помещения такое моделирование самое наглядное. Три ряда парт, два крайне плотно расположены к стене и окну, поэтому образуется 2 прохода с обеих сторон среднего ряда.
Цель: научить сложную структуру карты выражать через более простую схему и таким образом научить понимать и объяснять как и почему возникали города именно в данном месте.
1часть урока.
В начале урока первым на свои места разрешила пройти учащимся, сидящим на 1-ой и 2-ой партах каждого ряда. Затем прошли на свои места все остальные. Им чтобы занять свои места пришлось пройти по проходам до конца рядов. После того, как все заняли свои места, я спросила: « Почему второй группе пришлось обходить все парты?» Ответ: «Вероятно, потому что нельзя прыгать через ряды и парты другого ряда, хотя так было бы ближе и быстрее». Таким образом у нас на пути есть барьер- это барьер проницаемости ( таким образом введено понятие барьер проницаемости). Проходы между партами-каналы проницаемости.
Далее предлагаю учащимся с разных рядов и парт выйти из кабинета, минуя учительский стол. Он в моём кабинете длинный демонстрационный, практически выйти можно только пройдя вдоль моего стола, один за другим. Каждый выходящий оказывается у меня в этот момент под контролем (например-показать дневник) и вся ситуация в целом.
Объясняю, что такая точка контроля, где сходятся каналы проницаемости есть узел каналов проницаемости. Из него можно контролировать всё пространство класса. После обсуждения на доске и в тетрадях чертим схему класса, при этом не вычерчиваем квадраты парт, а каждый ряд парт обозначаем прямой линией. Вычерчиваем барьеры, каналы и узлы проницаемости. Делаем вывод, сто планировка помещения- это пространственная организация территории.
2часть урока.
Физическая карта России закреплена на классной доске и открыта в атласах за 8 класс. Находим Уральские горы. Далее на вычерченной схеме класса средний ряд подписываем г. Уральские. Первый проход между рядами на схеме подписываем Предуралье, второй- Зауралье. Прошу стрелкой показать, как надо двигаться, чтобы попасть из Предуралья в Зауралье и наоборот. Даём ответ на вопрос: « Почему г. Оренбург расположен именно так?». Определяем его значение.
3 часть урока.
Карта физическая Северной Америки. Даю задание: почему г. Атланта расположен именно в данном месте, найти причину и обосновать в виде схемы.
Для большинства учащихся это задание понятно, так как уже выстроена логическая цепочка: пространство- город. Далее делаем вывод о причинах возникновения г. Атланты, г. Бирмингем. Даю справку о роли и значении. Проверяю правильность вычерченной схемы.
4 часть урока.
Сообщаю и показываю вычерченные на листах другие конфигурации и территории на карте, им соответствующие.
5часть урока.
Подведение итогов урока и вывод о приобретённом новом умении читать карту.