КГУ «Первомайская средняя школа» |
Путешествие на поезде «Здоровье» |
Конкурсная программа для учащихся 6 класса |
Алейникова Е.В. 2015-2016 учебный год
|
Здоровье до того превышает все остальные блага,
что здоровый нищий счастливее богатого короля.
А.Шопенгауэр
Цель: пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
1) сформировать убеждение учащихся в необходимости серьёзного отношения к своему здоровью;
2) реализовать детскую инициативу;
3) выработать навык работы в команде.
Оборудование и инвентарь:
– таблички “станций”;
– бинты, жгуты, спортивный инвентарь;
– цветные жетоны (1–5 баллов);
– лекарственные растения;
– картинки и гербарий, цветки лекарственных растений.
Подготовка к мероприятию.
Классам дается задание – подготовиться к викторинам. Название викторины – название “станции”. Выбирают команды от класса – 6–8 человек (по договоренности) и группу поддержки (от болельщиков).
Ход путешествия
1. Организационный момент. Слово ведущего.
Ведущий. Сегодня мы отправляемся в путешествие на поезде “Здоровье”. Каждый класс размещается в двух вагончиках: в 1-м – команда, 2-м – болельщики. Путешествие наше будет, как и на любой детской железной дороге, – по кольцу. Каждая команда находится на станции в течение 5 минут, затем (переход) в течение 2–3 минут наш состав передвигается от одной станции до другой. Время прибытия на каждую станцию указано в маршрутном листе вашей команды. Капитаны команд получают маршрутные листы.
Штрафные санкции (очки минусуются):
– за шумное поведение на конкурсах и в пути;
– несвоевременное прибытие;
– грубость.
Станции располагаются в кабинетах школы. На дверях – таблички с названиями станций; в кабинетах – жюри. Вопросы викторины оцениваются для команды от 1 до 3 баллов, болельщиков – 1 балл.
2. Проведение викторин (путешествие по станциям).
I станция «Зеленая аптека».
Оборудование: презентация РР, гербарий.
Вопросы:
-
Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валериана, сердечные болезни).
-
У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы или соцветия? (Липа, первоцвет, календула, ромашка, пижма, кукурузные рыльца).
-
У каких растений в качестве сырья используют корни и корневища? (Аир, валериана, девясил, женьшень, лопух, солодка).
-
У каких растений в качестве лекарственного сырья используются плоды? (Боярышник, шиповник, рябина, черника, смородина, облепиха, калина, малина).
-
Какие ядовитые растения являются лекарственными? (Белладонна, дурман, ландыш майский).
-
Это прозвище недаром у красивого цветка,
Капля сочного нектара и душиста и сладка,
От простуды излечиться
Вам поможет … (Медуница)
-
Появились бубенчики —
Белые горошки.
Распустились колокольчики
На зеленой поляне. (Ландыш майский)
-
Почему в бане парятся березовым веником? (Фитонциды листьев березы убивают микробы).
-
Необычные листья этого дерева выделяют фитонциды, убивающие микробы, лечат от цинги, используются для успокаивающих ванн. Назовите его? (Сосна).
II станция «Мойдодыр».
-
Чем чистить зубы в лесу? (Древесным углем, мятой, расщепленной веточкой сосны, ели, дуба).
-
Как спастись от комаров? (Дымовая завеса, ветка ромашки, запах гвоздики, черемухи).
-
Какое дерево избавляет ноги от запаха пота? (Кора дуба).
-
Ягоды этого растения отбеливают кожу лица, делают ее упругой? (Земляника).
-
Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок, настоем умываются, моют голову? (Чистотел).
-
Листья и корни этого растения используют от боли при ушибе? (Лопух, подорожник).
-
Листья этого растения обжигают нас,
Сок листьев этого растения спасает нас.
Весной его используют на суп,
Голову мыть его отваром – волосы растут. (Крапива – кровоостанавливающее, витаминное средство, ускоряет рост волос).
-
Волосы, вымытые в отваре этого растения, приобретают золотистый оттенок, а при умывании кожа становится бархатной. (Цветы ромашки).
-
Масло этого растения втирают в кожу головы, чтобы волосы лучше росли. (Репейное масло).
III станция «Кафе «Робинзон»».
Раздаются картинки (Приложение 1) с изображением и названием растения. Дети должны назвать блюда, которые можно приготовить из них.
-
Крапива – суп, салат.
-
Борщевик – напоминает куриный бульон, листья похожи на морковь, корневище заменяет сладкие плоды).
-
Дуб – из желудей приготавливают кашу, лепешки, оладьи.
-
Одуванчик – салат из листьев, варенье, чай.
-
Черемуха – ягоды добавляют в пироги, варят кисель, напитки.
-
Лопух – корень заменяет морковь, петрушку.
-
Дикий лук, чеснок – приправа, витаминное средство.
IV станция «Скорая помощь».
-
Остановить кровотечение с помощью жгута.
-
Оказать первую помощь при переломе.
-
Какие растения используют для остановки кровотечения? (Пастушья сумка, крапива, тысячелистник).
-
Какие растения используют для лечения нарывов? (Алоэ, подорожник, календула, каланхое, капуста).
-
Какие растения используют при сердечном приступе? (Настойка ландыша, валерианы, пустырника).
-
Какие растения используются как жаропонижающие средства? (Малина, лимон).
-
Какие растения используются при расстройстве желудка, кишечника? (Подорожник, черемуха, черника – плоды).
-
Оказать первую помощь при тепловом и солнечном ударе.
-
Оказать первую помощь при укусе ядовитыми животными.
V станция «Спортивная».
-
Показать комплекс гимнастики для глаз.
-
Показать комплекс гимнастики на осанку с гимнастической палкой.
-
Показать комплекс гимнастики на внимание.
-
Показать комплекс гимнастики на релаксацию (расслабление).
-
Показать комплекс гимнастики для шеи, плечевого пояса, рук.
-
Назвать виды спорта, входящие в Зимние Олимпийские игры (Хоккей, фигурное катание, лыжи, биатлон).
-
Назвать виды спорта, входящие в Летние Олимпийские игры (Плавание, легкая атлетика, футбол, велосипед).
-
Что такое культуризм? (Развитие определенных мышц тела).
VI станция «Неболейка».
-
Какие меры профилактики гриппа в зимнее время Вы знаете?
-
Назовите болезни «грязных рук» (Желудочно-кишечные расстройства, дизентерия, гепатит (желтуха)).
-
Какие болезни таит в себе глоток воды из реки или озера? (Холера, дизентерия, гепатит, сальмонеллез, гельминты).
-
Почему нельзя сразу после занятий физкультурой пить холодную воду? (Резкое охлаждение может вызвать ангину).
-
Как избежать заболевания педикулезом? (Мыть чаще голову, не пользоваться чужими расческами, не ложиться в чужую постель).
-
Почему нельзя гладить незнакомых собак? (Возможно заражение глистами, блохами, лишаем).
-
Признаками какого заболевания может быть покраснение, зуд? (Возможна чесотка, обратиться к врачу).
-
Как избежать солнечного удара? (Носить головной убор и не находиться долго на солнце).
VII станция «Вредные привычки».
На плакате аккуратно одетый, причесанный человек. Сверху плаката — накладные рисунки к вопросам. При ответе на вопрос о вредных привычках убираются соответствующие картинки и остается только рисунок на плакате.
Ведущая: Перед вами образ неряшливого человека. Попробуем узнать, какие вредные привычки привели его к этому облику.
-
Почему нельзя грызть кончик карандаша, ручки? (Зубы будут неровными, инфекции,…).
-
Почему нельзя курить? (Желтые зубы, запах изо рта, кашель).
-
Как влияет на здоровье и внешний вид употребление алкоголя? (Расширяются сосуды – красный нос, жилки на лице, болезни печени, желудка).
-
Как можно догадаться, что человек употребляет наркотики? (Красный цвет лица и глаз, расширенные зрачки, агрессивность, худоба, бледность, прыгающий взгляд).
-
Как часто и зачем нужно мыть голову?
-
Подружка просит Вас дать ей свою расческу. Что Вы сделаете?
-
Почему нельзя грызть ногти? (Под ногтями микробы, яйца глистов).
-
Почему нельзя брать в рот несъедобные предметы? (Можно проглотить, проколоть небо или щеку, заразиться болезнями).
-
Почему нельзя меняться одеждой, обувью, головными уборами? (Можно заразиться кожными, инфекционными заболеваниями, вшами, грибком).
VIII станция «Туристическая».
Узкая тропинка. Обозначают 2 узкие «тропинки» длиной 3 – 6 м и шириной 25 см (мелом). Тропинки заканчиваются кругом в 1м. В каждой команде равное и четное количество участников. По команде «Марш» один из игроков каждой команды берет на спину «живой груз», т.е. члена своей команды, и старается как можно скорее добраться до конечной площадки, чтобы оставить там «груз», вернуться к месту старта. Только после этого вступает в действие следующая пара, не выходя за «тропинку» (штраф 1 очко).
Переправа. (Тренировка равновесия). Переправляется по бревну (дереву) каждый участник отдельно. За сход с переправы начисляется штрафное очко.
Бег по кочкам. По команде ребята бегут наперегонки по «кочкам», которые обозначены кругами или расчерчены мелом. Круги располагаются на расстоянии 80-100 см. Участники штрафуются, если наступят на границу круга или за его пределы. В таком случае игрок возвращается на старт и начинает бег сначала.
Укладка рюкзака. По команде укладывают рюкзак с туристическими принадлежностями. Затем застегнуть, подогнать заплечные ремни. Каждый из участников, уложив рюкзак, докладывает: «Готов!». Проверяется руководителем, он штрафует за ошибки. Тяжелые вещи внизу. Мыло, кружка – в боковых карманах.
III. Подведение общих итогов мероприятия. После общего сбора – подведение итогов. Награждение команд-победительниц и лучшего участника, лучшего болельщика.
Приложение 1