Тема урока: «Казахский вальс»
Цель урока:познакомить учащихся с особенностями «Казахского вальса».
Задачи:
-
Образовательная: формировать представления о связи между музыкой и живописью в искусстве; повторить знания учащихся о вальсе (жанр, размер, где чаще всего используется, в песнях или в танцах); познакомить с песней«Казахский вальс» Л. Хамиди, написанной в жанре вальса, а такжес творчеством выдающейся исполнительницы, танцовщицы Ш. Жиенкуловой и художницы, изобразившей «Застывший миг казахского вальса».
-
Развивающая: развивать творческие потребности, интерес к художественному и музыкальному искусствам.
-
Воспитывающая: вызвать интерес к творчеству композиторов и художников; формировать эстетический вкус.
Ход урока:
-
Организационно-установочный этап
Добрый день, ребята! Я рада видеть вас.
Прежде чем начать урок, мне бы хотелось узнать, какое сегодня у вас настроение. Похлопайте в ладоши если у вас хорошее настроение. Я очень рада, что мы с вами начинаем с хорошего настроения.(опережающее задание)
Стихотворение Н. Листова «Я помню вальса звук прелестный»
Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс!
Теперь зима, и те же ели
Покрыты сумраком стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат…
Выход на тему. Целеполагание.
Ребята, я думаю вы догадались как называется тема нашего сегодняшнего урока.(вальс)
А я вам предлагаю познакомиться с «Казахским вальсом».
Попробуйте сами определить цель урока.
На столах есть опорные слова, можете ими воспользоваться.
— углубление знаний о жанре «вальс»,
-возможно познакомиться с музыкальным произведением
-А что бы вы еще хотели узнать?
Мозговой штурм
-Ребята, что вы уже знаете о вальсе?
Используя свои знания дайте определение слову «вальс»
Сравните с определением, данным в словаре Ожегова (дать словари)
Вальс -плавный парный бальный танец, а также музыка в ритме этого танца.
-Посмотрите на фотографии различных танцев и постарайтесь определить где танцуют вальс.
— Почему вы выбрали это фото?
-
Обучающий этап
-Ребята, на каких мероприятиях можно увидеть вальсирующие пары?
В 1940 году казахстанский композитор Латыф Хамиди сочинил первый казахский вальс. И оперная певица Куляш Байсеитова стала первой исполнительницей нового вокального произведения. Яркая музыка сразу полюбилась слушателям и «Казак вальсы» стал гимном любви и счастья. Давайте прикоснемся к замечательным звукам этого вальса.
Слушание музыки: «Казахский вальс» в исполнении Куляш Байсеитовой.
-Ребята, что вы представили, когда слушали вальс?
-Какое настроение у вас создалось?
Этой красивой музыкой, была восхищена также известная казахская танцовщица Шара Жиенкулова. Она решила поставить танец. Выучила движения венского вальса. Но классический вальс, как мы знаем, танцуют парами. А у Шары не было партнера. Тогда она создала сольный «казахский вальс». Танец был настолько красив, что казалось, что Шара не просто кружится в танце, а парит над сценой. (видео)
Физминутка по группам (придумать движения под музыку казахского вальса)
Известная казахстанская художница Гульфайрус Исмаилова была восхищена искусством Шары и создала одну из лучших своих картин – «Казахский вальс». На золотистом фоне, озаренная солнечным светом, кружится в вальсе Шара. Художница остановила мгновение, но руки, платье, воздух будто продолжают двигаться.
В нашей области могли прикоснуться к творчеству Исмаиловой посетив выставку, на которой была представлена картина «Казахский вальс»
Работа в группах «Монолог-эссе»
Ребята, представьте, что вы хотите пригласить друга в картинную галерею. Выскажите свои впечатления так, чтобы он захотел пойти.
Ребята, мы увидели с вами, что вальс представлен всех жанрах. Он вдохновляет композиторов, поэтов, танцоров и художников. И песня Латыфа Хамиди стала танцем, а танец продолжил свою жизнь в картине.
-
Рефлексивный этап «Две звезды, одно пожелание»
-
Домашнее задание (2 пункта по выбору)
-
Еще раз прослушать «Казахский вальс».
-
Удивите своих родителей, пригласив маму или папу на танец (поделиться впечатлениями на следующем уроке)
-
Создать иллюстрацию еще раз прослушав «Казахский вальс».
-
Сочинить четверостишье или небольшое стихотворение «Казахский вальс»