Эстетика эксперимента и ранний русский авангард
Авангардистские течения:
- Фовизм Экспрессионизм Кубизм Футуризм Абстракционизм Супрематизм
- Фовизм Экспрессионизм Кубизм Футуризм Абстракционизм Супрематизм
- Фовизм
- Экспрессионизм
- Кубизм
- Футуризм
- Абстракционизм
- Супрематизм
Все авангардистские течения имеют одно общее:
Они отказывают искусству в прямой изобразительности, отрицают познавательные функции искусства. За отрицанием изобразительных функций неизбежно следует и отрицание самих форм, замена картины или статуи реальным предметом.
Казимир Малевич. Автопортрет.
Рождение супрематизма из алогичных полотен Малевича с наибольшей убедительностью проступило в картине под названием «Композиция с Моной Лизой»
Откровение настигло Малевича во время работы над вторым изданием брошюры «Победа над Солнцем». Готовя рисунки, он сделал последний шаг на пути к беспредметности.
Новорожденное направление некоторое время оставалось без названия, затем Малевич написал брошюру «От кубизма к супрематизму», в которой дал объяснение термина «Супрематизм» (от лат «супрем» — «превосходство», «доминирование»). Этим словом Малевич стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи. Эта книжечка-манифест распространялась на вернисаже «0,10» (ноль-десять).
Главной картиной там стал «Черный квадрат»
«Черный квадрат» словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к пластической формуле, где доминирует полюсность черного (полное отсутствие цвета и света) и белого (одновременное присутствие всех цветов и света)
Подчеркнуто простая геометрическая форма-знак, не увязанная ни ассоциативно, ни пластически, ни идейно ни с каким образом, предметом, понятием, уже существовавшим в мире до нее, свидетельствовала об абсолютной свободе художника.
«Супрематизм в своем историческом развитии имел три ступени черного, цветного и белого,»- писал Малевич в книге «Супрематизм».
Черный этап начинался с трех форм – квадрата, креста, круга.
«Черный квадрат» Малевич определял как «нуль форм», базисный элемент мира и бытия. «Черный квадрат», «Черный крест», «Черный круг» были «тремя китами», на которых зиждилась система супрематизма в живописи
Цветной период начинался также с квадрата – его красный цвет служил, по мысли Малевича, знаком цветности вообще.
Своей последней стадии супрематизм достиг в 1918 году.
Малевич был мужественным художником, идущим до конца по выбранной стезе: на третьей ступени супрематизма из него ушел и цвет. В середине 1918 года появились полотна «белое на белом», где в бездонной белизне словно таяли белые же формы.
Портрет М.В. Матюшкина
Туалетная шкатулка
Станция без остановки
«Корова и скрипка»
«Супрематизм»
(более 60 млн долл)