Урок обществознания в 9 классе по теме «Труд и трудовое право»
Учитель: Костылева Ольга Алексеевна, МКОУ ООШ с.Загарье Юрьянского района Кировской области
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развития критического мышления
Задачи урока — образовательная: формирование представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека; знакомство с понятийным аппаратом; — развивающая: развитие логическое мышление, умения пользоваться документами, применять теоретические знания в практических ситуациях; — воспитательная: воспитание правовой культуры учащихся, культуры общения
Оборудование: учебник Л.Н.Боголюбова «Введение в обществознание» — презентация «Трудовое право подростка» — Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ — раздаточный материал — рабочие листы
План урока:
-
Понятие «труд». Роль труда в жизни человека.
-
Принципы использования труда. Труд на предприятии.
-
Трудовое право
-
Особенности регулирования труда несовершеннолетних
-
Решение познавательных задач (практикум)
-
Стадия «Вызов» Учитель предлагает прослушать и обсудить притчу:
«Однажды прохожий увидел, как группа людей несет тяжелые камни. Подошел он к одному из них и спросил: «Что ты делаешь?»
— Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой.
С этим же вопросом, путник обратился ко второму и получил ответ:
— Деньги зарабатываю.
А третий на этот же вопрос ответил:
— Строю Шартрский собор!»
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
— О чем эта притча? Как вы ее понимаете?
— Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятия?
Учитель сообщает тему урока и цели урока: выяснить роль труда и познакомиться с основами трудового права.
— Что знаете по данной проблеме?
Учитель предлагает учащимся составить синквейн со словом «труд». Учащиеся зачитывают синквейны: сначала прилагательные (2 строка), затем глаголы (3 строка), законченное умозаключение в виде предложения (4 строка), ассоциации к слову труд (5 строка)
Затем проводится беседа:
-
Что такое труд?
-
Какие виды труда вы знаете?
-
Как вы считаете, какой труд важнее? Почему?
-
Что мы приобретаем благодаря труду?
-
Может ли человек прожить без труда?
Приведите примеры пословиц и поговорок о труде (отчет группы)
Как в них раскрывается роль труда?
Учитель подводит итоги беседы. Учащиеся заполняют словарь урока (приложение)
-
Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей
-
Виды труда: умственный, физический, производительный, непроизводительный.
2. Стадия «Осмысление» Учитель задает вопросы классу:
— Какая отрасль права регулирует общественные отношения по применению труда на предприятиях? (трудовое право)
— Какие источники трудового права вы знаете?
Источниками трудового права являются нормативно-правовые документы в которых закреплены нормы трудового права РФ: Конституция РФ и Трудовой кодекс.
Учащимся предлагается рассмотреть ст. 37 Конституции РФ и записать основные принципы использования труда.
Статья 37 Конституции РФ определяет основные принципы использования труда:
— труд в нашей стране свободен, это означает, что каждый гражданин вправе по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду, выбирать себе род занятий и профессию;
— принудительный труд запрещен, и из этого правила нет никаких исключений;
— каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих
требованиям безопасности и гигиены;
— труд каждого должен быть соответствующим образом вознагражден; какие-либо ущемления, дискриминация людей (т. е. разная оплата за равный труд) недопустимы;
— кроме того, труд должен быть оплачен, не ниже минимального размера оплаты труда;
— каждый человек имеет право на защиту от безработицы;
— за каждым человеком признается право на трудовые споры:
индивидуальные (работника и администрации) и коллективные (трудового коллектива и администрации), включая право на забастовку;
— каждый имеет право на отдых.
Результаты обсуждения заносятся в Словарь урока»
Свободен
Безопасен
Доброволен
Оплачиваем
Право на отдых
Право на разрешение споров
Трудовая деятельность большинства людей осуществляется на предприятиях. Учащимся предлагается ответить на вопросы и выполнить задания:
-
Назовите участников труда на предприятии.
-
Какие отношения между ними складываются?
-
Найдите в словаре урока термин «трудовые отношения».
-
Предположите, какие права и обязанности есть у работника и у работодателя.
При рассмотрении прав и обязанностей работника и работодателя может быть использована таблица:
Работник |
Линии сравнения |
Работодатель |
Право иметь |
Работа, рабочее место |
Обязанность предоставить |
Обязанность выполнять |
Исполнения трудовых функций работником |
Право использовать |
Право получать |
Зарплата |
Обязанность выплачивать |
Обязанность соблюдать |
Дисциплина труда |
Право требовать |
Право иметь |
Отдых |
Обязанность предоставить |
Обязанность соблюдать |
Беречь имущество |
Право требовать |
Учитель обращает внимание учащихся на то, что права работника — это обязанности работодателя и, наоборот, права работодателя — обязанности работника.
При трудоустройстве работник и работодатель заключают между собой трудовой договор. Задания для групп:
1. Познакомьтесь со статьями 56, 57 ТК РФ и выясните:
а) что такое трудовой договор;
б) кто выступает в качестве сторон трудового договора;
в) в чем состоят существенные и несущественные условия трудового договора;
2. Познакомьтесь со статьями 58,77 ТК РФ и выясните:
а) как определяются сроки трудового договора;
д) как регламентируется прекращение трудового договора.
3. Изучите статьи 63, 65 ТК РФ и выясните:
а) с какого возраста заключается трудовой договор;
б) какие документы необходимы при заключении трудового договора;
4. Познакомьтесь со статьей 66: что такое трудовая книжка, какие сведения в нее вносятся, каков порядок ее ведения и хранения.
5. Изучите статьи 91, 92 и выясните: какова продолжительность рабочего времени
Сообщение ученика по теме «Особенности регулирования труда несовершеннолетних»
3. Практикум
Для развития умения применять полученные знания при анализе и оценке конкретных ситуаций учитель организует в группах решение познавательных задач.
1.Группы получают тексты и задания к ним (приложение 1)
-
Учащиеся заполняют «словарь урока» (приложение 2)
Закрепление полученных знаний:
-
Назовите основные принципы использования труда по Конституции РФ
-
Назовите источники трудового права
-
Назовите участников трудовых отношений
-
Какие документы необходимы при устройстве на работу
-
Решение практических задач
4. Домашнее задание: знать «словарь урока», написать эссе
-
Труд – право или обязанность
-
«Труд облагораживает человека» В.Г.Белинский
5.Рефлексия:
По итогам занятия учитель делает вывод вместе с учащимися. Просит учащихся заполнить карточку «Пять слов об уроке» (твое отношение к проблеме урока, насколько интересен урок
Приложение 1
Текст 1
Ленивицу мать отправила на заработки к работодателю Метелице, дав ей свое письменное согласие на трудоустройство. Метелица заключила с 15-летней Ленивицей трудовой договор в письменной форме, разъяснила ей ее обязанности и пообещала щедрое вознаграждение за работу. По договору Ленивица должна была выбивать перины так, чтобы пух летел; готовить завтрак и обед; работать с 9.00 до 13.00. Первые несколько дней несовершеннолетняя Ленивица исправно выполняла свои обязанности. В следующие два дня она начала лениться, не приготовила завтрак, так как проспала, плохо выбила перины, а во время обеда перебила посуду. Затем она вообще перестала выбивать перины, а завтраки готовила время от времени. День ото дня она все больше ленилась и уже к 11.00 бросала все дела. В это время в город приехали бродячие артисты, которые давали представление как раз тогда, когда у Ленивицы был рабочий день. С той поры Ленивица вообще перестала ходить на работу. Метелица была очень недовольна своей работницей и предложила ей расторгнуть трудовой договор.
Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?
1) Метелица нарушила порядок и условия заключения трудового договора
2) Метелица установила своей работнице 24-часовую рабочую неделю
3) Ленивица выполняла свои обязанности в соответствии с трудовым договором
4) Права Метелицы были нарушены
Свой выбор аргументируйте.
Текст 2
Несовершеннолетний Буратино решил помочь папе Карло заработать денег и тайком устроился на работу в кукольный театр. Он согласился со следующим трудовым договором.
Трудовой договор.
«Кукольный театр», в лице директора Карабаса Барабаса, именуемый далее «работодатель», и Буратино, именуемый далее «работник», заключили настоящий договор о нижеследующем:
-
Работник Буратино принимается на работу в «Кукольный театр» по профессии «актер».
-
Договор является договором по основной работе.
-
Вид договора: на неопределенный срок.
-
Срок испытания: 3 месяца.
5. Права и обязанности работника:
— участвовать в спектаклях в вечернее и ночное время;
— соблюдать трудовую дисциплину;
— бережно относиться к театральному инвентарю.
-
Права и обязанности работодателя:
— вовремя выплачивать зарплату;
— обеспечивать безопасные условия труда. -
Особенности режима рабочего времени:
ненормированный рабочий день;
работать 7 дней в неделю.
8. Работнику устанавливается зарплата в раз мере 2 золотых монет в месяц.
9. Работнику устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью 28 рабочих дней.
Адреса и подписи сторон:
Работник: Буратино, актер,
адрес: дом папы Карло.
Подпись
Работодатель: Карабас Барабас, директор кукольного театра
Адрес: ул. Кукольная, 10
Подпись
Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?
1) Трудовой договор можно признать недействительным
2) Нарушены права работодателя
3) Права несовершеннолетнего Буратино соблюдены в полной мере
г) В трудовом договоре указаны только обязанности работника
Свой выбор аргументируйте
Текст 3
Главная героиня сказки «12 месяцев» устроилась служанкой в дом к своей мачехе. Мачеха устно оговорила все ее обязанности, которые заключались в том, чтобы выполнять работу по дому. Однако мачеха устную договоренность не соблюдала. 15-летняя девушка чистила снег, в сильный мороз ходила в лес за хворостом.
Частенько мачеха отправляла ее на несколько дней в соседнюю деревню, помочь своей сестре. Днем и ночью, не покладая рук, трудилась бедняжка, носила тяжелые ведра с водой, колола дрова, а по ночам гладила белье.
Приближались новогодние праздники, девушка возлагала большие надежды на них, рассчитывая встретить праздник дома у елки. Но коварная мачеха в новогоднюю ночь отправила ее в город за подснежниками. В цветочном магазине «12 месяцев» девушке помогли не только с подснежниками, но и предложили хорошую работу.
Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?
1) Для несовершеннолетних приемлема только устная форма договора
2) Нарушены нормы труда несовершеннолетних
3) Договор предусматривает только права и обязанности падчерицы
4) Мачеха нарушила порядок и условия заключения трудового договора
Свой выбор аргументируйте.
Приложение 2
Словарь урока
Труд и трудовое право
Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, называется_______________
Виды труда
Отрасль права, которая регулирует общественные отношения по применению труда на предприятиях ________________________
Источники трудового права:
1.______________________________________________________
2.______________________________________________________
Основные принципы использования труда в РФ:
1.___________________________________________________
2.___________________________________________________
3.___________________________________________________
4.___________________________________________________
5.___________________________________________________
6.___________________________________________________
Отношения, возникающие между людьми по поводу их непосредственного участия в процессе труда, называются _______________________________________
Стороны трудовых отношений
Соглашение между работодателем и работником ____________
_______________________________________________________
Основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже
работника______________________________________________
Д.з.: знать «словарь урока», написать эссе:
1) Труд – это право или обязанность
2) «Труд облагораживает человека» В.Г.Белинский