Конспект урока «О стихотворных размерах»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
О стихотворных размерах

(Тема урока)

Предмет

литература

Класс

6

Тема и номер урока в теме

О стихотворных размерах урок №2

Базовый учебник

М.А.Снежневская, О.М.Хренова

  1. Цель урока: продолжить формирование понятия о стихотворных размерах

9. Задачи:

— обучающие : повторить известные сведения о стихотворной речи, двусложных размерах стиха; дать понятие о трехсложных размерах

-развивающие: развивать интерес учащихся к стихотворной речи, их поэтический слух;

-воспитательные :создавать условия для формирования вдумчивого чтения истинно художественных произведений ; через подготовку квалифицированного эстетически развитого читателя – к духовно богатой, полноценной личности.

  1. Тип урока: изучение нового материала

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная

12. Оборудование: ноутбук учителя, экран, проектор, медиапрезентация, ЭОР по теме,компьютеры с установленными ЭОР; индивидуальные сообщения уч-ся.

.

СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

Организационный момент

Приложение 1

Презентация

Слайд 1

Слайд 2

1.Проверяет готовность к уроку, создает комфортную атмосферу урока

2.Определяет цели и задачи урока

Настраиваются на работу

1мин.

Актуализация опорных знаний

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

— проводит опрос по теме домашнего задания;

-прослушиваются выступления;

-чтение начала статьи учебника «Трехсложные размеры стиха»

(пиррихий,спондей);

-помогает выполнить задание по слайдам 4, 5

-дают определения понятий: стих, ритм, стопа;

-выступления по индивидуальным заданиям о ямбе и хорее;

-выполняют задание к статье: определяют размер стихотворения М.Ю.Лермонтова «Из Гете»

12

Введение нового материала. Формулирование проблемы учителем

Приложение 1

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Обращается к материалу для наблюдения с целью определения цели урока.

Помогает определять

стихотворный размер по слайдам

8 — 11

Чтение фрагмента статьи учебника «Трехсложные размеры стиха»

Записывают новые термины (дактиль, амфибрахий, анапест) в тетрадь

Разбирают примеры из стихотворения «На севере диком…»

15

Закрепление знаний учащихся о стихотворных размерах с помощью тренажеров ЭОР

ЭОР №2

ЭОР №3

ЭОР №4

Предлагает выполнить задание ЭОР практического типа индивидуально или в группах

Работают с ЭОР под руководством учителя:

-исправляют ошибки в таблице стихотворных размеров;

-определяют стихотворный размер стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»;

-определяют стихотворный размер баллады М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»

-задание 3 к статье стр.174

8

Подведение итогов

Слайд 13

Итоговое слово учителя о значении знаний о стихотворной речи: ритмике, рифме, стихотворных размерах

Обмениваются мнениями по вопросу 5 к статье.

Фиксируют выводы

2

Домашнее задание

Предлагает выполнить задание 4 к статье учебника «Трехсложные размеры стиха», индивидуальные задания нескольким учащимся определить стихотворный размер баллады Жуковского «Лесной царь» А.К.Толстого «Канут» с помощью тренажеров ЦОР

Самостоятельная работа

2

Ход урока

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

А.С.Пушкин

1.Организационный момент

— проверяет готовность к уроку (учебники, тетради)

— помогает сформулировать тему, цель и задачи урока

Учитель: ребята, посмотрите на экран (приложение 1, слайд 1),о чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( ученик выразительно читает эпиграф к уроку , высказывают свои предположения :о поэзии, о стихотворных размерах)

Вступительное слово учителя:

Говорить о стихах всегда трудно. Поэзия от грубого неловкого прикосновения тает, как снежинка в тепле. Как же быть? Не опускать же руки и не отказываться вовсе от науки о литературе! За долгие века сочинения люди накопили немало приемов, помогающих достичь взаимопонимания, описать поэтическое произведение. Одно из таких полезных орудий в руках исследователя – набор стихотворных размеров (метр), которые позволяют охарактеризовать поэтический ритм ( слайд 2)

Да, тема урока – « Стихотворные размеры». В любом сочинении-анализе поэтического текста требуется проанализировать стихотворный размер. Почему это так важно? Потому, что в поэтическом произведении важно не только содержание, но и форма – то есть ритм, звучание, музыка стихотворения, которая, собственно, само стихотворение и образует. Но самое главное – не просто определить размер, а сказать в своем сочинении (анализе) о том, ЧТО этот размер вносит в стихотворение.

Например , ямб – это торжество стиха (моРОЗ иСОЛНце..), хорей же напевен и нежен (хореем написаны почти все колыбельные — Баю-БАюШКИ…)

2. Актуализация опорных знаний

Учитель:но чтобы легко определить размер, прежде всего нужно вспомнить, что такое СТОПА?

Уч-ся дают определение стопы. Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение

Учитель: знакомы вам и двусложные размеры стиха(?) Ямб и хорей

По теме домашнего задания прослушиваются выступления по индивидуальным заданиям 1) о поэтической реформе В.К.Тредиаковского и М.В.Ломоносова (слайд 3);

— 2)О ямбе и 3) о хорее ( слайд 4) :ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге.__ / -деКАБРЬ – ключевое слово; приводят примеры

Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге / __ Ключевое слово -ХОлод —

Учитель помогает определить стихотворный размер ( слайд 5), показывает алгоритм :

1) прочтите стихотворную строфу выразительно (М.Ю.Лермонтов «Из Гете»)

2) проскандируйте ее / горны/е вер/шины/ Спят во/тьме ноч/ной….

-3)дайте ее ритмический рисунок ( В строчке 3 стопы, первый слог стопы – ударный, второй – безударный. Двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге – хорей.

Учитель: Всегда ли так бывает – чередование ударного и безударного слогов? (Работа со статьей учебника стр. 172 , слайд 5, 6) чтение/обсуждение

Пиррихий – два безударных слога в стопе (Ноче/вала/ тучка/ золо/тая…»Утес»)

Учитель: для русского стиха характерен ПИРРИХИЙ – пропуск ударения. Если бы таких пропусков не было, на что стихи были бы похожи? ( на однообразный барабанный бой)

Спондей – два ударных слога в стопе (Швед, рус/ский – колет, рубит, режет…А.С.Пушкин «Полтава») Встречается СПОНДЕЙ довольно редко. Что передает он в пушкинской «Полтаве»? ( громыханье, сумятицу боя)

3.Введение нового материала по теме «Стихотворные размеры» Статья учебника «Трехсложные размеры стиха» Слайды 7,8, 9, 10

Учитель: проведем лингвистический эксперимент – сравните два исполнения строфы из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» ( домашнее задание)

Ученик (первое чтение):

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий.

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем

— Какие слова звучат непривычно, так мы их обычно не произносим? («по корням», «сорвали», «до утра»).

Второе чтение: ( Ученик читает эту строфу, соблюдая нормативное ударение в словах: «по корням», «сорвали», «до утра»)

— Что изменилось?( Ритм) Действительно, стихотворение словно рассыпается, теряя энергетику, ритм.

Ритм – важнейший атрибут стихотворения. Ударный слог чередуется с безударным, образуя стопу. Стопа повторяется, образуя строку. Строки чередуются друг с другом, образуя стихотворение.

Познакомимся теперь с трехсложными размерами стиха. ( Чтение фрагмента статьи «Трехсложные размеры стиха» стр.172-173

-Назовите трехсложные размеры стиха (дактиль, амфибрахий, анапест) Слайд 8

Рассмотрим эти размеры на примерах из стихотворений М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова

Дактиль – трехсложный размер стиха с ударением на первый слог стопы Слайд 9

Работаем по алгоритму ( на доске):

— прочитаем стихотворную строфу выразительно;

— проскандируйте ее;

— дайте ее ритмический рисунок;

— заполните строфу ключевыми словами;

— укажите размер стиха.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

Дактиль – в переводе с греческого – «палец». Правда, похоже: три фаланги, как три слога, первый, как ноготь, отмечен ударением: / __ __ Ключевое слово ДАШЕНЬКА

Амфибрахий трехсложный размер стиха , ударный слог находится между неударными – «окруженный» Ключевое слово АЛЕША Слайд 10

Работаем по данному выше алгоритму:

В песчаных песках аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной

Журча, пробивался волною холодной…

Анапест – трехсложный размер стиха с ударением на последний слог стопы – «отраженный», то есть противоположный дактилю : __ __ / Ключевое слово АЛЕКСЕЙ Слайд 11

Работаем по данному выше алгоритму:

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг…

4.Закрепление знаний учащихся о стихотворных размерах с помощью задания №2 к статье – слайд 12 и тренажеров ЦОР.

Диагностическая самостоятельная работа (слайд 12):

определите стихотворный размер произведения М.Ю.Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…» работаем по алгоритму (амфибрахий). Обсуждение проделанной работы

— Выполняется индивидуальное тестирование за компьютером : исправьте ошибки в таблице стихотворных размеров (приложение ЭОР №2 )Если в классе большое количество учащихся, то можно поручить сильной группе выполнять тест, а слабой – работа с учебником стр.174, задание 3 – разбирают по одному примеру. Обсуждение проделанной работы.

Групповая работа за компьютерами : определите стихотворный размер стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус».( ЭОР №3)

( четырехстопный ямб)

— определите стихотворный размер баллады М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»(ЭОР №4)

(4 – стопный амфибрахий)

— Учащиеся обмениваются мнениями по вопросу 5 к статье стр.175. Слайд 13

Зачем нужно различать размеры стиха? Самое главное – это мысли и чувства художника слова, выразить которые помогают стихотворные размеры

5.Итоговое слово учителя о значении знаний о стихотворной речи

— с какими ключевыми понятиями познакомились по теме урока? (ритм, стихотворные размеры)

Окружающая жизнь, жизнь природы , людей построена на ритмах. День чередуется с ночью, на смену зиме приходит весна…Где мы еще встречаем ритмичные чередования?

( Ответы уч-ся: «В школе уроки чередуются с переменами, тикают часы, стучит сердце, ритм есть в музыке, в танцах..»

Стихи тоже построены на ритме. И в мою задачу как учителя не входит научить вас писать стихи – «оседлать Пегаса». Творчество – процесс, требующий таланта и вдохновения. Но научиться оценивать стихотворение, увидеть его красоту, глубокий смысл, стройность формы – в наших силах.

6. Домашнее задание:

1.Выполнить задание 4 к статье «Трехсложные размеры стиха».

2.Индивидуальное задание нескольким уч-ся:с помощью тренажеров ЦОР определите стихотворный размер баллады В.А.Жуковского

Приложение к плану-конспекту урока

О стихотворных размерах

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название

ресурса

Вид

ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«О стихотворных размерах»

презентация

2

Исправьте ошибки в таблице стихотворных размеров №203805

ЭОР

интер-

активное

задание

тренажер

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f5c216c2-7d9f-4ea7-a079-ccffb07c1701/?from=e9da2b94-30de-4757-a152-119d54b

3

Определите стихотворный размер стихотворения

«Парус»

М.Ю.Лермонтова

№203560

Определите стихотворный размер баллады М.Ю.Лермонтова

«Три пальмы»

№203645

ЭОР

интер-

активное

задание

тренажер

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6a80fcb6-9489-4b23-be30-8661c9ff6d16/?from=31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a&

4

ЭОР

интерак-

тивное задание

тренажер

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/431f08d2-b1b3-4507-9439-3b11487fc436/%5BLI6RK_7-03%5D_%5BTR_03%5D.swf

Использованная литература:

1.Е.Н.Басовская «Русская словесность в художественном осмыслении» Москва 1996 издательство «Центр гуманитарного образования»

2.О.М.Хренова «Методические советы. Литература. 6 класс» Москва 2011 издательство «Мнемозина

3. Интернет – ресурсы: http://eor.edu.ru

Приложение к плану-конспекту урока

О стихотворных размерах

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название

ресурса

Вид

ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«О стихотворных размерах»

презентация

2

Исправьте ошибки в таблице стихотворных размеров №203805

ЭОР

интер-

активное

задание

тренажер

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f5c216c2-7d9f-4ea7-a079-ccffb07c1701/?from=e9da2b94-30de-4757-a152-119d54b

3

Определите стихотворный размер стихотворения

«Парус»

М.Ю.Лермонтова

№203560

ЭОР

интер-

активное

задание

тренажер

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6a80fcb6-9489-4b23-be30-8661c9ff6d16/?from=31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a&

4

Определите стихотворный размер баллады М.Ю.Лермонтова

«Три пальмы»

№203645

ЭОР

интерак-

тивное задание

тренажер

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/431f08d2-b1b3-4507-9439-3b11487fc436/%5BLI6RK_7-03%5D_%5BTR_03%5D.swf

Интересный материал? Поделиться с другими:
Всё для учителя