Конспект урока «Приемы развития гармонического слуха на уроках сольфеджио»

План открытого урока по «Сольфеджио»

в рамках курсов повышения квалификации

Тема урока: «Развитие гармонического слуха на уроке сольфеджио»

3 класс отделение «Фортепиано»

Цель: закрепить теоретические знания в практических упражнениях по слуховому восприятию.

Задачи:

образовательные:

— закрепление навыков анализа музыкального текста;

— усвоение теоретических знаний по обсуждаемым понятиям;

развивающие:

— развитие способностей применять знания , умения, навыки в учебной

деятельности;

— развитие навыков логического мышления;

— способности четко излагать свои мысли.

воспитательные:

— воспитание вдумчивого отношения к любому виду занятий.

Формы работы: групповые и индивидуальные.

Ход урока

1 блок 1.Интонационные упражнения. D-dur с аккомпанементом простой и сложный.

(Спросить об аккомпанементе. Минорный лад назад.)

2. Пение по 2 звука с окончанием на разных ступенях(когда окончание будет звучать устойчиво?) Введение прерванного оборота на Iступени. Вопрос: почему при окончании в мелодии на тонике всё равно не звучит устойчиво?

3. Пение секундами и терциями. Послушать красоту параллельного движения, красоту интервалов (говорить «красиво», «некрасиво», «пусто»).

4. Упражнение на вводный тон (показывает ученик).

5. Спеть из домашнего задания последовательность по — одному.

6. Посмотреть запись на доске и спеть вместе.

I – III – IV – III – II – I –I– I – VII- I

5 – 3 — 3 — 3 — 4 — 5 -4- 3 3- 1

7. Спеть последовательность.

2 блок Слуховой анализ.

а) допевание до тоники в разных тональностях (в мажоре и миноре);

б) спеть попевки «это секстаккорд», «квартсекстаккорд» с гармонией, повторить всем вместе.

в) играть последовательность, спрашивать тоника или нет;

г) сказать, появится ли сейчас тоника? С обманом;

д) сколько шагов до тоники: обороты T-D, T-S- (вопрос: в каком случае сразу прозвучит тоника, в каком хочется услышать ещё что-то? )

е) ступени в двухголосной последовательности (взять клавиатуру).

Устное определение ступеней баса в двухголосной последовательности (цепочка интервалов), затем в трёхголосной.

а) I – III – IV – III – II – I – VII – VII – I

5 – 3 — 3 — 3 — 4 — 5 — 6 — 5 — 3

б)Т6 – D64 – Т53 – S64 – MVll7 – D65 – T53

в) T53 – D65 – T53 – S6 – K64 – D7 – T53

С изменением + S6 (гарм) – II 34 (без теоретического обоснования, на слух)

3 блок Подбор

а) отработать «Котёнок». Откуда взялся бас к номеру? Из чего он состоит? Только из главных ступеней или нет?

б) «Кошку девочка бранила» с пением и ГТЛ в разных фактурах.

в) пение мелодии со словами, в фактуре. Почему называется ГТЛ.

г) «Барабанщики» от разных звуков.

д) «Барабанщики» с басом из главных ступеней (выученное домашнее задание).

Первоначальный аккомпанемент:

Т53

D53

D53

Т53

S53

Т53

D53

Т53

Второй вариант: определяются на слух изменения

Т53

D53

II D53

Т53

S53

Т53 III#

II D53

Т53

Отметить звёздочкой, где изменился бас и затем из ll, lII (повыш.), Vll (пониж.). Дома подобрать.

е) Пение романса М.И. Глинки «Ты, соловушко, умолкни…»

Домашнее задание: Подобрать бас к «Барабанщики лихие» из предложенных ступеней. I V IV II I VI (смена гармонии необходима не по только сильным, но и слабым долям)

Литература

  1. Давыдова Е. ,Запорожец С. СОЛЬФЕДЖИО для 3 класса ДМШ “

Музыка”, 1981 г.

  1. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. 3 класс, "Композитор" , 1998 г.

Интересный материал? Поделиться с другими:
Всё для учителя