Тема: Изделия традиционных художественных промыслов .
6 класс
Цель: •способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства;
•закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке
Программные задачи:
•познакомить детей с древней народной игрушкой, живучестью этих образов в современной народной глиняной игрушке;
• добиваться единства формы и декора в детских игрушках; продолжать совершенствовать умение коллективно трудиться, радоваться результатам коллективной работы.
•привить любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров из прославленных центров народных промыслов.
Оборудование:
Для учителя:
• образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла
•цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, открытки
•таблицы с элементами узоров дымковской росписи
•образцы рисунков-упражнений
Для учащихся:
необходимые инструменты и материалы.
Ведущий метод: изучения нового материала с элементами интеграции; на нем используются объяснительно-иллюстративный метод в рамках деятельностного подхода к обучению.
Литературный ряд:
стихи о дымковской игрушке;сказка о Дымке;
План
1.Самоопределения к деятельности
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
3. Постановка учебной задачи
5. Первичное закрепление во внешней речи
4. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
6.Самостоятельная работа с самопроверкой
7. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия деятельности.
Ход
1.Самоопределения к деятельности
Цель: Включение в учебную деятельность.
Организационный момент. Ребята, сегодня мы с вами будем изучать игрушки, а вот какие? Это вам предстоит угадать.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель: Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. Как вы думаете,чем знаменито Дымково и о чем пойдет речь сегодня на уроке? – (ответы детей).
Чем знаменито Дымково? —
Игрушкою своей,
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги!
От капелек росы…
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы.
Она глядит не прянично —
Ликующе и празднично!
В ней молодость — изюминка!
В ней удаль и размах…
Сияет охра с суриком
На всей земле в домах.
Сияет охра с суриком,
Чтоб всем светло не сумрачно
И злость и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымково
Растают навсегда!
(В.Фофанов)
3. Постановка учебной задачи
Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели.
Ребята, чего бы вы сами хотели добиться?
Первое – это познакомиться с дымковской игрушкой. Научиться рисовать такую игрушку.
Молодцы, вы сами для себя поставили цель
4. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению
Знакомство с дымковской игрушкой мы начнем с презентации (показ и обсуждение слайдов). Обсуждение сопровождается вопросами учителя, которые направляют детей к получению новых знаний.
Дымковская игрушка.
Самая знаменитая глиняная игрушка. Родилась она в Дымковской слободе близь города Кирова. В старину на базарах устраивали праздники — ярмарки, которые назывались «свистопляской» или «свистуньей». Развлечением праздника были глиняные игрушки-свистульки. Крестьяне лепили их из красной местной глины и обжигали в печах.
Образы игрушек: разнаряженные щеголихи, няньки – «кормилки» с детьми на руках, лихие всадники, кони, важные индюки, и другие образы.
Цвета: желтый, синий, красный, зеленый, белый в фоне и черный цвета.
Орнамент: геометрический (круги, овалы, клетки, полоски, точки).
В облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы. На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.
Дымковская игрушка монолитна, а силуэт игрушек отличается мягкой плавностью и округлостью. Лепные детали оборок, косичек, жгутиков делают игрушку более выразительной (демонстрация игрушки).
•Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем, как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)
•Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
(Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии)
•Какие цвета брали для росписи игрушек?
(Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный).
— В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
Внимательно рассмотрите узоры на глиняных игрушках.
5. Первичное закрепление во внешней речи
Цель: Усвоение нового способа действий
Работа по таблице «Образцы геометрического орнамента в дымковской игрушке» (на доске).
•Как в узорах расположены элементы относительно друг друга? (в ряд, в шахматном порядке, в клетке между линиями).
•Где располагаются точки? (между кольцами, на кольцах, по краю колец).
•Каково цветовое сочетание элементов в узорах? (не более 3 – 4 цветов).
А сейчас мы отдохнем и продолжим работу.
Физкультминутка (Элементы танцевальных движений под народную музыку)
6.Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха.
А сейчас переходим уже к более сложной работе изображение дымковской игрушки .Показ изображения на доске.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
Давайте проверим, как вы усвоили новый материал? Я предлагаю вам рассмотреть вырезанные из цветного картона геометрические элементы и выбрать те, которые используются в дымковской росписи.
8. Рефлексия деятельности.
Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний.
Давайте сейчас устроим выставку работ и посмотрим, какие у вас интересные работы получились. Выберете тех, чьи работы получились самыми интересными.
А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен, кто не закончил свои работы, закончите дома. На этом наш урок закончен.