Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новосельская ООШ»
Московская область Раменский район с.Новое
Конспект урока по литературному чтению в 3классе
«Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и мышиный король»
подготовила:
учитель начальных классов
Постникова Наталия Викторовна,
январь 2017г
Цель:
Исследование и изучение особенностей жанра волшебной сказки в произведении Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
Задачи урока:
1. Выявить особенности жанра волшебной сказки в этом произведении для создания автором образа предчувствия чуда
2. Развивать у учащихся:
• исследовательские умения и навыки;
• выразительное интонационное чтение;
• умение анализировать язык музыкального произведения;
• фантазию, воображение.
3. Воспитывать у учащихся заинтересованность в изучении произведений мировой литературы и музыкальной культуры; чувства доброты, чуткого отношения к окружающим людям.
Формируемые УУД: освоение приёмов поиска нужной информации; умением высказывать и пояснять свою точку зрения; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы, умение выступать перед другими.
Оборудование:
1. Учебник для 4класса « Литературное чтение». Автор: Чуракова Н. А.
2. П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик», «Вальс цветов», «Нашествие мышей» — аудиозапись.
Технические средства обучения: компьютер, ИД, музыкальный центр.
I.Включение в учебную деятельность.
Звучит музыкальная тема «Феи Драже» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик», на ИД ярко светится елка.
-Слышите? Как нежно и светло звучит музыка.
Тихо-тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом
В удивительном наряде разноцветном, расписном
То она метелью кружит, то вдруг рыбкой проплывет,
То в волшебную страну нас всех с собою уведет…
— Какую атмосферу в классе нам помог создать этот музыкальный фрагмент? (ожидание чуда)
-Где чаще всего случаются чудеса? (в волшебных сказках)
Учитель: Назовите одну-две волшебные сказки. (Дети называют сказки)
II.Актуализация знаний
-Разбейте на группы (на ИД названия авторских и народных сказок)
— А какие это сказки: авторские или народные? (Дети называют и доказывают).
III. Постановка целей и определение темы урока.
— Похож ли сказочный мир Гофмана на волшебный мир этих сказок? (Ответы детей.)
— Да, ребята, он отличается, у него есть свои особенности и секреты.
— Предположите, о чём пойдет речь на нашем уроке?
– Сегодня на уроке нам предстоит исследовать описание волшебного мира в сказке Гофмана и сравнить с аналогичным миром в народных сказках.
-Эта тема рассчитана на 2 урока. Сегодня мы начнем наше исследование, а на следующем уроке продолжим эту работу.
IV. Проверка домашнего задания.
1.-Дома вы прочитали главы « Чудеса» и « Битва». Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном (на доске выставка рисунков)
-Что помогает нам совершить сегодня путешествие в волшебный мир сказки? (прекрасная музыка П.И.Чайковского)
-А знаете ли вы, почему Чайковский написал балет «Щелкунчик»? (П.И. Чайковский тоже прочитал эту сказку и она ему очень понравилась. И он решил написать музыкальный спектакль.)
( выступление учащегося)
V.Работа по теме урока.
1.—Работа в группах.
— К какому жанру относится наше произведение? (жанр волшебной авторской сказки)
— Мы знаем, что в народных волшебных сказках также есть описание реального и волшебного мира.
Сегодня мы будем с вами исследователями.
Учитель.
-На столах у вас приготовлены зеленые листы, на которых вы прочитаете характерные черты сказок. Вспомните, какие характерные черты народных волшебных сказок вы знаете, выберите из списка подходящие( по вашему мнению) , неподходящие-вычеркните. Группа, закончившая работу первой поднимают руки, отвечает и защищает свою работу. Особенности волшебных народных сказок:
— двоемирие
— тотемизм
— волшебный помощник
— волшебный предмет
— магические числа
— троекратные повторы
-заклички
-цвет
-победа добра
-чудесные превращения
-трудные испытания
Особенности волшебной сказки Гофмана: ….
— двоемирие
— волшебный помощник
— волшебный предмет
— магические числа
2.Учитель. Заполняем белый листок.
-Особенности волшебного мира сказки Гофмана. Обратимся к авторскому тексту. Откройте учебник на странице 118 и найдите отрывок, в котором начинаются чудеса.
-С каких слов начинается этот отрывок? (Она заперла шкаф и …)
— Прочитайте отрывок про себя и поищите в нем приметы волшебных сказок, о которых мы говорили.
Дети по ходу чтения находят приметы, обсуждают, записывают на листах:
-волшебные превращения;
-волшебный помощник;
-магические числа;
-двоемирие
Группа, закончившая работу первой отвечает, доказывая ответ ссылкой на текст.
— Посмотрите на экран, делайте, пожалуйста, вывод.
Вывод: В сказке Гофмана не все приметы волшебных сказок встречаются.
А те, что встречаются имеют свои особенности (волшебных превращений множество, Дроссельмейер – помощник, но совсем не похож на сказочную фею из «Золушки»).
— А где мы встречаем приметы, не попавшие в наш список?
Дети: в народных сказках.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
3.Учитель. Продолжим наше исследование. Сейчас вопрос для очень внимательных слушателей. Прослушайте музыкальный отрывок из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» и определите, какой части нашей главы он соответствует?
(Включается музыка « Нашествие мышей)
Дети слушают, совещаются, отвечают.
— Расскажите, как вы догадались?
— Композитору удалось музыкальными средствами создать образ, который вы узнали, через музыку показать страшное нашествие мышей.
А как это делает Гофман? Найдите отрывок, прочитайте.
Дети читают отрывок вслух, по группам (1-2 человека).
Учитель. Какие еще средства использует автор?
Дети отвечают, ссылаясь на текст.
Вывод: Гофман прибегает к разным средствам:
— создает слуховой образ ( топоток, перешептывание, попискивание и пр.)
— оживают игрушки
— светится шкаф (световой эффект)
— разговаривают часы, куклы, Щелкунчик.
VI. Обобщение по теме
Учитель. Давайте подведем итог нашей работы. Каковы же особенности волшебного мира в сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик или Мышиный Король»?
Дети: волшебный мир сказки Гофмана имеет свои особенности: множество волшебных превращений, оживают куклы, предметы приобретают несвойственные им признаки, автор использует слуховой образ, световые эффекты.
Самооценка. Подведем итог работы по группам (самооценка детей). -Оцените свою работу. Кто был в вашей группе самым активным, инициативным, кому бы вы поставили сегодня за работу 5?
Молодцы, работали хорошо, спасибо всем.
VII.Рефлексия.
На елку мы повесим шары, которые соответствуют нашему настроению: Желтый цвет — радостное, светлое, хорошее настроение
Зеленый цвет — спокойное, уравновешенное
Синий цвет — грустное, печальное, тоскливое
VIII.Домашнее задание (в воздушном шаре находятся напечатанные задания на листочках. Хлопаем шарик, и из него высыпаются листочки)
Прилетел воздушный шарик и принес задания на дом:
-
Нарисовать словесный портрет Мари
-
Нарисовать словесный портрет Щелкунчика
-
Рисунок Мари
-
Рисунок Щелкунчика
-
Рисунок Мышиного войска
-
Рисунок войска Щелкунчика
-
Составить кроссворд по сказке
-
Пересказ понравившегося отрывка
-
Рисунок любимого героя
-
Нарисовать словесный портрет Мари
-
Нарисовать словесный портрет Щелкунчика
-
Рисунок Мари
Литература:
1. Учебник для 3класса « Литературное чтение». : Чуракова Н. А. Академкнига,2014.
2. П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик», «Вальс цветов», «Нашествие мышей» — аудиозапись.