План открытого урока по «Сольфеджио»
в рамках курсов повышения квалификации
Тема урока: «Развитие гармонического слуха на уроке сольфеджио»
3 класс отделение «Фортепиано»
Цель: закрепить теоретические знания в практических упражнениях по слуховому восприятию.
Задачи:
образовательные:
— закрепление навыков анализа музыкального текста;
— усвоение теоретических знаний по обсуждаемым понятиям;
развивающие:
— развитие способностей применять знания , умения, навыки в учебной
деятельности;
— развитие навыков логического мышления;
— способности четко излагать свои мысли.
воспитательные:
— воспитание вдумчивого отношения к любому виду занятий.
Формы работы: групповые и индивидуальные.
Ход урока
1 блок 1.Интонационные упражнения. D-dur с аккомпанементом простой и сложный.
(Спросить об аккомпанементе. Минорный лад назад.)
2. Пение по 2 звука с окончанием на разных ступенях(когда окончание будет звучать устойчиво?) Введение прерванного оборота на Iступени. Вопрос: почему при окончании в мелодии на тонике всё равно не звучит устойчиво?
3. Пение секундами и терциями. Послушать красоту параллельного движения, красоту интервалов (говорить «красиво», «некрасиво», «пусто»).
4. Упражнение на вводный тон (показывает ученик).
5. Спеть из домашнего задания последовательность по — одному.
6. Посмотреть запись на доске и спеть вместе.
I – III – IV – III – II – I –I– I – VII- I
5 – 3 — 3 — 3 — 4 — 5 -4- 3 3- 1
7. Спеть последовательность.
2 блок Слуховой анализ.
а) допевание до тоники в разных тональностях (в мажоре и миноре);
б) спеть попевки «это секстаккорд», «квартсекстаккорд» с гармонией, повторить всем вместе.
в) играть последовательность, спрашивать тоника или нет;
г) сказать, появится ли сейчас тоника? С обманом;
д) сколько шагов до тоники: обороты T-D, T-S- (вопрос: в каком случае сразу прозвучит тоника, в каком хочется услышать ещё что-то? )
е) ступени в двухголосной последовательности (взять клавиатуру).
Устное определение ступеней баса в двухголосной последовательности (цепочка интервалов), затем в трёхголосной.
а) I – III – IV – III – II – I – VII – VII – I
5 – 3 — 3 — 3 — 4 — 5 — 6 — 5 — 3
б)Т6 – D64 – Т53 – S64 – MVll7 – D65 – T53
в) T53 – D65 – T53 – S6 – K64 – D7 – T53
С изменением + S6 (гарм) – II 34 (без теоретического обоснования, на слух)
3 блок Подбор
а) отработать «Котёнок». Откуда взялся бас к номеру? Из чего он состоит? Только из главных ступеней или нет?
б) «Кошку девочка бранила» с пением и ГТЛ в разных фактурах.
в) пение мелодии со словами, в фактуре. Почему называется ГТЛ.
г) «Барабанщики» от разных звуков.
д) «Барабанщики» с басом из главных ступеней (выученное домашнее задание).
Первоначальный аккомпанемент:
1т |
2т |
3т |
4т |
5т |
6т |
7т |
8т |
Т53
|
D53 |
D53 |
Т53
|
S53 |
Т53
|
D53 |
Т53
|
Второй вариант: определяются на слух изменения
1т |
2т |
3т |
4т |
5т |
6т |
7т |
8т |
Т53
|
D53 |
II D53 |
Т53
|
S53 |
Т53 III#
|
II D53 |
Т53
|
Отметить звёздочкой, где изменился бас и затем из ll, lII (повыш.), Vll (пониж.). Дома подобрать.
е) Пение романса М.И. Глинки «Ты, соловушко, умолкни…»
Домашнее задание: Подобрать бас к «Барабанщики лихие» из предложенных ступеней. I V IV II I VI (смена гармонии необходима не по только сильным, но и слабым долям)
Литература
-
Давыдова Е. ,Запорожец С. СОЛЬФЕДЖИО для 3 класса ДМШ “
Музыка”, 1981 г.
-
Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. 3 класс, "Композитор" , 1998 г.