Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Э.Т.А. Гофман. Щелкунчик и мышиный король».

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новосельская ООШ»

Московская область Раменский район с.Новое

Конспект урока по литературному чтению в 3классе

«Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и мышиный король»

подготовила:

учитель начальных классов

Постникова Наталия Викторовна,

январь 2017г

Цель:

Исследование и изучение особенностей жанра волшебной сказки в произведении Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

Задачи урока:
1. Выявить особенности жанра волшебной сказки в этом произведении для создания автором образа предчувствия чуда
2. Развивать у учащихся:
• исследовательские умения и навыки;
• выразительное интонационное чтение;
• умение анализировать язык музыкального произведения;
• фантазию, воображение.
3. Воспитывать у учащихся заинтересованность в изучении произведений мировой литературы и музыкальной культуры; чувства доброты, чуткого отношения к окружающим людям.

Формируемые УУД: освоение приёмов поиска нужной информации; умением высказывать и пояснять свою точку зрения; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы, умение выступать перед другими.

Оборудование:
1. Учебник для 4класса « Литературное чтение». Автор: Чуракова Н. А. 
2. П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик», «Вальс цветов», «Нашествие мышей» — аудиозапись.
Технические средства обучения: компьютер, ИД, музыкальный центр.

I.Включение в учебную деятельность.

Звучит музыкальная тема «Феи Драже» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик», на ИД ярко светится елка.

-Слышите? Как нежно и светло звучит музыка.

Тихо-тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом

В удивительном наряде разноцветном, расписном

То она метелью кружит, то вдруг рыбкой проплывет,

То в волшебную страну нас всех с собою уведет…

— Какую атмосферу в классе нам помог создать этот музыкальный фрагмент? (ожидание чуда)

-Где чаще всего случаются чудеса? (в волшебных сказках)

Учитель: Назовите одну-две волшебные сказки. (Дети называют сказки)

II.Актуализация знаний

-Разбейте на группы (на ИД названия авторских и народных сказок)

— А какие это сказки: авторские или народные? (Дети называют и доказывают).

III. Постановка целей и определение темы урока.

— Похож ли сказочный мир Гофмана на волшебный мир этих сказок? (Ответы детей.)

— Да, ребята, он отличается, у него есть свои особенности и секреты.

— Предположите, о чём пойдет речь на нашем уроке?

– Сегодня на уроке нам предстоит исследовать описание волшебного мира в сказке Гофмана и сравнить с аналогичным миром в народных сказках.

-Эта тема рассчитана на 2 урока. Сегодня мы начнем наше исследование, а на следующем уроке продолжим эту работу.

IV. Проверка домашнего задания.

1.-Дома вы прочитали главы « Чудеса» и « Битва». Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном (на доске выставка рисунков)

-Что помогает нам совершить сегодня путешествие в волшебный мир сказки? (прекрасная музыка П.И.Чайковского)

-А знаете ли вы, почему Чайковский написал балет «Щелкунчик»? (П.И. Чайковский тоже прочитал эту сказку и она ему очень понравилась. И он решил написать музыкальный спектакль.)

( выступление учащегося)

V.Работа по теме урока.

1.Работа в группах.

К какому жанру относится наше произведение? (жанр волшебной авторской сказки)

— Мы знаем, что в народных волшебных сказках также есть описание реального и волшебного мира.

Сегодня мы будем с вами исследователями.

Учитель.

-На столах у вас приготовлены зеленые листы, на которых вы прочитаете характерные черты сказок. Вспомните, какие характерные черты народных волшебных сказок вы знаете, выберите из списка подходящие( по вашему мнению) , неподходящие-вычеркните. Группа, закончившая работу первой поднимают руки, отвечает и защищает свою работу. Особенности волшебных народных сказок:

— двоемирие

— тотемизм

— волшебный помощник

— волшебный предмет

— магические числа

— троекратные повторы

-заклички

-цвет

-победа добра

-чудесные превращения

-трудные испытания

Особенности волшебной сказки Гофмана: ….

— двоемирие

— волшебный помощник

— волшебный предмет

— магические числа

2.Учитель. Заполняем белый листок.

-Особенности волшебного мира сказки Гофмана. Обратимся к авторскому тексту. Откройте учебник на странице 118 и найдите отрывок, в котором начинаются чудеса.

-С каких слов начинается этот отрывок? (Она заперла шкаф и …)

— Прочитайте отрывок про себя и поищите в нем приметы волшебных сказок, о которых мы говорили.

Дети по ходу чтения находят приметы, обсуждают, записывают на листах:

-волшебные превращения;

-волшебный помощник;

-магические числа;

-двоемирие

Группа, закончившая работу первой отвечает, доказывая ответ ссылкой на текст.

— Посмотрите на экран, делайте, пожалуйста, вывод.

Вывод: В сказке Гофмана не все приметы волшебных сказок встречаются.

А те, что встречаются имеют свои особенности (волшебных превращений множество, Дроссельмейер – помощник, но совсем не похож на сказочную фею из «Золушки»).

— А где мы встречаем приметы, не попавшие в наш список?

Дети: в народных сказках.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

3.Учитель. Продолжим наше исследование. Сейчас вопрос для очень внимательных слушателей. Прослушайте музыкальный отрывок из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» и определите, какой части нашей главы он соответствует?

(Включается музыка « Нашествие мышей)

Дети слушают, совещаются, отвечают.

— Расскажите, как вы догадались?

— Композитору удалось музыкальными средствами создать образ, который вы узнали, через музыку показать страшное нашествие мышей.

А как это делает Гофман? Найдите отрывок, прочитайте.

Дети читают отрывок вслух, по группам (1-2 человека).

Учитель. Какие еще средства использует автор?

Дети отвечают, ссылаясь на текст.

Вывод: Гофман прибегает к разным средствам:

— создает слуховой образ ( топоток, перешептывание, попискивание и пр.)

— оживают игрушки

— светится шкаф (световой эффект)

— разговаривают часы, куклы, Щелкунчик.

VI. Обобщение по теме

Учитель. Давайте подведем итог нашей работы. Каковы же особенности волшебного мира в сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик или Мышиный Король»?

Дети: волшебный мир сказки Гофмана имеет свои особенности: множество волшебных превращений, оживают куклы, предметы приобретают несвойственные им признаки, автор использует слуховой образ, световые эффекты.

Самооценка. Подведем итог работы по группам (самооценка детей). -Оцените свою работу. Кто был в вашей группе самым активным, инициативным, кому бы вы поставили сегодня за работу 5?

Молодцы, работали хорошо, спасибо всем.

VII.Рефлексия.

На елку мы повесим шары, которые соответствуют нашему настроению: Желтый цвет — радостное, светлое, хорошее настроение

Зеленый цвет — спокойное, уравновешенное

Синий цвет — грустное, печальное, тоскливое

VIII.Домашнее задание (в воздушном шаре находятся напечатанные задания на листочках. Хлопаем шарик, и из него высыпаются листочки)

Прилетел воздушный шарик и принес задания на дом:

  1. Нарисовать словесный портрет Мари

  2. Нарисовать словесный портрет Щелкунчика

  3. Рисунок Мари

  4. Рисунок Щелкунчика

  5. Рисунок Мышиного войска

  6. Рисунок войска Щелкунчика

  7. Составить кроссворд по сказке

  8. Пересказ понравившегося отрывка

  9. Рисунок любимого героя

  10. Нарисовать словесный портрет Мари

  11. Нарисовать словесный портрет Щелкунчика

  12. Рисунок Мари

Литература:

1. Учебник для 3класса « Литературное чтение». : Чуракова Н. А. Академкнига,2014.
2. П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик», «Вальс цветов», «Нашествие мышей» — аудиозапись.

Интересный материал? Поделиться с другими:
Всё для учителя